Голубая керамика Узбекистана
Глина во все времена была основным материалом для изготовления посуды, строительства жилища, строительства крепостей и многих других нужд. Узбекистан в этом плане не исключение. Во все времена тут глина была самым необходимым материалом как для ремесленников, так и для обычных людей. Из глины и до сих пор во многих поселениях строят дома, а при изготовлении печей тандыров еще и особая глина нужна. Кухонная утварь так же в основном была сделана из обожжённой глины.
Если копнуть ещё глубже, за тысячелетия, то даже охрана жилища, в виде божков, защищавших вход, тоже была из глины. Гончарное искусство так же в особом почёте уже много веков. А до сегодняшних дней гончарное ремесло настолько развилось и опуляризовалось, что в гончарных школах от учеников отбоя нет. На сегодняшний день в городе Самарканде, по улице Умара Джуракулова, названной в честь талантливого мастера керамики, множество его учеников являются продолжателями дела мастера, изготавливая керамические шедевры.
Любой турист, побывавший в Самарканде, абсолютно точно вспомнит керамические статуэтки в виде людей в национальных костюмах. Это и весёлые старички на осликах, и маленькие истории в виде нескольких фигурок, и знаменитые миниатюрные статуэтки-драконы. Мастеров, которые делают керамические игрушки – множество, а вот тех, кто вкладывает душу, доведя до шедевра каждое изделие, единицы.
В Гиждуване, небольшом городе неподалёку от Бухары, живёт мастер керамики, семья которого уже шесть поколений занимается именно этим ремеслом. Алишер Нарзуллаев, мастер, или Усто, как принято называть на востоке, каждое своё изделие из керамики превращает в произведение искусства, которое завораживает взор своим необычным узором. Можно сравнить рисунки на ляганах, пиалах и кувшинах с павлиньими перьями, настолько необычайно красиво подобраны краски мастером. Секреты изготовления краски, нанесения рисунка и обработки усто Алишер узнал от своего отца, керамиста Ибадулло, Нарзуллаева, который, в свою очередь, перенял секреты от своего отца.
Не спутать ни с чем особенную роспись керамики Хорезмскими и Хивинскими мастерами. Четкий орнамент, геометрически выверенная графика, мельчайшие детали проработаны с точностью ювелира. Такими же керамическими элементами мозаики-майолики были покрыты стены и купола, своды потолков древнейшей цитадели Ичан-Кала. Сотни лет назад мастера применяли для создания краски природные элементы. Этот способ сохранился до сих пор. Именно поэтому глубокий цвет голубых куполов никогда не меркнет, а с годами только набирает яркости цвета.
Голубая керамика распространена по всему Узбекистану, в тех или иных своих проявлениях, где-то она выступает в ведущей роли, при украшении архитектуры, где-то лишь в роли декора. Но по-настоящему неповторима керамика именно в городе Риштане, в Ферганской долине. Риштан можно назвать городом голубой керамики. С давних пор тут, ещё когда караваны с шёлком бороздили пески пустынь и цветущие сады Узбекистана, про Риштанскую керамику знал весь восток, ведь более тысячи лет назад гончарное искусство в Риштане было уже на высоком уровне.
Ныне мастера в Самарканде, Ташкенте и Гиждуване, для росписи своих гончарных изделий используют свинцовую глазурь.
Кто готовит её сам, а кто-то приобретает фабричную. Но Риштанские мастера придерживаются древних традиций, и готовят свои краски из золы специального кустарника, с добавлением в золу окиси кобальта, меди или железа. Благодаря этому им удаётся получать именно те, узнаваемые цвета бирюзового, синего, коричневого и белого. Формы и тип изделий из керамики так очень многообразны. Среди них можно встретить не только ляганы, косушки, пиалы, чайники, но и крупные сосуды для изготовления масла, кувшины. Мастера рисуют на изделиях восхитительные орнаменты в виде солнца, звёзд и полумесяца, главных и почитаемых небесных светил на востоке. По правау, Риштан зовут колыбелью гончарного дела и керамики в Узбекистане. Ведь не с проста многие керамические изделия Риштана выставлены в известных музеях мира, во Франции, Бельгии, Италии и России и даже в Китае. Невозможно встретить двух одинаковых изделий из керамики, изготовленных в Риштане. Каждое из них уникально, каждое из них обладает своим, неповторимым характером. Именно по этой причине каждый стремится пополнить свою коллекцию риштанскими шедеврами.
В одном из районо старой части города Ташкента, Кукче, стоит дом-музей Мухитдина Рахимова. Этот человек впитал своей душой искусство керамики разных городов и эпох, посещая такие керамические центры, будучи участником археологических экспедиций. Таким образом мастер прочувствовал характер Бухарской, Самаркандской, Ферганской и Ташкентской школ керамики. Мухитдин Рахимов смог сотворить шедевры керамики, наделив их характером кушанского и темуридского времён керамического искусства.
Сделанные им чаши отличались разнообразием украшения, множество удивительных орнаментов в виде птиц, геометрических рисунков, арабских символов. Все накопленные знания и мастерство мастер передал своему сыну, Акбару Рахимову. В последствии, Акбар, на собственные средства, открыл частный дом-музей керамики. Почётное место в музее занимают изделия отца, Мухитдина Рахимова, его личные вещи, всё то, что помогало мастеру познавать и творить. Так же выставлены работы Акбара Рахимова и его сына, Алишера. Этот молодой, но очень талантливый мастер делает потрясающие керамические изделия, по заветам своего дела, в кушанском и темуридском стилях. Словно заклинание, каждый помнит слова мастера Мухитдина Рахимова: «Всё сделано из глины. Но следует помнить, что творец обязан не просто любить её всем сердцем, а помогать ей обретать правильную форму».
Поделиться: