Как казахстанский автопром реализует послание президента?
Дата:
День Первого Президента – не только повод осмыслить путь, который проделала страна под руководством своего лидера за минувшие десятилетия. Это правильное время для разговора о том, как воплощаются сегодняшние президентские инициативы. Как на практике идёт реализация идей, недавно изложенных Нурсултаном Назарбаевым в послании. Особенно любопытно провести такой анализ на примере одной из самых быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики – автопрома. Именно такой целью мы задались в диалоге с Анатолием Балушкиным, главой холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Человеком, открывшим историю казахстанского автопроизводства
Анатолий Михайлович, в начале декабря 16 лет исполнится «АЗИЯ АВТО», первому отечественному автомобильному заводу. Иными словами, 16-летие отметит автопром Казахстана. С какими итогами вы подошли к этой дате?
- Сегодня отрасль занимает первую строчку по темпам роста в реальном секторе. С начала года выпуск автомобилей в стране увеличен на 72%. И в главном, легковом сегменте 71% объёмов выдаёт усть-каменогорский конвейер.
Вклад автопрома в ВВП с начала года вырос до 163 млрд тенге – плюс 45% к прошлогоднему значению.
В масштабах экономики это...
- Вдвое больше лёгкой промышленности. Половина вклада химпрома.
Да, рост пока восстановительный. Но он устойчив и продолжается в течение двух лет. В октябре рыночная доля казавтопрома превысила 50% – впервые в истории отрасли. На каждый проданный импортный автомобиль сегодня приходится одна машина казахстанской сборки. Продолжим эту цифру наращивать.
Насколько увеличите выпуск в 2019 году?
- К концу этого года «АЗИЯ АВТО» отгрузит 18,5 тыс. автомобилей. План на будущий год – 30 тысяч. Сегодня у нас на конвейере полная линейка LADA, в августе мы начали выпуск УАЗов. Продолжаем обновлять линейку KIA и Skoda. Приступили к производству собственных прицепов четырёх модификаций.
Если говорить о планах на следующий год, отдельная большая тема – цифровизация и автоматизация производственного процесса.
Это актуально…
- Не один десяток диссертаций будет защищён на основе наших проектов в этой сфере. Здесь «АЗИЯ АВТО» опережает большинство автозаводов на постсоветском пространстве. Уже сегодня мы оснащаем наши автомобили интеллектуальной системой Connected car – она позволяет дистанционно отслеживать их состояние и в принципе меняет функционал машины. В ближайшее время мы завершим оцифровку всех звеньев производственной цепочки. Кроме того, рассчитываем, что в 2019 году детали со склада на конвейер будут подавать роботизированные беспилотные погрузчики.
Всё это в конечном счете ощутимо скажется на производительности. В этом году мы увеличили её более чем вдвое, до 42 млн тенге на работника. Подчеркну: производительность по добавленной стоимости – не валовая.
В послании президент традиционно уделил особое внимание задачам индустриализации. Какие из его инициатив, на ваш взгляд, наиболее важны для автопрома?
- Президент точно диагностировал болевые точки, которые мешают развитию обрабатывающего сектора. И предложил чёткие решения этих проблем. Первая из них – дефицит ликвидности. Заёмных ресурсов на создание крупных производств сегодня остро не хватает. Поэтому решение о выделении 500 млрд тенге на поддержку обрабатывающей промышленности и 600 млрд тенге на кредитование приоритетных проектов для многих предприятий может стать судьбоносным.
Благодаря поддержке, которую оказывал президент в становлении отрасли, за минувшие годы наш холдинг смог реинвестировать в производство и инфраструктуру $489 млн собственной прибыли. Получив более мощное кредитное плечо, сегодня мы в состоянии сделать гораздо больше. Тем более что речь идет о возвратных ресурсах.
Но автопром получал и «безвозвратную» помощь…
- Вы имеете в виду налоговые льготы. Да, они играют важнейшую роль в развитии машиностроительных проектов и дают экономический эффект, который легко посчитать. На каждые 100 тенге, которые «АЗИЯ АВТО» получил в виде льгот, завод вернул в бюджет 160 тенге. Плюс инвестиции в уникальные для Казахстана технологии и высокооплачиваемые рабочие места. Только в этом году мы расширили штат завода на 20%.
Но качественно новый прорыв мы получим с запуском строящегося производства.
Завод полного цикла?
- Да. В июле мы начали строительство основных мощностей.
Что сейчас происходит на строительной площадке?
- Пока мы с вами разговариваем, идёт монтаж перекрытий цехов сварки и окраски. С начала года число рабочих рук на строительной площадке увеличилось вдвое. Сегодня несущие конструкции смонтированы. Мы переместили полтора миллиона кубометров грунта, изготовили 16 тыс. кубометров бетона, погрузили 16 тыс. свай.
В денежном выражении?
- На сегодня инвестировано больше $68 млн.
Это собственные средства компании?
- Разумеется. Плюс затраты на внешние инженерные сети. В их строительстве нам помогает государство, за что хотелось бы отдельно поблагодарить президента. Мы работаем на площадке в полмиллиона гектаров, практически в чистом поле. Можете представить масштабы. Поэтому монтаж коммуникаций – от энергоснабжения до железнодорожной ветки – финансируется в рамках «Дорожной карты бизнеса - 2020». Так что не могу не согласиться с главой государства – такая программа необходима, и её продление - это хорошая новость.
В зимний период работы приостановите?
- Во-первых, в этом нет технологической необходимости. Во-вторых, у нас жёсткие сроки пусконаладки и запуска. Так что работа продолжится.
Первая очередь позволит вам производить 60 тысяч автомобилей в год с локализацией на уровне 50%. А это означает, что перед предприятием откроются возможности полноценного экспорта.
- Совершенно верно. У нашего проекта две опоры – растущий внутренний рынок и договорённости с технологическими партнёрами о поставках на рынки ЕАЭС. В этом году наш холдинг продал полумиллионный автомобиль. Мы умеем организовать продажи. Создаёшь новое производство? Сначала просчитай сбыт. Обеспечишь объёмы – сможешь нарастить локализацию. Другая логика не работает.
Как и последние два десятилетия, мы – первые по объёмам продаж на рынке Казахстана. А он, по оценкам PwC, восстановится к докризисным значениям уже к 2022 году. И продолжит расти. Под давлением трёх факторов: естественный рост автомобилизации, катастрофически изношенный парк, отложенный спрос. Поэтому нынешние мощности в автопроме потребуют расширения.
Так, а экспорт?
- Учитывая масштабы проекта, плацдарм для экспорта мы начали готовить заранее и создали собственную сбытовую сеть на территории России: 20 автоцентров в 15 городах. Это казахстанская компания, которой руководит казахстанец, Айдар Мендыбаев. О чём мы всегда говорим с гордостью. Евразийская интеграция, инициированная президентом, открыла казахстанскому бизнесу возможность выхода на союзный рынок. Мы сделали это одними из первых. Причем успешно – ещё в минувшем году мы заняли место крупнейшего дилера АВТОВАЗа в России. В этом году увеличили продажи на 52%.
Евразийский союз – ожидаемое направление. Но не так давно «АЗИЯ АВТО» совершил успешный почин на рынке Китая. Вы отправили туда почти полторы тысячи усть-каменогорских внедорожников. Несмотря на драконовские пошлины. В чём подоплека этого прорыва?
- Конкурентоспособный продукт. LADA 4x4 - без преувеличения уникальный автомобиль. Важно понимать, с чем ты выходишь на рынок. Ровно поэтому технологическим партнёром и соакционером нашего строящегося производства стал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. В минувшем году он обошёл Volkswagen и Toyota по объёмам и стал крупнейшим автоконцерном на глобальном рынке. В России и Казахстане альянс занимает первую строчку много лет подряд: на пять его брендов – LADA, Renault, Nissan, Datsun и Infinity – приходится треть рынка. Причем доля растёт.
В тандеме со столь мощным партнером мы чувствуем себя более чем уверенно – как в отношении казахстанского, так и российского рынка.
В качестве главного приоритета послания президент обозначил рост благосостояния казахстанцев и призвал крупные компании повысить уровень оплаты, в особенности низкооплачиваемым работникам. Как обстоят дела с этим вопросом у вас?
- В нашем коллективе больше 5 тысяч сотрудников. Так что «сарафанное радио» быстро разносит сведения обо всём, что связано с оплатой труда. Это то, что кровно интересует каждого. Если ты из года в год последовательно оплачиваешь труд работников в срок, в полном объёме, высоко оцениваешь их вклад – тебе гарантирована репутация добросовестного работодателя. Репутацию фальсифицировать невозможно. Всем известно, что зарплата в «БИПЭКе» и «АЗИЯ АВТО» – только белая. Другой нет. Поэтому за период своей работы компания заплатила уже 94 млрд тенге в виде налогов. Мы в тройке крупнейших налогоплательщиков региона, наряду с «Казцинком» и филиалом «Казахмыса» (сегодня KAZ Minerals PLC – прим. ред.).
Что касается «низкооплачиваемых» работников... у нас их нет. Это также хорошо известно каждому, кто у нас работает. Минимальная заработная плата на действующем производстве «АЗИЯ АВТО» – 94 тысячи, на строящихся мощностях – 120 тысяч тенге.
Получается, втрое-вчетверо выше действующей сегодня минимальной.
- Так точно. Но это минимальная. И работников с этим окладом – ровно тридцать человек. А средний уровень оплаты на заводе – 226 тысяч тенге. И это на 39% выше аналогичной цифры по стране. На 64% выше средней по региону.
Тем не менее повышать уровень оплаты планируете?
- Мы сделали это недавно: весь фонд оплаты труда на заводе был индексирован на 20%. Это естественный процесс, если ты – ответственный работодатель.
Как минимум два направления президентского послания не связаны с автопромом, но имеют самое прямое отношение к вашей компании. Я имею в виду внутренний туризм и дошкольное образование. Говорят, что в усть-каменогорский «Центр развития ребенка» уже устраивают экскурсии – настолько продуманно и заботливо там организован процесс воспитания.
- Обучение там полностью соответствует модели 4К, о которой говорит президент. Тем не менее аналогов в республике нет. Я имею в виду и оснащение, и инновационный характер образовательных программ.
Мы с вами много говорили о деньгах. Но если человек развивается, материальная мотивация на определённом этапе отходит на второй план. Сегодня для многих сотрудников холдинга возможность обучения ребенка в нашем дошкольном центре, может быть, главный фактор приверженности компании. В центре обучается 320 детей сотрудников. Родителям это обходится в символические 100 тенге в месяц.
Президент, как вы знаете, поручил Министерству образования совместно с акиматами разработать «дорожную карту» по кардинальной реорганизации дошкольного воспитания. Возможно, наши наработки будут полезны. Готовы делиться опытом.
Моё внимание привлекли ещё две темы послания: военно-патриотическое воспитание в школах и школьный туризм по регионам страны. Не секрет, что наша компания четвёртый год подряд организует в Усть-Каменогорске парад в честь Дня Победы. Мы собственными силами создали военно-исторический музей – в нем 30 единиц техники, собранной и привезённой из разных уголков света. 9 мая более сотни сотрудников компании надевают военную форму сороковых годов и погружают горожан в атмосферу той эпохи. Только в этом году мы накормили солдатской кашей 8 тысяч гостей.
Мои коллеги в течение всего года проводят интерактивные уроки памяти для школьников. В ближайшее время мы начнём строительство музейно-патриотического комплекса «Намыс» («честь» – прим. ред.). Он будет носить имена героев Момышулы и Панфилова. Разместится на территории «Нуртау».
Кстати, о «Нуртау»… Вы создали с нуля два туристических центра на востоке Казахстана. И ещё один – модернизировали. Президент распорядился в сжатые сроки принять отраслевую госпрограмму, направленную на развитие въездного и внутреннего туризма. Как считаете, ваш опыт пригодится в её разработке?
- Думаю, все согласятся: здесь у Казахстана неисчерпаемый потенциал. Вклад туристической отрасли в наш ВВП – только 6%. Вдвое ниже среднемирового уровня. Поэтому мы много лет шаг за шагом возделываем свой сад. Здесь, в родных краях. Точнее, сада у нас три. Это горнолыжный комплекс «Нуртау», из которого мы сделали круглогодичный курорт-«трансформер». Это санаторий «Рахмановские ключи» на территории Катон-Карагайского природного парка. И гостиничный комплекс «Порт Фортуна» на побережье Бухтарминского водохранилища.
В этих трёх объектах мы уже создали ни много ни мало 450 новых рабочих мест. Позитивный опыт действительно имеется. Продолжим развивать наши проекты в фарватере президентских решений – не только в производственном секторе.
В отличие от корпоративного детского сада, двери ваших курортов открыты для всех желающих?
- Конечно. Рады поздравить всех казахстанцев с Днём Первого Президента и ждём в наших туристических комплексах. Незабываемые впечатления от встречи праздника – гарантируем.
Источник
Анатолий Михайлович, в начале декабря 16 лет исполнится «АЗИЯ АВТО», первому отечественному автомобильному заводу. Иными словами, 16-летие отметит автопром Казахстана. С какими итогами вы подошли к этой дате?
- Сегодня отрасль занимает первую строчку по темпам роста в реальном секторе. С начала года выпуск автомобилей в стране увеличен на 72%. И в главном, легковом сегменте 71% объёмов выдаёт усть-каменогорский конвейер.
Вклад автопрома в ВВП с начала года вырос до 163 млрд тенге – плюс 45% к прошлогоднему значению.
В масштабах экономики это...
- Вдвое больше лёгкой промышленности. Половина вклада химпрома.
Да, рост пока восстановительный. Но он устойчив и продолжается в течение двух лет. В октябре рыночная доля казавтопрома превысила 50% – впервые в истории отрасли. На каждый проданный импортный автомобиль сегодня приходится одна машина казахстанской сборки. Продолжим эту цифру наращивать.
Насколько увеличите выпуск в 2019 году?
- К концу этого года «АЗИЯ АВТО» отгрузит 18,5 тыс. автомобилей. План на будущий год – 30 тысяч. Сегодня у нас на конвейере полная линейка LADA, в августе мы начали выпуск УАЗов. Продолжаем обновлять линейку KIA и Skoda. Приступили к производству собственных прицепов четырёх модификаций.
Если говорить о планах на следующий год, отдельная большая тема – цифровизация и автоматизация производственного процесса.
Это актуально…
- Не один десяток диссертаций будет защищён на основе наших проектов в этой сфере. Здесь «АЗИЯ АВТО» опережает большинство автозаводов на постсоветском пространстве. Уже сегодня мы оснащаем наши автомобили интеллектуальной системой Connected car – она позволяет дистанционно отслеживать их состояние и в принципе меняет функционал машины. В ближайшее время мы завершим оцифровку всех звеньев производственной цепочки. Кроме того, рассчитываем, что в 2019 году детали со склада на конвейер будут подавать роботизированные беспилотные погрузчики.
Всё это в конечном счете ощутимо скажется на производительности. В этом году мы увеличили её более чем вдвое, до 42 млн тенге на работника. Подчеркну: производительность по добавленной стоимости – не валовая.
В послании президент традиционно уделил особое внимание задачам индустриализации. Какие из его инициатив, на ваш взгляд, наиболее важны для автопрома?
- Президент точно диагностировал болевые точки, которые мешают развитию обрабатывающего сектора. И предложил чёткие решения этих проблем. Первая из них – дефицит ликвидности. Заёмных ресурсов на создание крупных производств сегодня остро не хватает. Поэтому решение о выделении 500 млрд тенге на поддержку обрабатывающей промышленности и 600 млрд тенге на кредитование приоритетных проектов для многих предприятий может стать судьбоносным.
Благодаря поддержке, которую оказывал президент в становлении отрасли, за минувшие годы наш холдинг смог реинвестировать в производство и инфраструктуру $489 млн собственной прибыли. Получив более мощное кредитное плечо, сегодня мы в состоянии сделать гораздо больше. Тем более что речь идет о возвратных ресурсах.
Но автопром получал и «безвозвратную» помощь…
- Вы имеете в виду налоговые льготы. Да, они играют важнейшую роль в развитии машиностроительных проектов и дают экономический эффект, который легко посчитать. На каждые 100 тенге, которые «АЗИЯ АВТО» получил в виде льгот, завод вернул в бюджет 160 тенге. Плюс инвестиции в уникальные для Казахстана технологии и высокооплачиваемые рабочие места. Только в этом году мы расширили штат завода на 20%.
Но качественно новый прорыв мы получим с запуском строящегося производства.
Завод полного цикла?
- Да. В июле мы начали строительство основных мощностей.
Что сейчас происходит на строительной площадке?
- Пока мы с вами разговариваем, идёт монтаж перекрытий цехов сварки и окраски. С начала года число рабочих рук на строительной площадке увеличилось вдвое. Сегодня несущие конструкции смонтированы. Мы переместили полтора миллиона кубометров грунта, изготовили 16 тыс. кубометров бетона, погрузили 16 тыс. свай.
В денежном выражении?
- На сегодня инвестировано больше $68 млн.
Это собственные средства компании?
- Разумеется. Плюс затраты на внешние инженерные сети. В их строительстве нам помогает государство, за что хотелось бы отдельно поблагодарить президента. Мы работаем на площадке в полмиллиона гектаров, практически в чистом поле. Можете представить масштабы. Поэтому монтаж коммуникаций – от энергоснабжения до железнодорожной ветки – финансируется в рамках «Дорожной карты бизнеса - 2020». Так что не могу не согласиться с главой государства – такая программа необходима, и её продление - это хорошая новость.
В зимний период работы приостановите?
- Во-первых, в этом нет технологической необходимости. Во-вторых, у нас жёсткие сроки пусконаладки и запуска. Так что работа продолжится.
Первая очередь позволит вам производить 60 тысяч автомобилей в год с локализацией на уровне 50%. А это означает, что перед предприятием откроются возможности полноценного экспорта.
- Совершенно верно. У нашего проекта две опоры – растущий внутренний рынок и договорённости с технологическими партнёрами о поставках на рынки ЕАЭС. В этом году наш холдинг продал полумиллионный автомобиль. Мы умеем организовать продажи. Создаёшь новое производство? Сначала просчитай сбыт. Обеспечишь объёмы – сможешь нарастить локализацию. Другая логика не работает.
Как и последние два десятилетия, мы – первые по объёмам продаж на рынке Казахстана. А он, по оценкам PwC, восстановится к докризисным значениям уже к 2022 году. И продолжит расти. Под давлением трёх факторов: естественный рост автомобилизации, катастрофически изношенный парк, отложенный спрос. Поэтому нынешние мощности в автопроме потребуют расширения.
Так, а экспорт?
- Учитывая масштабы проекта, плацдарм для экспорта мы начали готовить заранее и создали собственную сбытовую сеть на территории России: 20 автоцентров в 15 городах. Это казахстанская компания, которой руководит казахстанец, Айдар Мендыбаев. О чём мы всегда говорим с гордостью. Евразийская интеграция, инициированная президентом, открыла казахстанскому бизнесу возможность выхода на союзный рынок. Мы сделали это одними из первых. Причем успешно – ещё в минувшем году мы заняли место крупнейшего дилера АВТОВАЗа в России. В этом году увеличили продажи на 52%.
Евразийский союз – ожидаемое направление. Но не так давно «АЗИЯ АВТО» совершил успешный почин на рынке Китая. Вы отправили туда почти полторы тысячи усть-каменогорских внедорожников. Несмотря на драконовские пошлины. В чём подоплека этого прорыва?
- Конкурентоспособный продукт. LADA 4x4 - без преувеличения уникальный автомобиль. Важно понимать, с чем ты выходишь на рынок. Ровно поэтому технологическим партнёром и соакционером нашего строящегося производства стал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. В минувшем году он обошёл Volkswagen и Toyota по объёмам и стал крупнейшим автоконцерном на глобальном рынке. В России и Казахстане альянс занимает первую строчку много лет подряд: на пять его брендов – LADA, Renault, Nissan, Datsun и Infinity – приходится треть рынка. Причем доля растёт.
В тандеме со столь мощным партнером мы чувствуем себя более чем уверенно – как в отношении казахстанского, так и российского рынка.
В качестве главного приоритета послания президент обозначил рост благосостояния казахстанцев и призвал крупные компании повысить уровень оплаты, в особенности низкооплачиваемым работникам. Как обстоят дела с этим вопросом у вас?
- В нашем коллективе больше 5 тысяч сотрудников. Так что «сарафанное радио» быстро разносит сведения обо всём, что связано с оплатой труда. Это то, что кровно интересует каждого. Если ты из года в год последовательно оплачиваешь труд работников в срок, в полном объёме, высоко оцениваешь их вклад – тебе гарантирована репутация добросовестного работодателя. Репутацию фальсифицировать невозможно. Всем известно, что зарплата в «БИПЭКе» и «АЗИЯ АВТО» – только белая. Другой нет. Поэтому за период своей работы компания заплатила уже 94 млрд тенге в виде налогов. Мы в тройке крупнейших налогоплательщиков региона, наряду с «Казцинком» и филиалом «Казахмыса» (сегодня KAZ Minerals PLC – прим. ред.).
Что касается «низкооплачиваемых» работников... у нас их нет. Это также хорошо известно каждому, кто у нас работает. Минимальная заработная плата на действующем производстве «АЗИЯ АВТО» – 94 тысячи, на строящихся мощностях – 120 тысяч тенге.
Получается, втрое-вчетверо выше действующей сегодня минимальной.
- Так точно. Но это минимальная. И работников с этим окладом – ровно тридцать человек. А средний уровень оплаты на заводе – 226 тысяч тенге. И это на 39% выше аналогичной цифры по стране. На 64% выше средней по региону.
Тем не менее повышать уровень оплаты планируете?
- Мы сделали это недавно: весь фонд оплаты труда на заводе был индексирован на 20%. Это естественный процесс, если ты – ответственный работодатель.
Как минимум два направления президентского послания не связаны с автопромом, но имеют самое прямое отношение к вашей компании. Я имею в виду внутренний туризм и дошкольное образование. Говорят, что в усть-каменогорский «Центр развития ребенка» уже устраивают экскурсии – настолько продуманно и заботливо там организован процесс воспитания.
- Обучение там полностью соответствует модели 4К, о которой говорит президент. Тем не менее аналогов в республике нет. Я имею в виду и оснащение, и инновационный характер образовательных программ.
Мы с вами много говорили о деньгах. Но если человек развивается, материальная мотивация на определённом этапе отходит на второй план. Сегодня для многих сотрудников холдинга возможность обучения ребенка в нашем дошкольном центре, может быть, главный фактор приверженности компании. В центре обучается 320 детей сотрудников. Родителям это обходится в символические 100 тенге в месяц.
Президент, как вы знаете, поручил Министерству образования совместно с акиматами разработать «дорожную карту» по кардинальной реорганизации дошкольного воспитания. Возможно, наши наработки будут полезны. Готовы делиться опытом.
Моё внимание привлекли ещё две темы послания: военно-патриотическое воспитание в школах и школьный туризм по регионам страны. Не секрет, что наша компания четвёртый год подряд организует в Усть-Каменогорске парад в честь Дня Победы. Мы собственными силами создали военно-исторический музей – в нем 30 единиц техники, собранной и привезённой из разных уголков света. 9 мая более сотни сотрудников компании надевают военную форму сороковых годов и погружают горожан в атмосферу той эпохи. Только в этом году мы накормили солдатской кашей 8 тысяч гостей.
Мои коллеги в течение всего года проводят интерактивные уроки памяти для школьников. В ближайшее время мы начнём строительство музейно-патриотического комплекса «Намыс» («честь» – прим. ред.). Он будет носить имена героев Момышулы и Панфилова. Разместится на территории «Нуртау».
Кстати, о «Нуртау»… Вы создали с нуля два туристических центра на востоке Казахстана. И ещё один – модернизировали. Президент распорядился в сжатые сроки принять отраслевую госпрограмму, направленную на развитие въездного и внутреннего туризма. Как считаете, ваш опыт пригодится в её разработке?
- Думаю, все согласятся: здесь у Казахстана неисчерпаемый потенциал. Вклад туристической отрасли в наш ВВП – только 6%. Вдвое ниже среднемирового уровня. Поэтому мы много лет шаг за шагом возделываем свой сад. Здесь, в родных краях. Точнее, сада у нас три. Это горнолыжный комплекс «Нуртау», из которого мы сделали круглогодичный курорт-«трансформер». Это санаторий «Рахмановские ключи» на территории Катон-Карагайского природного парка. И гостиничный комплекс «Порт Фортуна» на побережье Бухтарминского водохранилища.
В этих трёх объектах мы уже создали ни много ни мало 450 новых рабочих мест. Позитивный опыт действительно имеется. Продолжим развивать наши проекты в фарватере президентских решений – не только в производственном секторе.
В отличие от корпоративного детского сада, двери ваших курортов открыты для всех желающих?
- Конечно. Рады поздравить всех казахстанцев с Днём Первого Президента и ждём в наших туристических комплексах. Незабываемые впечатления от встречи праздника – гарантируем.
Источник
Поделиться:
Дата: