Как исламское просвещение поможет гуманитарной интеграции ЕАЭС?

Социально-экономический кризис, вызванный распадом СССР, нарушением прежних экономических связей и «диким капитализмом», привел к всплеску религиозности в СНГ, и в частности - в странах Центральной Азии, где ислам сохранял позиции даже в советский период.
Материалы по теме:
Террористы возвращаются в Центральную Азию: кто угрожает региону?
Постепенно на религиозную социализацию обращали внимание и власти. Так, первый президент Киргизии Аскар Акаев считал, что религия - это сфера культуры и частной жизни, поэтому сам не совершал намаз и другие религиозные действия публично. Но при втором президенте Курманбеке Бакиеве религиозность уже стала востребована в политике, а в здании Жогорку Кенеша (парламента) появилась молельная комната.
Эксперты считают религиозный фактор одним из важнейших в гуманитарном сотрудничестве стран ЕАЭС - они ставят его на второе место после языка и миграции. Руководство России опасается участия в исламской социализации кураторов из западных центров, поэтому с 2013 года продвигает проект «суверенитета российского духовного пространства» и противостояния радикальным течениям.
Так, Россия развивает систему исламских вузов, среди них - Болгарская исламская академия в Татарстане, специалисты которой востребованы не только в России, но и в Центральной Азии и других странах СНГ. В других странах тоже развивается система мусульманских вузов. Среди самых известных - медресе Мири Араб (Бухара, Узбекистан), Ташкентский исламский университет (Узбекистан), Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак (Казахстан).
Потребность в религиозном образовании в ЕАЭС велика: по данным экспертов, всего 20 % киргизских имамов имеют базовый набор духовных знаний.
С 2017 года киргизский культурный фонд «Ыйман» выплачивает священнослужителям образовательные стипендии. Исламское же духовенство России пока не может удовлетворить такой запрос. Кроме того, остается вопрос: насколько школа теологии российского ислама авторитетна для верующих центральноазиатских стран?
В геополитическом плане страны Центральной Азии ориентируются прежде всего на Россию, США и ЕС. Исламский мир остается на втором месте. При этом именно Центрально-Азиатский регион - единственный монолитно исламский в СНГ.
Эти факторы накладывают отпечаток и на систему религиозных коммуникаций в регионе, в том числе с радикальными течениями. При этом внутренняя политика стран ЦА в отношении этих течений и их внешних штабов различна: так, в Киргизии открыто действует течение «Таблиги Джамаат» (организация, деятельность которой запрещена в России), в то время как в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане оно под запретом. В этих странах работа с радикалами находится в руках силовиков, что исключает теологическую дискуссию с ними - и тем самым не дает переубедить простых верующих.
Читайте также: Казахстан готовится к войне. С кем и для чего?
Так, борьба с исламистским подпольем при прежнем президенте Узбекистана Исламе Каримове не уничтожила угрозу терроризма полностью: приверженцы радикальных течений оказались выдавлены в Афганистан и Сирию, где установили связи с террористами и получили боевой опыт.
Ряд исламистских банд курируется со стороны западных спецслужб и военных. При этом некоторые исламисты не проявляют себя как террористы - напротив, они ратуют за участие в демократических выборах и законные методы прихода к власти, однако их цель - радикально изменить государственный строй. Пример - партия «Хизб ут-Тахрир» (организация, деятельность которой запрещена в России), признанная экстремистской в странах ЕАЭС. Организация сохраняет жесткую иерархию, внешнее руководство и повышенную секретность, при этом большинство исламских теологов Ближнего Востока считают это течение еретическим.
В этих условиях просвещение и правильная исламская социализация становятся особенно важными, учитывая, что действия властей и органов безопасности зачастую некорректны с религиозной точки зрения.
При этом в России и странах Центральной Азии готовятся кадры для мечетей, медресе и исламских вузов и научных учреждений, однако подготовки специалистов для широкой общественной работы с целью исламской социализации практически нет. Кроме того, важно создать сеть колледжей и лицеев, для которой тоже нужны кадры. В настоящее время функцию социализации ислама в Киргизии при необходимом контроле властей может выполнять сеть гюленовских лицеев «Себат» (16 лицеев, две международные школы и один университет с персоналом свыше 2000 человек).
Важно задействовать силы общественных организаций и бизнеса. Среди них - Ассоциация предпринимателей-мусульман России (объединяет 6500 предпринимателей из 54 регионов России). Ассоциация продвигает исламские принципы бизнеса, включая введенный Кораном запрет за взимание процента за ссуду. Кроме того, при поддержке духовно-культурных фондов необходимо активно переводить на русский язык сочинения исламских богословов, что также благотворно скажется на интересе к русскому языку и культуре как в ЕАЭС, так и за его пределами.
Эксперты отмечают, что в современных условиях необходимо обучать имамов работе в социальных сетях, которые пользуются большим доверием молодежи, учить их конкуренции за цифровую аудиторию. Это поможет лучше противодействовать экстремистским силам, активно работающим в цифровом пространстве.
Исламская социализация имеет большой позитивный потенциал для ЕАЭС и Центральной Азии в целом, однако на данном этапе он полностью не раскрыт.
Полную версию статьи
«Фактор социализации ислама в геополитике Центральной Азии»
читайте на сайте журнала «Коммуникология».
Поделиться: