К вопросу: Какое отношение имеет Алишер Навои к Узбекистану и где его Родина? Часть 2
Дата:
Что связывает сына Амир Тимура с Андижаном?
Умаршайх Мирзо был, как я отметил, был вторым сыном Амира Тимура, рожденным от второй жены по имени Толун Ага. Отец в 1371-1372 году завоевывает Андижан (нынешная Ферганская долина Узбекистана) и передает его 22 летнему Умаршайху . К этому периоду Умаршайх был женат и имел одного сына по имени Пир Мухаммад. Умаршайх переезжает в Андижан и с ним все вельможи, наставники и ближайшие семьи, как это было принято во всех королевских династиях. Из вышеприведенных утверждений историков и самого Навои не трудно догадаться ,что среди них были и предки Навои. В Андижане он женится на Мулкат Ага, дочери Хизр Углон. Рождаются 2 сына: Искандар Мирзо и Бойкаро Мирзо. Год рождения старшего приведены в источниках как 1384 год . Бойкаро возможно родился двумя-тремя годами позже.
К вопросу: Какое отношение имеет Алишер Навои к Узбекистану и где его Родина? Часть 1Амир Тимур в 1381-1382 году начинает поход в Хорасан, простирающий от Индии до Ирака. Умаршайх остаётся в Андижане. В1392г. Амир Тимур направляется в поход на Иран. На этот раз вместе с ним идет и Умаршайх. Тимур в 1392 году побеждает Музаффаридов и захватывает государство Фарс (столица Исфаган). Фарс отдаётся в руки тимурида Умаршайха. С этого периода тимуриды прочно обосновываются на территории нынешнего Афганистана и Ирана. Абд ар-Раззак Самарканди, же пишет, что после назначения Умаршайх отправляет людей за малолетными детьми в Андижан. Если учесть, что следующая 5 летняя война Амира Тимура на Ближнем Востоке началась в 1392 году, то можно предположить, что семья Умаршайха переселилась из территории нынешнего Узбекистана в земли Ирана, когда Искандару Мирзе было примерно 5-6, а Бойкаро Мирзе 3-4 года. Естественно, будучи связанными молочными узами, семейство предков Навои тоже перебрались в Фарс вместе с семейством Умаршайха.
Жизнь в Хорасане
С этого периода, а именно с переездом семейства Умаршайха в Шираз, история жизни Бойкаро тесно связывается с Хорасаном. Изучение жизни Бойкаро Мирзо проливает на свет многие неясные моменты, касающиеся переезда семейства Навои в Хорасан. Так, Амир Тимур во время захватнических войн на Ближнем Востоке вызывает Умаршайха к себе и управление Фарсом временно поручает сыну от второй жены Мулкат Ого Искандару Мирзо, который в это время управлял Хамаданом. 40 летний Умаршайх в 1394 году случайно погибает Тело его по велению Тимура погребается с начала в Ширазе на кладбище Аряти, а затем переносится в его родной город Шахрисябз (Узбекистан). Как пишет Язди, его жены Севинч Кутлуг, Бика Мулк Ага и Мулкат и его дети, в том числе Искандар из-за своих малых лет были оставлены в Ширазе
Естественно по правилам тех лет, мать Искандара вместе с Бойкаро живут при дворе Искандара. Не прошло много времени и Амир Тимур принимает решение выдать Милкат Ого младшему сыну Шахрух Мирзо, посчитав что этот брак не даст отчуждению семейства Умаршайха от покровительства Шахруха. Бойкаро остаётся при Искандаре, а мать переезжает в Герат. Вскоре, в 1395 году, Мулкат Ого родит сына , которого назовут Суюргатмиш Мирзо. Когда принц достигает зрелого возраста, примерно после 1414 года Шахрух передает в его руки юго-восточные районы Хорасана, включая Кабул и Газни (Афганистан).
После смерти Амира Тимура начинаются междоусобные войны принцов за престол. Двоюродный брат Искандара Пирмухаммад который управлял Ширазом, погибает в 1410 году вследствии покушения. Шираз переходит к Искандару. Бойкаро находится вместе с ним. Они перебираются из Хамадана в Шираз. Искандару удается вернуть Азербайджан и Ирак. По велению Шахруха , в 1412 году Бойкаро назначается правителем Аджамского Ирака, включая Хамадан, Вуруджу, Нахованд и Луристан. В 1413 году Искандар перебирается из Шираза в Исфаган, сделав его своей столицей.
Искандар Мирзо единолично управлял и Фарсом и Аджамским Ираком. В 1414 году Искандар Мирзо перестает слушаться Шахруха, что приводит в ярость властелина, Исфаган окружается войсками. Искандар сдаётся. Шахрух передаёт Исфаган Рустаму Мирзо, а Шираз внуку Ибрагим султану. Искандар провоцирует Бойкаро Мирзо восстать против решения Шахруха. В 1415 году Бойкаро выгоняет из Шираза Ибрагим Султана. Шахрух в ярости наступает на Шираз и высылает Бойкаро Мирзу в Кандагар, где правил принц Кайду Мирза.
Где родился Алишер Навои?
Бойкаро проживает в Кандагаре 2 года - с 1415 по 1417 год. Из-за инцидента, разразившегося между двумя тимуридами, Шахруху приходится на этот раз, выдворить Бойкаро Мирзу из Кандагара и передать его в руки Самаркандского правителя Улугбека - старшего сына Шахруха. Спустя некоторое время он умирает. С этого периода единственней опорой семейства Бойкаро станет мать Мулкат Ага, проживающая вместе с младшим сыном Суюргатмиш Мирза в Кабуле. Семья и приближенные, по всей видимости, и семейство Навои перебираются в Кабул. Учитывая тот факт, что в мемуарах Навои, его дядя по матери Мир Али назван Кабули (то есть Кабульский), можно предположить, что отец Алишера, которого звали Гиясиддин женился именно в Кабуле, находясь при дворе Суюргатмиша под покровительством Мулката Ага. Суюргатмиш Мирза умирает в 1440 году, а спустя год в 1441-1442 - и Мулкат Ага .
Так же можно предположить, что семейства Бойкаро и Навои жили в Кабуле с 1415 года по 1441 год. Вполне возможно, что и Хусейн Бойкаро и Алишер Навои родились именно здесь в Кабуле, так как ни в каком источнике о Навои не говорится, что он родился именно в Герате.
Жил ли Алишер в детские годы в Герате?
О том, что семейства Бойкаро и Алишера Навои вернулись из Кабула в Герат, источники умалчивают. Вполне возможно, что они вернулись в Герат, а может и нет. Из слов самого Навои мы узнаем, что после смерти Шахруха в 1447 году его семья направилась из Хорасана в Ирак и ему было в это время 6 лет. Понятно, что Хорасан это не только Герат, но и Кабул в его составе. Путники остаются в Ширазе.
Правитель Шираза Мирзо Султан Мухаммад, который приютил семьи Бойкаро и Навои в 1451 году погибает от рук другого сына Байсунгура Абулкасыма Бабура.
Как оказался Навои в Герате?
В 1452 году когда трон Хорасана достается Абулкасыму Бабуру, он приезжает в Шираз для установления мира в Ираке и остается здесь 4 месяца. Многие современники Навои в один голос сообщают, что Абулкасым Бабур был снисходителен к юному талантливому Алишеру. Фахри Хирави, автор «Латафнаме» отмечает, что Мир Алишер поступил на службу к Абулкасыму Бабуру, когда ему было 10 лет, что совпадает с нашим мнением. Здесь мы узнаем и о присутствии в Ширазе Хусейна Бойкаро, который был помолвлен с дочерью Султана Санджара с благословления Абулкасыма Бабура. Вполне возможно , именно в 1453 году вскоре после отъезда Бабура, все семейство Алишера Навои вернулось из Шираза в Герат. Очевидно, оставаться в Ширазе было крайне опасно, как описывают источники, в 1453 году вся территория Фарса, Аджамского Ирака, Азербайджан и прикаспийские земли перешли в руки туркмен. Стало быть, единственным убежищем для семьи Алишера был Герат, который с вступлением на трон Абулкасыма Бабура гарантировал долгую спокойную жизнь. С этого периода Герат становится для родителей и самого Алишера городом, где они проведут основную часть своей жизни.
Заключение
Алишер Навои по праву является достоянием всего тюркоязычного мира, он внес огромный вклад в утверждение тюркского языка и литературы. В силу исторических событий и установленных тимуридских норм королевского сосуществования, его предки с тимуридами покинули родную землю – Мовароуннахр. Это неоспоримый факт. Узбекский народ со времен эпохи Алишера Навои считал и считает его своим соотечественником и великим поэтом тюркоязычного мира. Продолжительная жизнь предков поэта в Фарсе и Аджамском Ираке (в 1387-1415 и 1447-1453 гг. в общей сложности составляет 34 года) и в Кабуле (25-27 лет) ни чуть не означает их отчуждения от родной земли, так как тимуриды всегда считали своей родиной Мовароуннахр (нынешний Узбекистан) и многие из тимуридских правителей, включая могущественного Шахруха, правителя Хорасана (нынешние территории Афганистана и Ирана) погребены в Самарканде. Что касается их языка, часто называемого чагатайским, это не что иное как староузбекский язык, который лежит в основе современного языка узбекского народа. Ведь сам Захириддин Мухаммад Бабур, основатель бабуридской империи в Индии и великий тюркоязычный поэт, родом из Андижана, писал в своей книге «Бабур-наме», что «хотя творчество Алишера Навои процветало в Герате, оно создано на языке андижанцев» . По поводу этнонима «узбек» часто используемом в европейской науке как разделительная черта между двумя культурами: темуридской и посттимуридовской, с точки зрения языковой идентичности, никакой разницы не имеет, так и как не разделим народ, исторически названный в каком-то отрезке истории народом чагатайским или узбекским.
Суждения Космарского о том, «что Навои, уроженец Герата (на территории нынешнего Афганистана) не только не считал себя узбеком, но и резко отрицательно относился к узбекским племенам» говорит о незнании его истории тимуридов, а так же то, что автор не имеет ни малейшего представления о личности, идеях и творчестве великого поэта и мыслителя. А. Навои никогда и нигде отрицательно не относился к узбекам, в данном случае к так называемым «узбекам-кочевникам», с кем враждовал Бабур. А что касается однобокового подхода историка Борама Шин (Университет Ханянг, Корея) к вопросу канонизации Алишера Навои в Узбекистане, это лищь результат неосведомленности научного исследователя о досоветской истории и духовных ценностях народов, проживающих ныне в Узбекистане.
Автор: Шухрат Сирожиддинов, навоивед, доктор филологических наук,профессор
Умаршайх Мирзо был, как я отметил, был вторым сыном Амира Тимура, рожденным от второй жены по имени Толун Ага. Отец в 1371-1372 году завоевывает Андижан (нынешная Ферганская долина Узбекистана) и передает его 22 летнему Умаршайху . К этому периоду Умаршайх был женат и имел одного сына по имени Пир Мухаммад. Умаршайх переезжает в Андижан и с ним все вельможи, наставники и ближайшие семьи, как это было принято во всех королевских династиях. Из вышеприведенных утверждений историков и самого Навои не трудно догадаться ,что среди них были и предки Навои. В Андижане он женится на Мулкат Ага, дочери Хизр Углон. Рождаются 2 сына: Искандар Мирзо и Бойкаро Мирзо. Год рождения старшего приведены в источниках как 1384 год . Бойкаро возможно родился двумя-тремя годами позже.
К вопросу: Какое отношение имеет Алишер Навои к Узбекистану и где его Родина? Часть 1Амир Тимур в 1381-1382 году начинает поход в Хорасан, простирающий от Индии до Ирака. Умаршайх остаётся в Андижане. В1392г. Амир Тимур направляется в поход на Иран. На этот раз вместе с ним идет и Умаршайх. Тимур в 1392 году побеждает Музаффаридов и захватывает государство Фарс (столица Исфаган). Фарс отдаётся в руки тимурида Умаршайха. С этого периода тимуриды прочно обосновываются на территории нынешнего Афганистана и Ирана. Абд ар-Раззак Самарканди, же пишет, что после назначения Умаршайх отправляет людей за малолетными детьми в Андижан. Если учесть, что следующая 5 летняя война Амира Тимура на Ближнем Востоке началась в 1392 году, то можно предположить, что семья Умаршайха переселилась из территории нынешнего Узбекистана в земли Ирана, когда Искандару Мирзе было примерно 5-6, а Бойкаро Мирзе 3-4 года. Естественно, будучи связанными молочными узами, семейство предков Навои тоже перебрались в Фарс вместе с семейством Умаршайха.
Жизнь в Хорасане
С этого периода, а именно с переездом семейства Умаршайха в Шираз, история жизни Бойкаро тесно связывается с Хорасаном. Изучение жизни Бойкаро Мирзо проливает на свет многие неясные моменты, касающиеся переезда семейства Навои в Хорасан. Так, Амир Тимур во время захватнических войн на Ближнем Востоке вызывает Умаршайха к себе и управление Фарсом временно поручает сыну от второй жены Мулкат Ого Искандару Мирзо, который в это время управлял Хамаданом. 40 летний Умаршайх в 1394 году случайно погибает Тело его по велению Тимура погребается с начала в Ширазе на кладбище Аряти, а затем переносится в его родной город Шахрисябз (Узбекистан). Как пишет Язди, его жены Севинч Кутлуг, Бика Мулк Ага и Мулкат и его дети, в том числе Искандар из-за своих малых лет были оставлены в Ширазе
Естественно по правилам тех лет, мать Искандара вместе с Бойкаро живут при дворе Искандара. Не прошло много времени и Амир Тимур принимает решение выдать Милкат Ого младшему сыну Шахрух Мирзо, посчитав что этот брак не даст отчуждению семейства Умаршайха от покровительства Шахруха. Бойкаро остаётся при Искандаре, а мать переезжает в Герат. Вскоре, в 1395 году, Мулкат Ого родит сына , которого назовут Суюргатмиш Мирзо. Когда принц достигает зрелого возраста, примерно после 1414 года Шахрух передает в его руки юго-восточные районы Хорасана, включая Кабул и Газни (Афганистан).
После смерти Амира Тимура начинаются междоусобные войны принцов за престол. Двоюродный брат Искандара Пирмухаммад который управлял Ширазом, погибает в 1410 году вследствии покушения. Шираз переходит к Искандару. Бойкаро находится вместе с ним. Они перебираются из Хамадана в Шираз. Искандару удается вернуть Азербайджан и Ирак. По велению Шахруха , в 1412 году Бойкаро назначается правителем Аджамского Ирака, включая Хамадан, Вуруджу, Нахованд и Луристан. В 1413 году Искандар перебирается из Шираза в Исфаган, сделав его своей столицей.
Искандар Мирзо единолично управлял и Фарсом и Аджамским Ираком. В 1414 году Искандар Мирзо перестает слушаться Шахруха, что приводит в ярость властелина, Исфаган окружается войсками. Искандар сдаётся. Шахрух передаёт Исфаган Рустаму Мирзо, а Шираз внуку Ибрагим султану. Искандар провоцирует Бойкаро Мирзо восстать против решения Шахруха. В 1415 году Бойкаро выгоняет из Шираза Ибрагим Султана. Шахрух в ярости наступает на Шираз и высылает Бойкаро Мирзу в Кандагар, где правил принц Кайду Мирза.
Где родился Алишер Навои?
Бойкаро проживает в Кандагаре 2 года - с 1415 по 1417 год. Из-за инцидента, разразившегося между двумя тимуридами, Шахруху приходится на этот раз, выдворить Бойкаро Мирзу из Кандагара и передать его в руки Самаркандского правителя Улугбека - старшего сына Шахруха. Спустя некоторое время он умирает. С этого периода единственней опорой семейства Бойкаро станет мать Мулкат Ага, проживающая вместе с младшим сыном Суюргатмиш Мирза в Кабуле. Семья и приближенные, по всей видимости, и семейство Навои перебираются в Кабул. Учитывая тот факт, что в мемуарах Навои, его дядя по матери Мир Али назван Кабули (то есть Кабульский), можно предположить, что отец Алишера, которого звали Гиясиддин женился именно в Кабуле, находясь при дворе Суюргатмиша под покровительством Мулката Ага. Суюргатмиш Мирза умирает в 1440 году, а спустя год в 1441-1442 - и Мулкат Ага .
Так же можно предположить, что семейства Бойкаро и Навои жили в Кабуле с 1415 года по 1441 год. Вполне возможно, что и Хусейн Бойкаро и Алишер Навои родились именно здесь в Кабуле, так как ни в каком источнике о Навои не говорится, что он родился именно в Герате.
Жил ли Алишер в детские годы в Герате?
О том, что семейства Бойкаро и Алишера Навои вернулись из Кабула в Герат, источники умалчивают. Вполне возможно, что они вернулись в Герат, а может и нет. Из слов самого Навои мы узнаем, что после смерти Шахруха в 1447 году его семья направилась из Хорасана в Ирак и ему было в это время 6 лет. Понятно, что Хорасан это не только Герат, но и Кабул в его составе. Путники остаются в Ширазе.
Правитель Шираза Мирзо Султан Мухаммад, который приютил семьи Бойкаро и Навои в 1451 году погибает от рук другого сына Байсунгура Абулкасыма Бабура.
Как оказался Навои в Герате?
В 1452 году когда трон Хорасана достается Абулкасыму Бабуру, он приезжает в Шираз для установления мира в Ираке и остается здесь 4 месяца. Многие современники Навои в один голос сообщают, что Абулкасым Бабур был снисходителен к юному талантливому Алишеру. Фахри Хирави, автор «Латафнаме» отмечает, что Мир Алишер поступил на службу к Абулкасыму Бабуру, когда ему было 10 лет, что совпадает с нашим мнением. Здесь мы узнаем и о присутствии в Ширазе Хусейна Бойкаро, который был помолвлен с дочерью Султана Санджара с благословления Абулкасыма Бабура. Вполне возможно , именно в 1453 году вскоре после отъезда Бабура, все семейство Алишера Навои вернулось из Шираза в Герат. Очевидно, оставаться в Ширазе было крайне опасно, как описывают источники, в 1453 году вся территория Фарса, Аджамского Ирака, Азербайджан и прикаспийские земли перешли в руки туркмен. Стало быть, единственным убежищем для семьи Алишера был Герат, который с вступлением на трон Абулкасыма Бабура гарантировал долгую спокойную жизнь. С этого периода Герат становится для родителей и самого Алишера городом, где они проведут основную часть своей жизни.
Заключение
Алишер Навои по праву является достоянием всего тюркоязычного мира, он внес огромный вклад в утверждение тюркского языка и литературы. В силу исторических событий и установленных тимуридских норм королевского сосуществования, его предки с тимуридами покинули родную землю – Мовароуннахр. Это неоспоримый факт. Узбекский народ со времен эпохи Алишера Навои считал и считает его своим соотечественником и великим поэтом тюркоязычного мира. Продолжительная жизнь предков поэта в Фарсе и Аджамском Ираке (в 1387-1415 и 1447-1453 гг. в общей сложности составляет 34 года) и в Кабуле (25-27 лет) ни чуть не означает их отчуждения от родной земли, так как тимуриды всегда считали своей родиной Мовароуннахр (нынешний Узбекистан) и многие из тимуридских правителей, включая могущественного Шахруха, правителя Хорасана (нынешние территории Афганистана и Ирана) погребены в Самарканде. Что касается их языка, часто называемого чагатайским, это не что иное как староузбекский язык, который лежит в основе современного языка узбекского народа. Ведь сам Захириддин Мухаммад Бабур, основатель бабуридской империи в Индии и великий тюркоязычный поэт, родом из Андижана, писал в своей книге «Бабур-наме», что «хотя творчество Алишера Навои процветало в Герате, оно создано на языке андижанцев» . По поводу этнонима «узбек» часто используемом в европейской науке как разделительная черта между двумя культурами: темуридской и посттимуридовской, с точки зрения языковой идентичности, никакой разницы не имеет, так и как не разделим народ, исторически названный в каком-то отрезке истории народом чагатайским или узбекским.
Суждения Космарского о том, «что Навои, уроженец Герата (на территории нынешнего Афганистана) не только не считал себя узбеком, но и резко отрицательно относился к узбекским племенам» говорит о незнании его истории тимуридов, а так же то, что автор не имеет ни малейшего представления о личности, идеях и творчестве великого поэта и мыслителя. А. Навои никогда и нигде отрицательно не относился к узбекам, в данном случае к так называемым «узбекам-кочевникам», с кем враждовал Бабур. А что касается однобокового подхода историка Борама Шин (Университет Ханянг, Корея) к вопросу канонизации Алишера Навои в Узбекистане, это лищь результат неосведомленности научного исследователя о досоветской истории и духовных ценностях народов, проживающих ныне в Узбекистане.
Автор: Шухрат Сирожиддинов, навоивед, доктор филологических наук,профессор
Поделиться:
Дата: