Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Как казахи сватались

Как казахи сватались

3 Ноября 2017

Автор:

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Конечно, время на месте не стоит и многие традиции видоизменились. Вернее, они подкорректировались под реалии сегодняшнего дня. Что-то осталось, что-то забылось, а от чего-то отказались вовсе. Например, никто уже не посылает разведчиков в тыл невесты, никто не считает поголовье скота. Всё уже заранее известно и обговаривается до свадьбы.

Но раньше было так.

Жених с невестой, как правило, не могли встречаться, поощряемые родителями. Жених не мог подарить девушке цветы, сводить ее в кино или дорогой ресторан, налить бокал шампанского и под романтическую музыку прочесть с выражением стихи собственного сочинения. Позволь он себе такое, думаю, не сносить бы ему головы.

Поэтому принято было свататься. По-людски: чинно и благородно. То есть – құда түсу. Отсюда – құдалық. Сватовство, стало быть.  

На құдалық не принято было ездить с пустыми руками. Везли с собой қоржын (коржун) - сумку или мешок, расшитый узорами и украшенный безделушками. Красивый. (Его еще называют қалта). Набивали этот коржун (қалта) подарками и грузили на верблюда (лошадь, телегу, арбу). Помимо подарков родственникам невесты, в қоржуне всегда лежали отрез ткани и платок: для тех, кто будет открывать коржун. А открывали обычно женщины.

Сторона невеста, конечно же, ждала гостей. Готовилась. И, как только гости появлялись у порога, их встречали шутками-прибаутками, песнями и плясками. Иногда растягивали аркан, чтобы получить выкуп. Задавались прокурорские вопросы: кто такие? зачем явились? Принято было также в шутливой форме отвечать:

- Мы тут по делу, ищем дом одного человека. Не подскажете, где он живет?

- А зачем он вам?

- Да надо бы покалякать с ним о кое-каких делах.

Потом гостей, наконец, пропускали, осыпая шашу. Разводился огонь, в который лили масло. Затем мать грела ладони над пламенем и касалась ими лица жениха. Это означало, что он еще пока не  родной, но уже не совсем чужой. И главное - чтобы он почувствовал тепло этого дома.

Затем всех заводили в дом и рассаживали за дастархан. По ранжиру. Затем джигиты заносили барана, чтобы сторона сватов дала свое бата, то есть благословление.

Затем барана уносили, чтобы сделать из него бешбармак. А пока готовилось горячее,  пробавлялись чаем с закусками. В этом смысле чай можно было рассматривать как разминку перед основным блюдом.

Нынче барана никуда не заносят и не выносят. Зато, согласно традиции, сторона жениха, как и в старину, не сразу говорит о цели своего визита, а просто рассказывает о том о сём. Рассказ этот содержит общие сведения о стороне жениха. Знакомит, так сказать.

Естественно, вначале присутствует некоторая неловкость. Это тоже часть сценария. К тому же сторона невесты не должна проявлять нетерпения, прыгать от счастья и стараться поскорее избавиться от нее. Церемониал должен быть выдержан до конца.

И – да! Разговор не должен обрываться. Продолжительные паузы нежелательны. Поэтому говорить можно в этот момент о чем угодно. Хорошо нынче под такой разминочный чай идут разговоры о своеобразном пути казахов, о недосягаемой тридцатке ведущих стран мира. Можно коснуться темы бензинового кризиса, поговорить о пробках на дорогах Алма-Аты и Астаны, о внутриклановых разборках и о других не менее важных и нетленных вещах. Между разговорами про ЭКСПО и очередную победу Геннадия ГОЛОВКИНА вбрасывается кое-какая конкретная информация о невесте. О том, какая она умница-красавица, спортсменка-комсомолка и какие изумительные манты умеет готовить.

Жениха тоже принято расхваливать: сообщается о том, какой он весь такой «офигенный». О том, что он в детстве переводил старушек через дорогу, потом неожиданно вырос, без блата поступил в Йельский университет и теперь там учится, а за квартиру платит сам. В ночных клубах не болтается, а, наоборот, по вечерам ходит в спортзал и на днях выполнил норматив кандидата в мастера по бодибилдингу...

Итогом этих разговоров должен стать вывод, что жених и невеста просто созданы друг для друга.

Но об этом также прямо говорить не принято. Это должно складываться само по себе. Путем логически выверенных заявлений. Так обычно выступают в судах адвокаты, когда надо выкрасить белым своего подзащитного. О самом сватовстве по-прежнему ни слова.

Затем уже, когда первая часть этого театрализованного представления заканчивается, стол убирают, и стороны приступают ко второй части, а именно – к главному разговору. Начинается он с традиционных сентенций, типа вот у вас есть товар, а у нас есть купец и т. д.

Слово берет, естественно, самый красноречивый. Он должен своей речью растопить сердца и вывернуть души. Это – обязательно. Неподготовленная и скомканная речь может испортить общее впечатление, поэтому ни в коем случае нельзя брать на құдалық в качестве златоустов - депутатов, чиновников высшего и среднего звена, отставных министров и их заместителей, помощников и замов по хозяйственной части.

Хорошо бы притащить с собой в таких случаях писателей, поэтов, представителей той-бизнеса и артистов театра «Шаншар» и «Тамаша». За годы, проведенные безвылазно на тоях и различных торжествах, у них наработаны заготовки на все случаи жизни, начиная с банальных юбилеев и заканчивая торжественными похоронами.

Спикер должен подкрепить свою речь «вещественными доказательствами». Другими словами, выпотрошить начисто коржун.

Первый подарок преподносится матери невесты. Это называется сүт ақысы. Плата за материнское молоко. Это, как вы сами понимаете, очень дорогое молоко. За него расплачиваются драгоценностями или же серьезными суммами в тенге и долларах.

Следующий подарок получает отец невесты. Қалым. Тут тоже экономить нельзя. Можно наличными, но можно и подарком. Так, чтобы – ах!

Затем наступает черед всех остальных ближайших родственников и родственниц. По списку. Обижать никого нельзя.

Когда подарки розданы, просят показать то – зачем, собственно, пришли. То есть, показать невесту. Однако вредные будущие родственнички всё равно не торопятся ее показывать. Снова затевается торг. За показ просят көрімдік.

Потом, когда соблюдены все обряды, отец дает согласие и объявляет об этом во всеуслышание. Тут уже на стол подается тот самый баран, разделанный на двенадцать частей. Каждая часть предназначена строго по адресу. Самому авторитетному свату достается голова - бас. Остальным подается жанбас – мякоть бедра. Жениху – грудинка (төс). Это означает, что он теперь в доле и может рассчитывать в этом доме на жирный кусок в любое время. Естественно, он должен эту грудинку начисто обглодать.

Да, кстати. Кое-где принято в блюдо, на котором подается мясо, класть деньги.

Затем уже, после беша, подается қуйрық-бауыр. Это кусочки отварной печени и курдюка. И фактически застолье этим блюдом заканчивается. Когда его отведают, говорят: «Құйрық-бауыр жедік, құда болдық» («Раз уж мы поели печень с курдюком, значит, теперь мы родственники»). После этого тут же все кидаются друг другу в объятья. Происходит так называемое төс қағыстыру – «обнимашки».  И теперь уже точно никуда не денешься: союз считается скрепленным на все времена.

После застолья стороне жениха преподносятся ответные дары – киіт. Понятное дело: раньше дарили скакунов, верлюдов, отары овец. Теперь подарки уже не те.

На этом құдалық заканчивается: можно говорить и о свадьбе.

Обычно не принято проводить свадьбы зимой, а именно – в январе и феврале. Видимо, это связано с тем, что наши предки жили не в самых благоприятных климатических условиях. Зимой в степи не до свадеб. Главное – выжить.

Выпроваживают сватов тоже не быстро. Но мне кажется, что эти традиции казахи заимствовали у других народов. Сначала жол аяқ. Это что-то типа – на посошок. Потом – кетер аяқ. И так до тех пор, пока сватов не унесут за подмышки.

И только после этого приводят невесту, и родственницы жениха надевают ей серьги. Это называется сырға тағу.

Уходя, правильные сваты оставляли раньше в доме невесты барана. Его резали поутру и звали в гости всю округу. При этом ни кусочка не должно было остаться дома. Все съедалось. А что не сьелось - раздавалось.

Потом уже свадьба.

Казахи говорят, что не так интересна сама свадьба, сколько  подготовка к ней.

Но об этом лучше в следующий раз.

Источник


Теги: Казахстан, история

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение