Казахские матрешки: как алматинка русские сувениры расписывает

Дата:


Казахские матрешки: как алматинка русские сувениры расписывает

Уже более двух веков русская матрешка пользуется огромным спросом у иностранных туристов не только в России, но и в соседних государствах, например, в Казахстане. Здесь русскую красавицу адаптировали к местной культуре. Плавные округлые формы и сочные краски, на первый взгляд, эта кукла-вкладыш не отличается от тысяч других. Но если присмотреться, непременно удивишься: матрешка-казашка!

«Мне хотелось сделать их достоверными, поэтому покупала книги по истории костюма, изучала образцы народного искусства в музеях и библиотеке. А лица были повсюду: на улице, в автобусах, среди знакомых. Правда, портретного сходства не добиваюсь, стараюсь сделать что-то характерное, типичное для казахской народности. Тщательно изучаю историю, смотрю книги, интернет, раньше даже ходила по музеям, чтобы правильно сделать зарисовку казахского наряда», – рассказывает автор работ, алматинка Марина Набиулина. 

Декоративной росписью Марина занимается уже давно, более 25 лет. Окончила художественно-графический факультет АГУ имени Абая, защитила диплом на тему «Роспись по дереву». Это был набор дощечек для кухни «Золотая осень». Еще во время обучения девушка расписывала деревянные изделия на заказ или для своих друзей и родственников. Однажды во время каникул поступила на работу в конструкторско-технологический отдел народных художественных промыслов при заводе «Зергер». А потом грянул кризис.

«Многие предприятия закрылись, и я стала заниматься своим делом в одиночку. Заказывала фигурки из дерева токарю, расписывала их и сдавала в художественные салоны на реализацию. В одном из таких салонов-магазинов познакомилась с продавцом и арт-менеджером Борисом Васильевичем Шариковым, который подарил мне мешок матрешек и попросил расписать их в казахском стиле. Идея эта понравилась как мне, так и покупателям. Ведь туристу, особенно иностранному, хочется привезти из путешествия что-то национальное, отражающее культуру и историю страны, и в то же время легкое и не хрупкое», - вспоминает Марина.
Позже художница начала самостоятельно заказывать заготовки из Москвы, расписывать, одевать в казахские народные костюмы. Покупать деревянные формы у местных токарей оказалось невыгодно: без специального оборудования непривычную работу делали долго и дорого. Как оказалось, лучше всего для создания матрешек подходит липа или береза. 

«Это светлое дерево с ровной фактурой, очень близкой к цвету кожи. Заготовка проклеивается, чтобы краска хорошо ложилась на поверхность и не растекалась по волокнам, шлифуется шкуркой и начинается роспись, правда, не сразу. Сначала возникает замысел, потом наносится рисунок, а затем акриловыми или гуашевыми красками идет работа в цвете, тонкой кисточкой прорисовывается лицо, наносится орнамент. Когда роспись окончена, изделие для прочности покрывают прозрачным лаком в несколько слоев», – комментирует Набиулина. 

Автором матрешки считают профессионального художника Сергея Малютина, жившего на стыке XIX и XX веков. Он активно продвигал «русский стиль» в искусстве. По одной из версий, Малютин создал первую матрёшку, работая в Музее кустарных изделий. Идею разъемной деревянной куклы ему подсказала японская игрушка, привезенная женой мецената Саввы Мамонтова. Это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие семь богов счастья. Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был черный петух. 


Современные матрешки поражают воображение: они бывают разных мастей и размеров, от малюсеньких брелков до пятидесяти местных гигантов. По словам Марины, ей нравится работать с наборами из пяти, семи и десяти кукол.

«У меня появилось несколько вариантов росписи. Например, женская матрешка состоит из кукол в костюмах разных возрастов: самая старшая – в меховой шапке-борике. Вторая – в белом платке с кистями, третья - в девичьем головном уборе - касаба, четвертая – в шапочке-такия, пятая – в тюбетейке или без. Но все они – в нарядных костюмах с орнаментом. Есть матрешка-семейка, где самая большая кукла – аке (папа), потом ана (мама) и детишки в народных костюмах. В десятиместных семейках есть ата (дедушка) и аже (бабушка). Простор для творчества большой. Есть матрешки тематические, например. «Девушка-весна» с тюльпанами и пейзажем. Выставка проходит в музее искусств им. А.Кастеева, а аукцион назначен на 25 января, там каждый может приобрести куклу, все вырученные средства пойдут больным детям», – добавляет художница.


Роспись кукол требует невероятного терпения. После такой кропотливой работы Марина любит отдыхать в горах. 

«Занятия росписью и орнаментом располагают к уравновешенности, а природа дает мне силы и вдохновение. Вот уже много лет по выходным или на неделе я хожу в горы несложными маршрутами, чтобы отдохнуть от городской суеты и прикоснуться к гармонии живой природы. Увлекаюсь фотографией и видеомонтажом, не представляю свою жизнь без интернета, где у меня есть свой сайт и странички в соцсетях. А недавно я пошла на jumping–фитнес на батутах. Восторг и радость от прыжков и физической нагрузки – это как раз то, что нужно после статичной и кропотливой работы», – объясняет Набиулина. 

Самым запоминающимся для Марины был заказ на 20 портретных матрешек. Делала она их вместе с исполнительным директором фирмы, в которой сейчас работает. Заказчик попросил к своему юбилею кукол-матрешек в костюмах разных народов с изображением собственного лица в разном возрасте.  

Казахские матрешки, расписанные Мариной, продаются в магазинах и очень популярны у иностранцев. Часто художнице поступают заказы из детских центров, ведь матрешка, ко всему прочему, это отличная развивающая игрушка. В конце прошлого года к Набиулиной обратилась Лариса Сологуб – главный организатор проекта «Вселенная кукол» и предложила создать авторский курс по росписи матрешек.

Автор: Екатерина Дегтерева  

Источник

Поделиться:

Дата: