Фотоподборка: самые необычные мозаики Ташкента
Традицию украшать мозаичными панно торцы и фасады заложили художники Пётр и Николай Жарские. Они родились во Франции в семье русских белоэмигрантов. Братья Жарские росли в творческой атмосфере: их отец рисовал и фотографировал, дед и дяди играли на музыкальных инструментах. Неудивительно, что все три брата продолжили традицию и получили художественное образование. В 1947 году семья вернулась в Россию, а в 1966 году Пётр и Николай приехали в Ташкент восстанавливать разрушенный землетрясением город.
Устроившись по приезду художниками на завод железобетонных изделий, они стали разрабатывать эскизы мозаичных панно для отделки многоэтажных зданий. Типовые застройки получали индивидуальность, город становился узнаваемым и неповторимым. Традиция мозаичных украшений прижилась, и сегодня мы встречаем не только фасады и карнизы, но и декоративные панно у подъездов, фонтаны, купола и целые станции метро, отделанные стеклоплиткой.
Мозаичная история
Характерная особенность узбекской мозаики – восточные узоры. Они сплетаются в самостоятельные орнаменты и обрамляют законченные сюжеты. Темой для мозаик становились геометрические, сказочные, праздничные (например, панно «Навруз»), агитационные сюжеты. Их посвящали великим достижениям, дружбе народов, героям труда и отдельным профессиям в целом.
Фотографии Фотимы Абдурахмановой
Настенные панно служили не только украшением, но и инструментом пропаганды. Часто встречались сюжеты на тему пионерии, всеобщего равенства и братства, символы той эпохи. Многие из них сейчас утрачены или закрашены.
Виктория, студентка Ташкентского архитектурно-строительного института: «Мне нравится, что в Ташкенте мозаику так интересно и разнообразно применяли. Я люблю гулять и рассматривать стены домов, находить неожиданное в глубине спальных кварталов. Мозаика – материал с тысячелетней историей, и мне жаль, что сейчас стало проще напечатать баннер, чем выложить стену узором, который будет радовать десятилетиями».
О технологии
Расцвет эпохи мозаики пришелся на 1960—1980 годы. Процесс изготовления был довольно долгий и трудоемкий. На подготовленный художником шаблон рисунка вручную выкладывались кусочки мозаики. Лицевая (глазурованная) часть плитки заклеивалась бумагой и панель укладывалась “лицом” вниз на дно формы. Из отдельных панелей составлялись керамические ковры согласно картам фрагментов рисунков. Уложенные панели армировали, заливали бетоном и отправляли на просушку в тепловую камеру.
Домиан Барма, администратор Facebook-группы «Ташкент строится» (Tashkent is under construction): «В СССР это было распространённое явление — мозаичное панно. Как это было повсеместно, так это повсеместно и прекратилось, сейчас это непозволительная роскошь для застройщика — художественное украшательство здания».
Мозаики – они повсюду, только присмотрись…
Архитекторы старались придавать индивидуальность каждому зданию, на этот вид искусства не жалели средств. Кроме монументальных торцевых мозаик, украшения делали на карнизах фасадов, в межоконных пространствах, на стенах над подъездом и возле него, на автобусных остановках, станциях метро, лестницах, фонтанах, фасадах детских садов и ведомственных учреждений.
Станция метро «Пахтакор». Фото: Камиль Еникеев
Голубые купола, фото Фотимы Абдурахмановой.
Декоративная розетка. Фото из группы «Ташкент строится»
Фонтан у памятника Мирзо Улугбеку. Автор Амир Шарифуллин
Фото: Виталий Болбас
Фонтан у Голубых куполов. Фото Олег Бурнашев
Архивное фото. Предоставил Амир Шарифуллин
Подъездная мозаика. Предоставил Олег Бурнашев.
Фото Амира Шарифуллина
Небольшие панно размещали у подъездов типовых девятиэтажек. Часто это были геометрические или восточные узоры, абстрактные или анималистические сюжеты. Сегодня многие из них заклеены объявлениями или просто закрашены в ходе ремонта.
Подборка необычных ташкентских мозаик
Одно из самых известных мозаичных панно украшает торец школы №110. Оно посвящено творчеству украинского поэта Тараса Шевченко, имя которого носит школа.
Школа №110. Фото: Елена Барсукова
Одна из самых неприступных – мозаика, обрамляющее панно в холле ташкентской телебашни. Вход с телефонами и фотоаппаратами на территорию телевышки запрещен, поэтому мало кто знает, что вокруг основания башни, в вестибюле, находятся красивейшие композиции из поделочных и полудрагоценных камней. Декор между ними выполнен в технике флорентийской мозаики.
Панно «Узбекистан». Фото: Зухра Ашрабова
Одна из самых странных мозаик находится на стене девятиэтажного здания на массиве «Лабзак» (Ц-13). Три соседних здания украшает серия работ на тему космонавтики и воздухоплавания. Одна из плит с частями дирижабля и вертолета расположена зеркально относительно остального рисунка.
Ещё одна “неправильная” мозаика с очень живописным сказочным панно находится на 11-м квартале Юнусабада. Здесь тоже одна из плит отображена зеркально. Как видим, это нередкая ошибка, но почему плиты не переделали – загадка.
Фотима Абдурахманова, администратор группы «Мозаики Узбекистана»: «Мое мнение – это мнение обывателя, наблюдательного человека (немногие обращают внимание на мозаичные панно на торцах жилых домов, административных зданий и организаций), а также человека, который неравнодушен к такому виду искусства, как мозаика. К сожалению, в настоящее время мозаика в динамично застраивающемся Ташкенте не предусмотрена. За последние десятилетия не только не появилась мозаика на новых застройках, а наоборот, она была безжалостно уничтожена или закрашена.
Хочу привлечь внимание художников, архитекторов, застройщиков к возрождению мозаики в нашем прекрасном городе. Надо вспомнить, как гармонично могли сочетать национальный колорит с современным стилем художники, работавшие в этом направлении – братья Петр, Николай и Александр Жарские, Арнольд Ган, Владимир Чуб и многие другие. Возрождение создания мозаичных панно на современных архитектурных сооружениях придаст городу дополнительную привлекательность, особый неповторимый шарм в сочетании с национальным колоритом».
Фото Tashkent magazine
Фото Рустам Ниязов
Фотографии Фотимы Абдурахмановой
Автор: Александра Стимбан
Фото: Tashkent Magazine
Поделиться: