Казахстану требуется новая партия

Дата:
Казахстану требуется новая партия

На мой взгляд, Казахстану сегодня в новых условиях и реалиях демократизации и реформирования общества требуется новая политическая Национально-демократическая партия либерально-патриотического типа. Эта партия должна объединить представителей научной и творческой интеллигенции, инженеров, учителей и врачей, старшее поколение и молодежь,  представителей малого и среднего бизнеса и в целом всей думающей и патриотической части казахстанского общества.

Новая партия должна основываться на принципах общенационального казахстанского патриотизма и общей ответственности за судьбу страны.

Конечно, сегодня в нашей стране существуют авторитетные уважаемые партии на левом (КНПК) и правом фланге (Акжол), а также центристская правящая партия «Нур Отан». Тем не менее, создание новой партии это вопрос времени и в конечном итоге она будет создана.

Безусловно, создание этой качественно новой партии инновационного типа в Казахстане в ближайшей перспективе – это объективное и закономерное требование времени.

Несомненно, сегодня в нашей стране существует мощный запрос общества на создание такой демократической партии с синтезом патриотической основы и либеральными ценностями. И существующий вакуум в политическом спектре Казахстана могла бы занять эта партия.

В этой связи возникает вопрос, какое место могла бы занять такая партия в общественно-политической системе Казахстана?

Национально-демократическая партия Казахстана (НДПК) или  Конгресс демократических сил Казахстана или скажем иная партия либерально-патриотического типа могла бы играть роль конструктивной системной оппозиции: поддерживающей стратегический курс Главы государства – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева на политическую и социально-экономическую модернизацию Казахстана  и  при этом предлагать свои альтернативные решения тех или иных возникающих проблем. Такая партия, безусловно, будет, несмотря на возможную резкую и болезненную реакцию госаппарата и бюрократии, всегда оставаться в правовом поле конструктивного сотрудничества и взаимодействия с властью. Конечно, абсолютной гарантией такой ситуации будет являться то, что в существующих политических и экономических реалиях Казахстана новая национально-демократическая партия  в стране не может на первых порах быть основной в качестве главной политической силы. При этом такая партия будет наиболее конструктивной с точки зрения предложения  эффективных и универсальных оптимальных решений, а также может сыграть определяющую роль в дальнейшей консолидации общества  вокруг политики Главы государства на основе общенационального патриотизма и социальной справедливости.

Несомненно, новая национально-демократическая партия продолжит и укрепит наследие Главы государства, и как общенациональная патриотическая сила будет отстаивать независимость и территориальную целостность Казахстана, его культурно-исторические традиции.

Новая прогрессивная партия патриотического типа в своей программе может ставить  цель: «Казахстан должен стать одним из ведущих государств мира в машиностроении, металлургии, развитии новых технологий, производстве автомобилей и электроники».

Кроме того, НДПК будет развивать малый и средний бизнес и это станет основой среднего класса, который будет поддерживать реформы, курс и программу партии на модернизацию экономики.

Основой любой либеральной партии в мире, в том числе в Казахстане являются базовые  классические ценности, такие как уважение к правам и свободам человека, частной собственности, свободе слова, собраний и печати, демократическим выборам.

Поэтому главные ценности и приоритеты новой партии в нашей стране, на мой взгляд, заключаются в следующих ключевых аспектах и постулатах:

«Казахстан – это сильное и эффективное государство с общенациональной идеей» первым приоритетом в данной сфере является - это институт президентской власти и парламентаризм. Оно заключается в формуле единства и сотрудничестве всех ветвей власти и институтов гражданского общества и повышения политической ответственности депутатов всех уровней.

Следующими приоритетами деятельности партии являются свобода, закон, согласие, социальная справедливость, равенство, патриотизм, ответственность гражданина перед обществом и общества перед гражданином, единство прав и обязанностей человека. Свобода личности, право частной собственности, конкурентная рыночная экономика.

Демократизация политической системы, т.е. при наличии необходимой общественной поддержки партия должна возможность проводить соответствующий политический и социально-экономический курс.

 Роль государства в обеспечении законности и честной конкуренции. Качество управления госсобственностью. Приоритет – высокотехнологичных инновационных отраслей экономики, образования, науки и промышленности.

Частная собственность, конкурентная рыночная экономика. Новая партия должна быть ориентирована на обновлённый либерализм XXI века, признающий всеобщую ответственность государства и граждан за создание «Общества всеобщего благополучия и равных возможностей» и предотвращение «провалов рынка»; один из приоритетов партии – это социальное государство.

Например, социальная поддержка пенсионеров, рабочей и творческой молодежи, защиты материнства и детства, доступная ипотека в 1-5 %, стимулирование жилищного и арендного строительства с правом выкупа.

В классическом варианте будем исходить из следующих принципов деятельности политической партии и рассмотрим их более подробно и детально.

В политической системе общества политическая партия должна выполнять следующие основные функции:

  1. Определять политическую цель. Разрабатывать идеологию и программу партии. Партия будет стремиться определить стратегию и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.
  2. Выражать общественные интересы.
  3. Создать долгосрочную социальную и идеологическую основу партийной деятельности. Формировать соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ и социальные сети.
  4. Формировать и обеспечивать связи между представительными органами власти и обществом; создавать вместе с другими политическими институтами механизм государственного и общественного управления; обеспечивать стабильность правительственных структур и механизмов.

Среди основных направлений деятельности политической партии следует особо выделить выработку программных установок, социально-экономической и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные подготовленные кадры.

Политическая партия стремится обеспечить единство действий своих сторонников, организовать поддержку среди своих союзников. Идеологическая функция партии выражается в политической деятельности, направленной, с одной стороны, на производство идей, а с другой - на «производство сторонников». Партия выступает инициатором и является мозгом и штабом по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных групп населения гражданского общества. Существенными компонентами этих концепций являются модели развития и функционирования общества в целом. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партии направлена на широкое распространение, пропаганду и популяризацию этих концепций и иных идей, отвечающих их долгосрочным целям.

Партия стремится:

  1. Воспитывать своих сторонников и потенциальный электорат в целом в духе разделяемых ими традиций, ценностей и идеалов.
  2. Выработать чувство причастности к формированию и проведению в жизнь определенной политической линии партии.
  3. Привлечь к себе широкий круг сторонников.
  4. Приобщить население, и прежде всего молодежь, к активной политической деятельности под идеями общенационального патриотизма и социальной справедливости.

Естественно, что вся эта деятельность определяется конечными обоюдными целями партии и интересами представляемых ими социальных групп.

В случае, когда партии удается разработать идеологически привлекательную и подтверждаемую практикой политическую доктрину, расширяется социальная база партии, что в решающей степени способствует достижению положительных результатов на выборах. И наоборот, чем крепче держится та или иная партия за устаревший теоретический и концептуальный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу с динамичным временем перемен.

Весьма важным и показательным для любой партии является представительство интересов соответствующих социальных групп. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства интересов реализуется, во-первых, путем аккумуляции и концентрации общих интересов социальных групп на основе согласования специфических особых интересов их различных слоев, во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы влияния на эти органы в процессе принятия политических решений в интересах общества и граждан.

Партия играет существенную роль в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политической системе.

 Партия разрабатывает и формируют политику, которая определяет направленность движения всей общественно-политической системы. Степень участия партии в выработке политической линии, объем и эффективность реализации этой функции являются индикаторами положения партии в реальной политической системе страны.

Политическая партия в Казахстане сегодня является неотъемлемым элементом политической системы общества. Она выступает носителем политического курса, служит выразителем интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Политическая партия должна развиваться как демократическая сила, основанная на принципе патриотизма и ответственности. Деятельность партии является показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления, и чем результативнее она станет осуществляться, тем прочнее будет гражданское общество.

Эффективность демократических институтов предполагает реальность осуществления гражданами их политических прав, в частности права на объединение, а для этого необходима правовая культура, гарантирующая гражданам свободу выбора. При этом реализация конституционных принципов многопартийности и идеологического многообразия непосредственно предполагает активное участие граждан в управлении государством. Политические партии в Казахстане являются сегодня единственными субъектами, реализующими волю избирателей в представительных органах государственной власти.

Такая ситуация предполагает максимально возможный доступ политических сил к избирательным процедурам выборного процесса, разумное и оптимальное упрощение их создания.

Это основные классические принципы деятельности партии в теории и на практике. Что касается партийного строительства в Казахстане.

Вспомните недавнюю историю, 30-лет назад в советском Казахстане в Верховном Совете республики работало 510 депутатов, которые представляли все слои казахстанского общества. Сейчас в двухпалатном Парламенте Казахстана – 154 депутата.

На мой взгляд, эффективность деятельности Парламента Казахстана была выше именно в советское время.

На наш взгляд, для более полного, логического и широкого представительства партии в законодательной ветви власти страны, требуется рассмотреть вопрос о расширении состава Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Как известно, Мажилис Парламента страны сегодня состоит из 107 депутатов. 98 депутатов избираются по пропорционально-списочной системе с 7-процентным рубежом по общенациональному округу, 9 — избираются Ассамблеей народа Казахстана. С учетом общественно-политической значимости данного вопроса для демократизации политической системы предлагаю увеличить количество депутатов Мажилиса казахстанского Парламента до 180 депутатов. По одному депутату от 100 тысяч человек. Сегодня население Казахстана составляет более 18 миллионов человек и соответственно в Мажилисе Парламента страны должно быть согласно этой логической закономерности представлено 180 депутатов.

Таким образом, в Парламенте страны будет представлено более широкое представительство фракций политических партий. Например, возможно по итогам парламентских выборов формировать полноценные  партийные фракции ДПК «Акжол» и КНПК в количестве 20-30 депутатов.

Например, сейчас в настоящее время партии «Акжол» и КНПК имеют свои фракции в Мажилисе Парламента РК в количестве всего в 7 депутатов. И это свидетельствует о слабой вовлеченности данных партий в принятие стратегических и ключевых решений законодательного характера.

У нас сегодня в Мажилисе Парламента РК представлены две фракции партии «Акжол» и народные коммунисты, которые пытаются в меру своих скромных возможностей консолидировано решать те или иные законодательные вопросы с главной политической силой страны с партией  «Нур-Отан», которая имеет абсолютное конституционное большинство в законодательной ветви власти страны.

Немалый вклад в авторитет данной политической силы придает то, что Лидером партии является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. На основании этих особенностей политического процесса можно сделать вывод, что данная партия доминантна, и она абсолютно контролирует все партийное поле страны.

Я считаю, что оппозиционным партиям для того, что бы повернуть народ к себе лицом нужно менять свою стратегию кардинально, причем надо главным образом делать упор на социальную составляющую. Сегодняшней конструктивной оппозиции не хватает сильного, молодого, известного, энергичного лидера, который мог бы вселять всем своим видом «уверенность в завтрашнем дне» и в том, что он понимает, зачем ему власть и что он собирается с ней делать. Именно такого Лидера партии сегодня не хватает Казахстану. В свою очередь правящей партии нужно вести более открытую политику и прислушиваться к мнению конструктивной оппозиции.

                На мой взгляд, сегодня в Парламенте страны должны работать умные и достойные представители общества, профессионалы, прошедшие большую жизненную школу, знающие реальные нужды регионов и наших граждан, настоящие патриоты нашей страны. Их опыт и знания, советы и предложения помогут Правительству вырабатывать более эффективные решения, быстрее откликаться на актуальные вызовы времени.

Главное, что нам нужно делать, это существенно пересмотреть  социально-экономические программы и проекты финансового блока Кабинета министров. Это сложный вопрос. И это связано не столько с определенными традициями, но и с устоявшимися стерео¬типами, приоритетами и законами нашего времени.

В новых условиях нам нужны прагматичные меры, базирующиеся на хорошо продуманные и просчитанные решения.

Сегодня Казахстану требуется Закон о стратегическом планировании. Потому что нет структуры, который бы его реализовывал. С этой целью предлагаю создать Агентство по стратегическому планированию. Задачами этого ведомства являлись бы экспертиза и прогноз, согласование проектов министерств и ведомств, выработка генеральной линии развития в виде индикативных планов и программ.

Кроме того, агентство могло бы разработать основные приоритетные направления диверсификации казахстанской экономики на основе инновационных проектов.

В целом в стране есть программа-максимум – это реализация Стратегии «Казахстан – 2050». Тем не менее, в стране должны быть разработаны альтернативные проекты социально-экономического развития нашего государства.

В стране должна быть разработана национальная концепция эффективной инновационной модели экономики, со своей методикой планирования, финансирования, создана соответствующая инфраструктура при строгом контроле за финансовой деятельностью, системой экономии материальных ресурсов.

И как раз за реализацию этих проектов могла бы взяться новая партия, в том числе и через инициирование принятия законов в Парламенте страны.

                На мой взгляд, конструктивная национально-демократическая патриотическая оппозиция в Парламенте будет требовать от Правительства более эффективной реализации социально-экономических программ, выполнения четко поставленных задач, разработки необходимых законов и просто слаженной работы.

В том законодательном процессе, которое происходит в стенах Парламента, имеются, безусловно, положительные стороны. Плюсы в том, что в дискуссиях, в столкновении различных точек зрения происходит выработка лучших решений и согласование их со всеми институтами гражданского общества.

При этом в любом цивилизованном обществе партия, не получившая большинства на парламентских выборах, уходит в оппозицию и доказывает свою правоту в рамках политических дискуссий в обществе.

Сегодня принципиально важным становится вопрос объединения всех здоровых и конструктивных сил общества на патриотической основе.

Что же может послужить объединяющей платформой объединения либерально-демократических сил в Казахстане?

Я думаю, что таким фактором должны быть современные и передовые идеи улучшения, модернизации всех сторон нашей жизни в Казахстане. Если эти идеи станут результатом серьезного общественного обсуждения, тогда эти идеи, планы, эта модель будущего Казахстана станет привлекательной для всех здоровых демократических и патриотичных сил общества.

Новая демократическая партия патриотического типа должна  основываться на принципах уважения к основным общечеловеческим правам и свободам: праву на жизнь, на свободу выбора места жительства, на свободу слова, печати и информации, на честные выборы, на справедливый и независимый суд.  Кроме того, партия должна популяризировать любовь к общей Родине, к своему народу, языку и культуре. В политической практике  патриотизм должен выражаться в прагматизме. Любые государственные и управленческие решения, будучи по своему содержанию направленными на пользу своему народу и своему государству, должны быть практичны, органичны и исполнимы.

Абсолютно уверен, Казахстану на долгосрочную перспективу нужен объективный путь эволюционного развития и в этом заключается ключ к успешному и благополучному развитию нашей страны.

Автор Утеубаев Марат Толеутемирович

Источник


Поделиться:

Дата: