Информационно- коммуникационные технологии и информационная безопасность -Казахстан и Кыргызстан
ИАЦ МГУ публикует эссе участников международной медиашколы "МедИАЦия", которая прошла в г. Москва с 25 по 30 августа 2019г.
В связи с историческими событиями и стремительным развитиеминформационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ), сфера информационной безопасности (далее ИБ) начала формироваться в совершенно новую отрасль, как по техническим, так и по правовым аспектам. Сфера ИБ неограниченна, так как включает в себя не только физическое, но и виртуальное пространство, приносящее за собой угрозы безопасности совершенно нового вида. При этом учитывая тренды глобализации, стоит отметить, что ИБ в разных частях мира развивается в совершенно дифференцированных плоскостях, в то время, как в некоторых регионах ИБ выделяется большой бюджет и широкие ресурсы, в других регионах данный сектор не введен и в стратегии безопасности государств.
Повествовательные технологии, которые несправедливо ушли в тень в эпоху электронных коммуникаций, всегда были и остаются основными средствами применения мягкой силы. Мягкая сила, применяется для управления взаимоотношениями с пользователями защищенных информационных ресурсов, определяет требования к совершенствованию описательной экспертизы безопасности, научно-технической обработки информации.
Кибербезопасность рассматривается как инструмент достижения национальных интересов. Государства считают, что кибербезопасность является инструментом достижения национальных интересов государства, поскольку обе теории направлены на материальную выгоду. Между тем, некоторые страны рассматривают кибербезопасность как инструмент влияния на восприятие противников. Это условие основано на огромной разрушительной силе кибератак. В отличие от двух предыдущих подходов, институты национальной безопасности делают упор на идею, а не на материальную выгоду. Разница между этими подходами к национальной безопасности заключается в том, как использовать этот инструмент для достижения целей. Кибербезопасность, действительно играет важную и особую роль в мировой политике. Исходя из вышеизложенного следует сделать следующие выводы:
-Понятия ИБ и кибербезопасности должны быть отделены друг от друга. Кибербезопасность, как концепция населяет пространство, которое больше, чем просто защита компьютеров от вирусов или хакерских атак;
-Кибербезопасность является вопросом безопасности, который зависит от безопасности человека от кибер-угроз для всего общества, так концепция кибербезопасности требует многогранного теоретического подхода.
Кибербезопасность не являются защитой сетей, тенденции таковы, что необходимо защищать прежде всего саму информацию. Главной составляющей частью ИБ является доступ к информации, из этого следует, что в сфере предоставления электронных услуг гражданам не обойтись без использования сети Интернет, а значит остается невозможным использование закрытых линий связи для передачи информации. Подобное будет актуально только для закрытой информации, но учитывая современные системы воздействия на ИБ, актуальность в данной сфере также остается довольно слабой. Иными словами, из этого следует, что обеспечение ИБ через ограничение доступа к самой информации, остается ошибкой страны.
В Казахстане количество пользователей мобильного увеличивается, пользователи сети Интернет, могут стать жертвами различных атак, а их технические устройства использоваться противозаконным образом. В области ИКТ не хватает квалифицированных специалистов по ИБ, в государственном и частном сегментах. Казахстанская модель образования на всех уровнях в сфере ИКТ и специализации по ИБ, требует постоянного и тщательного анализа для соответствия современным потребностям общества и тенденциям обеспечения безопасного развития информационных технологий в следствие стремительного развития этой сферы.
Цифровой разрыв между странами препятствует формированию в мировом сообществе надежных международно-правовых инструментов для предотвращения использования достижений в сфере информатизации и телекоммуникаций в военных целях.
Казахстан стремительно интегрируется в мировое информационное сообщество. И хотя только что принятая концепция «Кибер Щит» звучит довольно амбициозно, необходимо, чтобы страна смогла минимизировать риски для страны в кибер-сфере, а также усилить свои возможности кибербезопасности в секторе обороны и безопасности. В современном мире это важные предпосылки для любой страны, стремящейся решать современные геополитические проблемы.
Культура ИБ в Кыргызстане начала свое развитие только с появившимися угрозами безопасности, которые являются довольно серьезными. Слабая защищенность информационного поля КР, заставляет правительство принимать меры для его защиты. Выделенные угрозы безопасности в Концепции ИБ КР показывают, что государство обеспокоено не только состоянием ИБ, но и кибербезопасностью, так как большая часть вопросов определена для защиты сознания граждан от вредоносной информации. Также проблемой является и само реагирование на различные угрозы ИБ, не только Кыргызстан, но и другие государства стремятся решить проблемы путем блокировки или введением запретов для доступа в Сеть, но подобный подход не дает должного эффекта. Чаще всего различные злоумышленники либо террористы, экстремисты, активно использующие Интернет в своих целях достаточно осведомлены о том, что их можно отслеживать и заблокировать. Из этого следует, что для обеспечения безопасности сетей следует вести переговоры с другими странами, так как Интернет является трансграничным ресурсом.
Центральная Азия в некотором роде выступает регионом, на котором испытывают мягкую силы различные акторы. США проецировали мягкую силу в регионе, в то время как Россия и Китай присутствовали в регионе, через исторические и экономические связи, при этом они даже не воспринимаются как третьи силы государствами ЦА. Однако ситуация медленно меняется. Мягкая сила в ЦА становится многоликой и многомерной. Состояние и перспективы развития кибербезопасности в странах ЦА можно охарактеризовать следующим образом:
-Национальный потенциал в области киберкультуры и общества может варьироваться от стартового и формирующего этапов;
-Среди административных руководителей, как в государственном, так и в частном секторах, осведомленность о кибербезопасности очень ограниченна, что является одной из причин, почему повышение осведомленности о кибербезопасности еще не воспринимается приоритетным направлением;
-Разработка образовательных предложений по кибербезопасности находится на формирующем этапе в КР, при этом представляющая одну из самых передовых областей потенциала в стране;
-Киберпреступность лишь недавно возникшая проблема, вызывающая озабоченность, при этом не было различного множества крупных случаев, когда киберпреступления рассматривали в суде;
Таким образом, ИБ в РК и КР находятся на различных уровнях и на разных плоскостях, учитывая экономический разрыв между странами и политическую обстановку, странам ЦА следует обратить внимание на такие вопросы как, реагирование на различные инциденты по ИБ, защита критической инфраструктуры, антикризисное управление, превентивные меры относительно ИБ и кибербезопасности:
-Необходимо выделять надлежащие ресурсы не только на такие виды деятельности, как интеграция аппаратных средств, тестирование технологических нагрузок, обучение персонала и учения по моделированию кризисов, но и на обеспечение надлежащего информирования соответствующих заинтересованных сторон об усилиях по дублированию;
-Работать над доверием и уверенностью в безопасности в Интернете, учитывать передовой опыт других государств, необходимо разработать механизмы отчетности и преобразовать механизмы образования;
-Разработать законодательные положения путем внесения поправок в действующее законодательство или принятия нового законодательства для решения всех вопросов, касающихся киберпреступности, прав человека в интернете, защиты детей в интернете, защиты потребителей и интеллектуальной собственности в интернете.
Необходимо расширять сотрудничество с частным сектором и научными кругами в области исследований и разработок в области технологического развития кибербезопасности в ЦА, также содействовать обмену информацией и передовым опытом между организациями в целях изучения возможностей страхования от киберпреступности. Разработать систему или политику раскрытия информации об уязвимости в государственном секторе и содействовать ее принятию в частном секторе.
Автор: Бегалиева Дилара
Поделиться: