Кыргызстан: Нужно ли нам послание президента?
Первое и пока единственное послание действующего Президента народу Кыргызстана и парламенту было озвучено Сооронбаем Жээнбековым с трибуны Жогорку Кенеша 27 июня 2018 года. Оно длилось около 35 минут и по мнению политологов и экспертов, в основном было повторением уже озвученных главой государства на Совете безопасности в начале 2018 года тезисов. Борьба с коррупцией, судебная реформа, права человека – были основными темами послания. Критиками документа отмечалось, что послание не конкретизирует направления развития страны ни по срокам, ни по инструментам достижения, ни по маркерам исполнения. Но после атамбаевского затишья, а Атамбаев не выступал с посланием ни разу, уже сам факт, что Сооронбай Жээнбеков вышел к трибуне с тем, чтобы обратиться к народу, воспринималось, как позитивный сигнал.
С тех пор прошло уже более года. В стране произошел ряд событий, встряхнувших нацию и создавших предпосылки для политического кризиса. Кыргызское общество хочет опять услышать президента, чтобы понять, прежде всего, что ждет страну в ближайшее время.
Послание, как программный документ.
По Конституции президент Кыргызской Республики может выступать с посланием к народу и парламенту, но не обязан это делать.
Авторы Основного закона после 2010 года, исключая норму об обязательных и регулярных посланиях президента, объясняли свою позицию по этому вопросу, изменением формы правления в стране. То есть, до тех пор, пока президент был главным в системе управления, естественно, что он должен был обозначать некие ориентиры для всех ветвей власти и социума. Но, в парламентской республике у президента остаются только представительские фукции. Следовательно, его послания, если они есть, носят рекомендательный, но не обязательный к исполнению, характер. Однако, парламентской демократией в ее классическом варианте Кыргызстан пока не стал. Президент все так же остается главным действующим лицом на политической арене, поэтому его послания и обращения очень важны. Ведь в них должны излагаться основные направления развития страны и президентское видение по ним. Глава государства может и должен выделять главные, ключевые проблемы и задавать вектор для механизмов их решения.
Иначе, происходит дезориентация в обществе. Не ясны ориентиры, не очерчены правила игры. Куда ведет власть страну, какие цели и когда будут и должны быть достигнуты. Ваакум заполняется слухами, часто дестабилизирующего свойства.
Когда будут выборы в парламент.
Выступая в парламенте весной этого года с коротким завялением в защиту правительства, Сооронбай Жээнбеков пообещал, что осенью будут объявлены правила игры, по которым пройдут предстоящие парламентские выборы. Первый осенний месяц на исходе. Когда придет президент в парламент и придет ли вообще, кажется не знают даже в его аппарате. Скорее всего общая стратегия по предстоящим выборам со стороны Белого дома до сих пор так и не выработана, и поэтому общество полно слухами. Главный и особенно муссируемый последнее время – это слух о предстоящем роспуске Жогорку Кенеша.
Сценарии в интерперетации разных рассказчиков равзняться в деталях. Есть вариант с роспуском в декабре и выборами в феврале и есть вариант с роспуском после новогодних праздников и выборами весной.
Все эти конспирологические теории возникают потому что Белый дом не спешит заполнять информационный провал. И кажется, а вдруг это правда и власть хочет провести досрочные выборы, по ускоренному варианту, чтобы не допустить никаких неожиданностей и набрать лояльное парламентское большинство.
На примере Казахстана.
Со второго сентября Казахстан обсуждает первое послание своего второго президента Касым-Жомарта Токаева. Экспертное сообщество вдохновлено тем, что Токаев заявил о необходимости политической модернизации. Это было новым, по сравнению с традиционными посланиями Назарбаева, где на первом месте всегда была экономика. Скептиков, конечно тоже хватает. Токаева критикуют за недостаточную конкретику в политическом блоке послания, в отличие от блока, посвященного экономике. Но, даже критики вынуждены признать, что власть старается реагировать на запросы общества.
Каким может быть послание Сооронбая Жээнбекова.
Если уж мы пришли к выводу, что социум хочет услышать своего президента, который обозначит четкие цели и задачи, стоящие перед страной на предстоящий предвыборный год, то давайте представим, каким могло бы быть содержание второго послания Сооронбая Жээнбекова.
Основные тезисы:
- Выборы в парламент. Когда, будут ли еще какие-то изменения в избирательное законодательство, если да, то какие. По роспуску или самороспуску Жогорку Кенеша.
- Правительство. Выполняет ли в полной мере возложеные функции. Плюсы и минусы кабинета Абылгазиева. Будет ли смена правительства.
- Борьба с коррупцией. Коррупционные схемы и громкие коррупционые дела.
- Ситуация на кыргызско-таджикской границе – когда будут демаркированы и делимитированы следующие участки границы, как продвигаются переговоря, в чем состоят предложения таджикской стороны и т.д.
- Основные экономические проекты, на которые власть хочет сделать акцент. На сколько пунктов страна поднимется в рейтинге doing business до конца следующего года.
- Судебная реформа – цель, достижения. Как будет в дальнейшем обеспечиваться независимость судов.
Это лишь часть проблем, реакцию власти на которые хочет услышать общество. И все еще надеется услышать. Подождем.
Редакция мнение автора может не разделять и ответственности за публикацию не несет.
Поделиться: