Каким странам Центральной Азии нужны учителя из России
Дата:
![Каким странам Центральной Азии нужны учителя из России Каким странам Центральной Азии нужны учителя из России](/upload/resize_cache/iblock/63a/780_585_1/63a25cf9dda1d94483d9b1d9fea77efd.jpg)
После распада СССР практически все государства Центральной Азии встали на путь самоидентичности и уклона в сторону национальных языков и традиций.
Практически во всех странах региона были приняты законы о языках, где провозглашалось первенство местных языков. Кое-где алфавиты на основе кириллицы стали заменяться латинскими алфавитами, организовываться терминологические комитеты по замене заимствований из русского языка национальной лексикой.
Статус русского языка
В плане законодательного закрепления статуса русского языка в Центральной Азии также сложилась неоднозначная ситуация. В качестве государственного языка – русский язык не получил статуса ни в одной стране. Но в Кыргызстане и Казахстане он закреплен в качестве официального. А согласно Конституции Таджикистана русский язык является языком межнационального общения. В Узбекистане и Туркменистане статус русского языка в конституциях не обозначен вообще никак.
Постепенно роль русского языка в регионе на законодательном уровне стала уменьшаться. Однако язык никуда не исчез и продолжал быть скрепляющим элементом для населения. Между собой люди как общались на русском языке, так и продолжали общаться, смотреть российские телеканалы, читать газеты и книги, учиться, ездить на заработки в Россию.
В поисках учителей
Однако уровень знания русского языка у молодого поколения снижается. Это повлияло на многие аспекты жизни общества. Начались трудности у трудовых мигрантов, студентов, которые либо приезжали учиться в Россию, либо обучались в международных вузах в своих странах, в которых приняла участие Россия.
Чтобы решить эту проблему, в 2017 году руководство Таджикистана обратилось к России, чтобы та направила в школы республики учителей русского языка, литературы, математики, физики, химии и информатики.
К первому сентября того же года в Таджикистан из России уже было направлено 34 преподавателя по различным предметам. К тому же они привезли с собой несколько тонн учебников. К 1 сентября 2018 года их число возросло до 50.
На основе этого Минпросвещения России совместно с правительством Таджикистана стали работать над проектом создания пяти крупных школ, где преподавание будет вестись на русском языке.
Гуманитарный проект
Увидев успех такого гуманитарного проекта российское министерство заявило, что готово к реализации подобных проектов и в других странах. А глава МИД РФ Сергей Лавров прямо заявил, что Россия готова отправить своих учителей в Узбекистан и Кыргызстан, поскольку оттуда имелись соответствующие запросы.
В конце марта 2018 года председатель Сената Узбекистана Нигматилла Юлдашев заявил о нехватке русскоговорящих учителей в школах республики. Он отметил, что проблема касается не только преподавания русского языка и литературы, но и изучения школьниками таких дисциплин, как математика, физика, биология.
Поразмыслив, Министерство образования Узбекистана отказалось от идеи приглашать к себе учителей из России. Официальной мотивацией такого шага стало то, что в Узбекистане большое количество школ с русским языком обучения, поэтому охватить их все будет крайне сложно. В качестве альтернативы узбекская сторона предложила увеличить число учителей, которые будут направляться в Россию на курсы повышения квалификации, а также на подготовку в Российских центрах на территории Узбекистана.
Что касается Кыргызстана, в Министерстве просвещения России заметили, что когда Кыргызстан предоставит список школ и предметов, по которым нужны учителя, тогда и начнется решение вопроса. Однако пока такого запроса от республики не поступало.
Источник
Поделиться:
Дата: