Какие возможности открывают для Казахстана последние экономические изменения

Дата:
Какие возможности открывают для Казахстана последние экономические изменения

Какие возможности открывают для Казахстана последние изменения экономических, финансовых и логистических цепочек в регионе поговорили с заведующей сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Еленой КУЗЬМИНОЙ.

– В связи с закрытием воздушного пространства большей части европейских стран для россиян, увеличивается число перелетов с Центральной Азией, перестраивается туристический кластер региона в целом. Есть ли шанс, что это приведет к развитию сферы туризма в Республике Казахстан?

– Казахстан с точки зрения туризма в большей степени интересен в двух аспектах.
Во-первых, в окрестностях Алматы и казахстанской части Алтая хорошо развивается спортивный туризм, например, горнолыжные курорты. Особенно интересна эта сфера будет для российских туристов. Здесь достаточно хорошо развита туристическая инфраструктура, но для расширения этих курортов необходимо и повышения качества их обслуживания.
Во-вторых, в стране есть возможности для охотничьего туризма. В этом направлении интерес существует не только у России, но и у арабских стран.
В-третьих, это туризм историко-культурный. В Казахстане находится ряд городов Шелкового пути, где государство пытается модернизировать туристическую систему. Однако для этого нужна хорошо развитая туристическая инфраструктура, над чем Казахстану еще предстоит работать.
При этом еще нужно отдельно заниматься стратегией продвижения, рекламой данного направления.

– Сегодня страны обсуждают возможный переход на торговлю в национальных валютах, есть ли какие-то перспективы в этом направлении у тенге? Вырастет ли его роль в международных отношениях?

– По данным Межбанка СНГ, на территории союза более 60% торговых операций уже совершается в национальных валютах, а в ЕАЭС, по данным главы Евразийской Комиссии М. Мясниковича – 74%.
Я предполагаю, что торговля в национальных валютах вполне может усилиться в нынешней ситуации. Это может помочь частично укрепить и казахстанский «тенге» в межгосударственных расчетах.
Более того, Казахстан, как и другие страны Центральной Азии часть торговых операций с Китаем осуществляют в национальных валютах и имеют инструменты финансовых свопов. У Казахстана и Узбекистана так же начинает работать своповые механизмы в торговле.
Это позволяет постепенно уйти от монопривязки к доллару, особенно с учетом сегодняшних актуальных тенденций в мировой экономике.
Я считаю, что страны Центральной Азии сейчас в определенной мере проигрывают из-за некоторой девальвации своих валют, так как их экономики связаны с рублем. Однако при этом же появляются и определенные возможности.

 С точки зрения транзита газа, сейчас в новостях упоминается подключение Казахстана к Транскаспийского газопроводу (из Туркменистана в Азербайджан через Казахстан). Какие здесь перспективы для Казахстана?

– Для Республики Казахстан Транскаспийский газопровод – дополнительная дорога к потребителям, ведь у страны нет своего выхода к морю и к основным потребителям его экспортных ресурсов. Более того, республика значительно больше экспортирует нефти, а не газа на мировые рынки. Не стоит забывать, что в Китай у Казахстана уже налажена трубопроводная система – и по нефти, и по газу.

В данном контексте также возможны определенные своповые поставки между Казахстаном и Россией (поставки по схеме замещения, а не прямые – ред.).

Однако здесь есть свои ограничения. Все-таки Каспий, с точки зрения географии, – это озеро, поэтому там сложно разместить большое количество трубопроводов. Учитывая серьезное расширение терминалов казахстанских портов на Каспии для многих видов товаров водное зеркало уже достаточно загружено торговым флотом каспийских стран.
Если же поставки будут производиться по трубопроводам, то стоит также учитывать экологический фактор. Ведь в дополнительном протоколе по Каспию от 2018 года указано, что необходимомо согласие соседей стран, проводящих трубопровод на своей территории.
Поэтому в строительстве Транскаспийского газопровода существует много условностей. Но при увеличении масштабов добычи газа в Казахстане, это достаточно выгодный проект.

В прошлом году стало известно о разработке в рамках китайской инициативы «Пояс и Путь» проекта новой железной дороги «Достык – Мойынты». Сегодня, как мы понимаем, вопрос реализации транзитного потенциала Центральной Азии, Казахстана в том числе, особенно актуален?

– Я считаю, что для Центральной Азии будут выгодны любые дороги. Так как сам регион находится достаточно далеко от морских путей. Подобные проекты позволяют расширить не только возможности торговли и логистики, но и дают дополнительные доходы от транзита.

Однако, важно понимать, что закрытие центров приграничной торговли было связано именно с таможенными вопросами. А качественная новая дорога всегда экономически целесообразна для любого государства Центральной Азии. Это увеличивает вариативность не только взаимодействия с Китаем, но и дает новые возможности для выхода на мировые рынки.

 

Поделиться:

Дата: