Как остановить молодёжь, уезжающую из Казахстана учиться за рубеж?

Дата:
Как остановить молодёжь, уезжающую из Казахстана учиться за рубеж?

Ответ - открыть в стране кампусы топовых университетов, как и записано в стратегии «Казахстан-2025»

В последние годы за границу уехали более 100 тыс. казахстанских выпускников. Есть ли шанс развернуть этот поток? В АО «Центр международных программ» считают, что есть. Этого же мнения придерживается и в British Council – организации, ведущей работу в Казахстане с 1994 года. Что именно нужно сделать, корреспонденту Forbes.kz рассказали заместитель директора British Council Роуэн Кеннеди и президент АО «Центр международных программ» Жанболат Мелдешов.

F: Вопросы высшего образования в Казахстане с начала независимости находились в топе актуальных. Но до сих пор развитие идёт в двух направлениях: программа «Болашак», когда студенты обучаются в лучших университетах мира, и собственный Назарбаев Университет. Оба способа требуют значительных ресурсов. Возможно ли, на ваш взгляд, открытие в Казахстане филиалов ведущих зарубежных вузов?

Роуэн Кеннеди: Думаю, да. В качестве примера можно привести Катар или Эмираты, где правительство приняло меры, чтобы привлечь вузы для открытия кампусов. Кроме того, могут помочь объединения университетов, неправительственные организации. Если речь идёт о Великобритании, то можно обратиться через Universities UK International - организацию, куда входит большинство британских вузов. 

Роуэн Кеннеди. Фото: britishcouncil.kz
Роуэн Кеннеди. Фото: britishcouncil.kz

F: А британские вузы где-нибудь открывают отделения? Например, никто не слышал о филиалах, скажем, Кембриджа…

Р.К.: Есть, например, филиалы Университета Ноттингема - в Китае и Малайзии, University of London (UCL) - в Катаре, у шотландского университета Хериот-Ватт есть кампус в Дубае. 

Конечно, университеты очень выборочно подходят к тому, где открывать филиалы – смотрят на экономические условия, на условия академической свободы. Нужно, чтобы правительство создало необходимые условия: это может быть финансовая поддержка, стипендии, это может быть вопрос разрешения на работу для преподавателей. 

Но если посмотреть, как обеспечена работа Назарбаев Университета, о котором принят отдельный закон, то, мне кажется, эти вопросы вполне могут быть разрешены. 

F: Возможна ли в казахстанском вузе академическая свобода?

Р.К.: Почему бы нет? Я знаю, что это будет очень важно для любого британского университета. Но так же знаю, что были подобные вопросы, когда в Эмиратах и Катаре открывались американские или французские вузы, и они, кажется, были решены. Это ещё, наверное, зависит от того, какие предметы будут преподаваться. Скорее всего, филиалы начнут с экономики, юриспруденции, предпринимательства – там, возможно, это не так сильно чувствуется, как на факультете политологии или социальных наук. Кроме того, в Назарбаев Университете по закону академическая свобода гарантирована, там учёные и работают, и пишут исследования. 

F: Будет ли экономическая выгода для страны или иностранные университеты — это только престиж и расходы?

Р.К.: Если всё правильно сделать, возможна значительная выгода. Во-первых, у казахстанских студентов появится возможность получить очень хорошее образование по международным стандартам без того, чтобы выезжать из Казахстана, и за меньшие деньги. И, конечно, поток молодых выпускников способен сделать большой вклад в экономику Казахстана, в том числе учитывая введение трёхъязычия. 

Во-вторых, когда создаётся образовательный хаб, одна из целей – привлечь иностранных студентов в страну. Приехав сюда, иностранные студенты будут тратить деньги не только на учёбу, но и на проживание. Образование станет экспортной статьёй для Казахстана. Например, в Великобритании, куда приезжает, правда, очень много студентов, согласно прошлогоднему исследованию, их вклад в экономику Великобритании составил порядка 20 млрд фунтов в год.  

Возможно, образовательный хаб будет интересен правительству, потому что это будет способом создать международный топовый университет на территории Казахстана, который будет стоить намного меньше, чем второй Назарбаев Университет. 

Третья возможная выгода – когда создаётся образовательный хаб, речь идёт не только об образовании, но и о проведении научных исследований, поэтому возможна экономическая выгода от исследований.

Жанболат Мельдешов: Во-первых, это повысит конкуренцию в университетской среде, соответственно, повысится качество нашего высшего образования. Во-вторых, открытие филиалов ведущих мировых вузов повысит привлекательность Казахстана для студентов и инвесторов. 

В-третьих, это снизит отток наших студентов за рубеж. Зачем ехать в Малайзию или Дубай, когда можно получить диплом мирового университета, не выезжая из страны. 

В-четвёртых, в Казахстан хлынут иностранные студенты, которые будут тратить здесь деньги. Приедут высококвалифицированные преподаватели. Они будут получать зарплаты и также оставлять их здесь. 

Жанболат Мельдешов. Фото: bolashak.gov.kz
Жанболат Мельдешов. Фото: bolashak.gov.kz

Развитая система образования привлечёт в страну инвестиции. Представьте, если в Казахстане откроется, например, 15 кампусов зарубежных вузов, на это обратят внимание мировые компании. Они, скорее всего, захотят открыть у нас свои представительства, а это, в свою очередь, дополнительные рабочие места. 

Хорошие примеры образовательных хабов – Малайзия и Дубай. В этих странах успешно функционируют вузы США, Великобритании, Австралии, Швейцарии, ОАЭ, Китая, Индии и других стран. 

В настоящее время Малайзия привлекает не менее 90 тыс. студентов в год. И это, безусловно, придает огромный импульс развитию экономики. 

Очевидно, что наши учебные заведения не справляются с поставленными задачами, поэтому сейчас мы наблюдаем отток из страны талантливой молодежи, которая едет за качественными знаниями. 

Что касается нематериальной выгоды, думаю, преимущества также очевидны. В первую очередь – это культурный обмен. Приезжие студенты будут познавать нашу культуру, узнавать историю Казахстана, традиции казахского народа. И в то же время привозить частичку своей культуры в Казахстан. Уровень знания английского языка среди местного населения повысится. Ведь там, где много туристов и приезжих студентов, люди, особенно работающие в сфере услуг, стараются учить иностранные языки. 

F: Кто может выступить инвестором для создания хаба?

Р.К.: Мы знаем, что не всегда правительство инвестирует в создание инфраструктуры, во многих случаях частные инвесторы вкладывают средства в филиалы университетов как в бизнес. Строят кампус, инфраструктуру, привлекают международный вуз, чтобы создать университет на базе этой инфраструктуры, и делят между собой доход. Такое тоже возможно. В основном для британских университетов создание кампусов является способом привлечь студентов в головной университет, по обмену либо на магистратуру, или как бизнес – если инвестиции выгодны с финансовой точки зрения.

Скажем, если открыть филиал здесь, в Казахстане, то стоимость обучения будет меньше, чем в Дубае, потому что здесь люди зарабатывают меньше, но и расходов будет меньше. Земельные участки для кампусов будут стоить дешевле, рабочая сила - стоить меньше, ведь в университетах работают не только профессора, но и технический персонал. Стоимость образования будет меньше, но «продавать» его не менее выгодно, чем если бы открыть филиал в Дубае или Катаре. Главное, чтобы было достаточное количество хороших студентов. 

F: А в Казахстане их достаточно? Каковы будут преимущества для местных студентов? Есть ли вообще потребность в целом хабе, ведь в Казахстане, например, уже есть своя Сорбонна?

- Сложно сейчас точно сказать, но вполне возможно, что да. Здесь ценится международное образование, кроме того, правительство делает упор на знание английского. Казахстанские студенты хорошо себя показывают на международных олимпиадах. Мы знаем, что население растёт. И мне кажется, что если британские дети часто учатся вдали от семьи, то здесь родители хотят, чтобы дети оставались с ними дома подольше. Я считаю, это будет привлекательной возможностью - получить британский или международный диплом здесь, в Казахстане. 

И по стоимости: в Великобритании оплата за обучение - от $10-20 тыс., но ещё столько же надо будет заплатить за проживание и питание. А если бы была возможность получить такое же качественное образование, с такими же профессорами здесь, тогда, конечно же, даже если стоимость обучения была бы одинаковой, за проживание не пришлось бы платить. Это открыло бы возможность получить международное образование многим казахстанцам, для которых сейчас оно недоступно. Это ещё один плюс. 

Ж.М.: В первую очередь инвесторами должны выступать сами зарубежные вузы либо предприниматели. Но не государство. Государство может оказывать поддержку в привлечении инвестиций. Но инвестировать должны частные лица. Главное, чтобы предприниматель осознавал, какие выгоды он будет иметь. А они будут, безусловно. Ведь возможность окончить, к примеру, американский вуз в Казахстане привлечёт огромный поток желающих получить диплом топового университета, который будет котироваться в любой стране мира. 

Некоторые страны за счет развития образовательного туризма привлекают огромные средства: например, Малайзия - $1 млрд в год, Австралия - $30 млрд, США $40 млрд. 

На эти деньги можно улучшать инфраструктуру наших университетов и экономику. 

Р.К.: Есть вариант не открытия филиала, а партнёрства с вузом, как это уже есть между Сорбонной и КазНПУ, когда на бакалавриате учатся в том числе по материалам и методологии Сорбонны и получают как местный диплом, так и сертификат Сорбонны. Подобные двухдипломные программы существуют в Казахстано-Британском техническом университете, в Международной школе экономики, где студенты получают диплом Университета Лондона.

F: Какой шаг должен быть первым, если Казахстан решит следовать своей стратегии на открытие образовательного хаба?

- Мне кажется, правительство может создать на законодательном уровне привлекательные условия для открытия международных вузов, благоприятный визовый режим, а также помочь с финансированием. Даже если не с инвестициями в строительство, то предоставить стипендии или заключить договоры с компаниями, чтобы выпускники приходили к ним на работу. 

Казахстан находится посередине Центральной Азии, и сюда уже приезжает много студентов из Узбекистана, Индии, Кыргызстана, Таджикистана. Так что можно рассчитывать на этот потоки, плюс – на студентов из Западного Китая. 

F: Бытует мнение, что если у нас появятся кампусы ведущих мировых вузов, они задушат наши университеты.

Ж.М.: Не могу с этим согласиться. У нас успешно работают КИМЭП, Казахстанско-немецкий университет, филиал МГУ. Их открытие никоим образом не оказало негативного влияния на наши вузы. Что будет, если филиалы сильнейших университетов откроются в каждом регионе страны? Это только подстегнёт наши учебные заведения повысить планку. 

Если в среднем в кампусах будет учиться по 2-3 тысячи студентов, то в 15 филиалах их будет около 40 тысяч. С каждым годом число выпускников школ растёт. И уже сейчас наши вузы переполнены. 

Узбекистан уже понял эту тенденцию и делает первые шаги. Если на нашем рынке образования ситуация не изменится, недалек тот день, когда казахстанские студенты будут массово уезжать за знаниями в соседнюю страну. Уже сейчас несколько тысяч казахстанцев обучается в Кыргызстане, поэтому нам нужно оперативно принимать смелые решения.

Источник

Поделиться:

Дата: