Казахстан и ООН: растущие контуры сотрудничества
2 марта 1992 года Казахстан стал членом Организации Объединенных Наций (ООН), окончательно закрепив свой статус полноправного субъекта системы международных отношений. Все последующие годы суверенной истории наша страна придавала большое значение сотрудничеству с этой самой авторитетной международной организацией.
Формат этого взаимодействия постоянно расширяется. Республика Казахстан входит в состав двух рабочих органов ООН – Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) и Экономической и Социальной Комиссии Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО). Кроме того, Казахстан активно участвует в составе основных и вспомогательных органов ООН, избираясь в них на выборной основе. То, что нашей стране неоднократно предоставлялось такое право, еще раз свидетельствует о ее растущем международном авторитете.
Наиболее наглядно это иллюстрируют следующие факты. На сегодняшний день Казахстан является членом Экономического и Социального Совета ООН (2014-2016 гг.), Комиссии по наркотическим веществам (2014-2017 гг.), Координационного Совета Совместной программы ООН по ВИЧ/СПИД (2014-2016 гг.), Комиссии по положению женщин (2014-2017 гг.), Комитета Всемирного Наследия ЮНЕСКО (2013-2017 гг.). Важно отметить, что в 2015-2016 годы Казахстан являлся вице-председателем 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Большим событием в истории казахстанской дипломатии стало избрание 28 июня 2016 года Казахстана непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2017-2018 годов.
Политика нашего государства в рамках ООН формируется на основе учета интересов Казахстана по всему комплексу вопросов, рассматриваемых повесткой дня ООН. В том числе, в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, Аддис-Абебского Плана действий Третьей Конференции ООН по финансированию развития, Парижского соглашения по изменению климата, Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы. При этом особое внимание уделяется укреплению сотрудничества под эгидой ООН в области разоружения, экономики, экологии, социального и устойчивого развития, миротворческой деятельности, развития международного права, соблюдения прав человека, гендерного равенства, в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом. Такой широкий охват проблем свидетельствует об ответственном и принципиальном подходе Казахстана к вопросу сотрудничества с ООН.
Елбасы всегда придавал большое значение налаживанию личных контактов в рамках ООН. Об этом свидетельствуют его многочисленные визиты в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке и активное участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, Н. Назарбаев принял участие в 70-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также в Саммите ООН по Целям устойчивого развития осенью 2015 года.
Такое конструктивное сотрудничество с ООН не могло остаться незамеченным и получило позитивный отклик у руководства ООН. Поэтому не удивительно, что официальные визиты в Казахстан Генеральных секретарей ООН стали привычной практикой. Так, в бытность Генсеком ООН Кофи Аннана, он побывал в Казахстане 17-18 октября 2002 года, а его преемник Пан Ги Муна - 6-7 апреля 2010 года. Кроме того, Пан Ги Мун в качестве главы ООН представлял Организацию на саммите ОБСЕ 1-2 декабря 2010 года в Астане. Генсек ООН также участвовал в V Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане 9-10 июня 2015 года.
Членство Казахстана в ООН не носит сугубо протокольный характер, а было динамичным и насыщенным инициативами процессом. Это позволило нашей стране не просто успешно интегрироваться в международное сообщество, а стать его заметным участником, к мнению которого прислушиваются и считаются. Этому способствуют разнообразные и конструктивные инициативы, с которыми регулярно выступает Казахстан. Часть из них уже воплотились на практике, а другие находятся на стадии реализации. Напомним некоторые из них:
- созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА);
- создание Специальной Программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА);
- реабилитация зон экологической катастрофы Арала и Семипалатинска;
- Программа партнерства «Зеленый мост», которая была поддержана на двух Конференциях региональных комиссий ООН (ЭСКАТО и ЕЭК) и на Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20;
- разработка Глобальной энерго-экологической стратегии, основные компоненты которой отражены в итоговом документе Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20;
- объявление 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний;
- объявление 2010 года и 2013-2022 гг. Международным годом и Международным десятилетием сближения культур;
- в целях реализации инициатив Президента РК Н.Назарбаева по борьбе с терроризмом и противодействию насильственному экстремизму с контртеррористическими подразделениями ООН и с государствами-членами проводится работа по инкорпорированию основных постулатов инициативы в деятельность Организации и их отражению в документах ООН;
- Манифест Главы Государства «Мир. XXI век» был направлен в адрес руководства ООН и распространен на шести официальных языках среди всех государств-членов ООН с регистрационными номерами A/70/818 в качестве документа Генассамблеи и S/2016/317 в качестве документа Совбеза.
В ходе сессии ГенАссамблеи ее участники были ознакомлены с этим принципиально новым программным документом казахстанского лидера. В этом знаковом антивоенном акте изложена позиция Казахстана по судьбоносным для человечества вопросам войны и мира, об угрозе ядерного апокалипсиса в случае отказа международного сообщества от продвижения к полному запрету ядерного оружия. Он также содержит постулаты о Плане Глобальной стратегической инициативы ГСИ– 2045, который предлагается воплотить в жизнь к 100-летнему юбилею ООН. Он направлен на устранение корневых причин войн и конфликтов и отмечает важность выстраивания нового тренда развития на основе равного и справедливого доступа всех наций к инфраструктуре, ресурсам и рынкам.
Документ получил высокую оценку заместителя Генерального Секретаря ООН – Администратора ПРООН Х.Кларка. По его мнению, идеи и дух Манифеста «Мир. XXI век», а также открытость Президента РК Н.А.Назарбаева и его «уникальное видение пути к достижению одной из самых важных задач человечества: защите людей от различных угроз их жизни и достоинству не могут не вызывать уважения».
Еще одной инициативой Елбасы, вызвавшей резонанс, стало предложение о созыве диалога высокого уровня «Религии за мир», в котором принял участие министр иностранных дел РК Е.Идрисов.
С подачи Астаны был продолжен процесс проработки вопросов, связанных с реализацией инициативы по созыву Конференции ООН высокого уровня по переподтверждению принципов международного права, созданию Центра ООН по развитию зеленых технологий и инвестиционных проектов под эгидой ООН в Астане, ежегодном перечислении одного процента от оборонного бюджета стран-членов ООН в специальный Фонд ООН по финансированию Целей устойчивого развития, реформе ЭКОСОС в Совет Глобального Развития.
Большой внимание Казахстан и его лидер придают решению проблем Центральной Азии. Именно с этим была связана инициатива по созданию Регионального Хаба ООН для Центральной Азии и Афганистана в г. Алматыбыла. Она была впервые предложена Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым в ходе встречи с Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном на 66-й сессии ГА ООН в сентябре 2011 года и вызвала широкий отклик во всем мире. Базовая цель этого проекта направлена на повышение координации между региональными структурами ООН, другими региональными игроками в постконфликтной реабилитации и восстановлении Афганистана, укрепления борьбы с вызовами и угрозами, присущими региону, предотвращения и реагирования на природные и техногенные катастрофы.
В ООН отдают должное активной роли Казахстана в области разоружения и укрепления режима нераспространения ядерного оружия, твердой приверженности нашего государства всем заключенным международным соглашениям в этой сфере. И это вполне обоснованное признание, поскольку Казахстан пользуется большим авторитетом в мире как страна, добровольно отказавшаяся от обладания четвертым по размерам ядерным арсеналом в мире. Моральное лидерство Казахстана в сфере нераспространения и разоружения очевидно и не нуждается в каких-либо дополнительных аргументах.
Именно поэтому в рамках Комиссии ООН по разоружению (КР), Казахстан в течение трехлетнего цикла 2015-17 годов председательствовал в Рабочей группе по вопросам ядерного разоружения и нераспространения. Комиссия по разоружению является совещательным органом, подчиненным Генассамблее ООН, и в ее функции входит рассмотрение и вынесение рекомендаций по различным проблемам в области разоружения. Повестка дня Комиссии состоит из двух основных пунктов: ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия, а также обычные вооружения.
Казахстан и его высшее политическое руководство твердо убеждены, что все важнейшие международные проблемы в таких ключевых областях, как мир и безопасность, устойчивое развитие, разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, развитие, а также соблюдение прав человека, должны решаться в рамках международного права под эгидой ООН.
Поэтому наша страна и впредь намерена последовательно и целенаправленно использовать возможности ООН по принятию действенных мер, направленных на решение имеющихся или вновь возникающих в этих направлениях проблем.
Признавая ООН незаменимым и действенным инструментом международных отношений, Казахстан будет стремиться, расширяя сотрудничество с ней и в ее рамках, вносить свой посильный вклад в решение общих проблем человечества.
Автор: Тимур Сериков
Источник
Поделиться: