Границы Ферганской долины – как предотвратить трагедию?

Дата:
Автор:
Границы Ферганской долины – как предотвратить трагедию?

Ферганская долина является самой густонаселенной частью Центральной Азии, с различными по степени актуальности социально-экономическими проблемами, а также вызовами и угрозами связанными с экстремизмом и терроризмом. Незавершенность процесса делимитации и демаркации государственных границ между странами влияет на общую ситуацию в регионе.

История вопроса включает в себя несколько важных факторов:

1. Ферганская долина была разделена в процессе территориально-национального размежевание в 20-х годах прошлого века. Территориальный спор между странами начался сразу после размежевания и по длительности является одним из самым затяжных на постсоветском пространстве. Таким образом, ставшие суверенными Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан данную проблему получили в наследство.

2. Не решен вопрос: соответствуют ли нынешние государственные границы стран, находящихся в Ферганской долине, пространству идентичности? Здесь ответ может быть и да, и нет. Так как, исходя из позиции исследователя, можно привести серьёзные аргументы как для доказательства, так и для опровержения любого предложенного варианта раздела.

3. За 30 лет государственной независимости в Ферганской долине произошли самые кровавые события, которые когда-либо охватывали Центральную Азию. События в Андижане в 2005 году, межэтнический конфликт июня 2010 года в Оше. Проблема вокруг Соха, эскалация конфликтов в течении последнего десятилетия в приграничных районах Таджикистана и Кыргызстана. 

В целом, за последние 20 лет как региональные, так и международные эксперты предполагали серьезные конфликты и гуманитарную катастрофу в Ферганской долине: сравнивали с «зоной племен» между Пакистаном и Афганистаном. Сегодняшний основной вопрос заключается в том, чтобы максимально уменьшить конфликтообразующие факторы и причины. 

Определение государственных границ между Таджикистаном и Кыргызстаном

Решение вопросов, связанных с юридическим оформлением государственной границы между Таджикистаном и Кыргызстаном, является важной составляющей двусторонних взаимоотношений и единственной проблемой, которую можно назвать затяжной.

Межправительственная кыргызско-таджикская комиссия по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов была создана в феврале 1997 года. По итогам этой встречи были созданы отдельные рабочие группы по ведению переговоров для определения государственной границы с двух сторон.

В декабре 2002 г. в г. Бишкек состоялась первая встреча делегаций по пограничным вопросам междуТаджикистаном и Кыргызстаном. Основной проблемой для завершения юридического определения границ стали разные архивные документы, на которые ссылаются стороны. 

Таджикская сторона опиралась на документы 1925-1927 гг., кыргызской сторона предлагала рассматривать границу на основе сегодняшнего расселения, и опиралась на документы 1958-1959 гг., а также на той позиции, что документы, которые были приняты в период Советского Союза сегодня не имеют юридической силы. 

Однако, данные документы с стороны кыргызской стороны были использованы для обратного возврате более 50 тыс. гектаров земли в территории Мургабского района ГБАО, которые были отданы Таджикистану в аренду в 1942 году сроком на 50 лет. На этих землях жили и работали граждане Таджикистана кыргызской национальности. Таджикистан в начале 2000-х годов вернул под юрисдикцию Кыргызстана вышеуказанные земли, и проживающему населению была предоставлена возможность выбрать гражданство.

В целом, основными факторами, потенциально влияющими на развитие приграничного конфликта, являются доступ к земле, воде (питьевой и для орошения), пастбищам и полезным ископаемым. 

За последние годы межправительственная комиссия работает интенсивно, в только в 2020 году было проведено 5 встреч. Однако, пандемия COVID-19 повлияла и на этот процесс. Планируется, что в скором времени делегации сторон встретятся для обсуждения вопросов государственных границ. Есть надежда, что , благодаря политической воле обеих сторон, данный вопрос будет решен в ближайшей перспективе. 

Определение государственных границ между Таджикистаном и Узбекистаном

В начале 2000-х годов значительная часть государственной границы между Таджикистаном и Узбекистаном была юридически оформлена и самой острой проблемой выступал вопрос принадлежности Фархадской ГЭС. Данное гидросооружение было построено на территории Таджикистана в конце 40-х годов прошлого века, и полностью использовалось Узбекистаном. После обретения независимости стороны не могли решить вопрос принадлежности этого объекта, поэтому права на Фархадскую ГЭС стали еще одним  конфликтообразующим фактором. Начиная с 2017 года стороны поменяли состав межправкомиссии и вопрос Фархадской ГЭС был юридически оформлен в ходе государственного визита Президента РУз Ш.Мирзиёева в Таджикистан 9 марта 2018 года. Тогда стороны пришли единому мнению, и за безопасность сооружения отвечает Таджикистан, за эксплуатацию – Узбекистан. Соглашение подписали на 49 лет с условием, что ни одна из сторон не имеет права отменить действие этого документа. Таким образом, была решена одна из острых проблем в межгосударственных отношениях сторон.

Какие перспективы существуют для определение границ в этом регионе:

Мировая практика в определении государственных границ наработала ряд прецедентов, которые страны региона могут использовать для урегулирования ситуации.

1. Самой перспективной является кооперация стран региона, которая способна значительно усилить приграничное сотрудничество и уменьшить частоту конфликтов. Данный вопрос в большей степени касается проблем, связанных с Ворухом и Сохом.

2. Взаимный обмен территорий путем уступок. Болезненность этого подхода заключается в том, что в течении больше 10 лет вопрос, связанный с границей, политизирован и после очередных приграничных конфликтов раздувается информационная война между сторонами. 

3.Подписание межгосударственного договора об особом статусе спорных приграничных участков для уменьшения конфликтов. Содержание подобного документа необходимо серьезно проработать, чтобы фактор конфликта трансформировался в возможность со-развития. 

Рекомендации:

1. В Центрально-Азиатском регионе на фоне нынешних процессов, связанных с пандемией COVID-19, ожидается ухудшение социально-экономической ситуации. Поэтому в столь трудное время кооперация стран региона может содействовать снижению конфликтов и смягчению этой чувствительной проблемы.

2. Существует острая необходимость в трёхстороннем диалоге экспертов и исследователей стран Ферганской долины, чувствуется потребность публикации совместных работ по актуальным проблемам, в том числе по пониманию странами приграничного вопроса. В качестве примера, последняя подобная работа экспертов о взаимоотношениях Кыргызстана и Таджикистана была опубликована в 2010 году со стороны фондов Усубалиева и Эберта.

3. По мнению ряда экспертов, по результатам существует острая необходимость разработке новых подходов урегулирования приграничного вопроса. И этот вопрос на данном этапе остается открытым.

Возможности решения этой проблемы есть. Главное – готовность к диалогу сторон.

Автор: Шерали Резоен
Источник: rezonans.kz

Поделиться: