ЕС и ПМР. Начало процесса урегулирования: причины и последствия

Дата:
ЕС и ПМР. Начало процесса урегулирования: причины и последствия

В ноябре 2017 г. между ПМР и ЕС  были подписаны протоколы рабочих групп двух стран, касающиеся разных социально-экономических вопросов[1]. Негласно подписание данного соглашения стали называть политикой решения малых вопросов, когда через процесс договорённости по небольшим, менее значимым вопросам, стороны начинают находить взаимопонимание и повышают доверие друг к другу. Что немаловажно отметить, подписание протоколов по вышеуказанным вопросам проходит в рамках переговорной группы 5+2, что создаёт прочную институциональную базу для последующих соглашений.

Причинами, по которым постепенно происходит сближение Приднестровья и ЕС, стал 2014 г., совершенно изменивший геополитическую ситуацию в Восточной Европе. После начала вооружённого конфликта на Донбассе, Украина изменила своё отношение к ПМР. Украина стала блокировать границу с Приднестровьем, бороться с транспортировкой приднестровских товаров в Одессу. Приднестровье оказалось между двух государств, активно борющихся против непризнанного государства и его ориентации на Москву. 

Следует учитывать, что Приднестровье экономически связано со странами Европейского Союза. Экспорт в страны Таможенного союза составил только 10,8 %, в то время как в страны ЕС и Молдову доля экспорта составила 66 %[6]. Остальная часть экспорта приходится в основном на Украину и Сербию. Вследствие этого Приднестровье вынуждено ориентироваться на европейские рынки и подстраиваться под те правила игры, которые задаёт ЕС. Поэтому в начале 2016 г. Приднестровская республика была вынуждена подписать торговое соглашение о Зоне свободной торговле (УВЗСТ) с ЕС,.[7] что было закреплено в официальном журнале ЕС в конце декабря 2015 г., где было прописано, что УВЗСТ распространяется на «entireterritory», т.е. на всю территорию республики Молдовы.

Кроме экономическо-политических механизмов влияния на Приднестровье, ЕС старается активно сотрудничать и влиять на политическую элиту страны. После 2016 г., когда президентом страны стал Красносельский, являющийся выходцем из самого мощного экономического субъекта ПМР, холдинга Шериф, ЕС стало легче договариваться с политической верхушкой, используя экономические стимулы. Для Шерифа важно получение новых рынков сбыта продукции, вследствие этого, увеличения своей прибыли, что послужило важным стимулом для дальнейшей интеграции в ЕС.

Все эти причины стали важным предпосылками для начала тесного сотрудничества между ЕС, Молдовой и ПМР с ноября 2017 г. После подписания четырех протокольных решений впервые враждующие стороны сумели договориться о начале совместной политики в решении в первую очередь социально-гуманитарных проблем. В них вошли:«Протокольное решение о проставлении апостиля на документах об образовании, выдаваемых в Приднестровье; протокольное решение о мерах по организации взаимодействия в области телекоммуникаций и электросвязи; протокольное решение о реализации «Механизма 2006 года» об использовании сельхозугодий, расположенных в Дубоссарском районе за автотрассой Тирасполь-Каменка; протокольное решение об обеспечении функционирования молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики»[8]. 

В течение 2018 г. стороны начали активную деятельность по реализации данных решений, что вылилось в 114 встреч разных рабочих групп и политических деятелей между 2-мя конфликтующими сторонами[9]. Приднестровье имплементировало подписанные ранее протоколы в ноябре 2017 г. в своё внутреннее законодательство [10]. Вследствие этого Приднестровье начали происходить реальные действия по реализации подписанных протоколов, в частности, в транспортной сфере, «в вопросе об участии транспортных средств из Приднестровья в международном дорожном движении»[11].

В течение данного процесса в 2018 г. было много недоверия, взаимных упрёков по поводу выполнения данных обязательств. Приднестровская сторона зачастую ссылалась на то, что Молдова бойкотирует исполнение взятых на себя обязательств, молдавская сторона же высказывала сомнения по поводу реальных планов Приднестровья по реализации данных решений. 

Но вместе с тем, чтобы понять логику процессов, происходящих в переговорах, следует обратиться к акторам, проводящим данную политику. Вследствие этого стоит проанализировать интервью, которое дал в конце 2018 г. министр иностранных дел ПМР Виталия Игнатьев. В своём интервью Игнатьев заявил, что пакетное решение социально-гуманитарных вопросов – это удобный формат для решения различных вопросов, касающихся взаимоотношений с Молдовой. 

Особое внимание он уделял работе экспертных групп и рассматривает европейский формат 5+2 как важную, но во многом экспертную площадку для переговоров. Но самое важное, что сказал в интервью министр, это продолжение того курса, которым был задан в 2017 г., где упор делается на решение социально-гуманитарных проблем с использованием экспертных групп, регулярных встреч и консультаций на уровне МИД. На 2019 г. Игнатьев выделил следующие сферы для урегулирования: «Нормализация работы железной дороги, налаживание межбанковского сотрудничества, решение проблем уголовных дел»[13]. Вместе с тем Игнатьев подчеркнул, что политически Приднестровье будет продолжать курс на сохранение своей независимости, даже если при этом ПМР будет встраиваться в новые экономико-политические рамки.

Несмотря на то, что зачастую в интервью официальные лица могут не всё вынести на обсуждение широкой публике, но сам политический процесс говорит о соответствии слов министра Приднестровья и конкретной политики, которая проводится ПМР сегодня. ПМР начинает всё более интегрироваться через решение социально-гуманитарных вопросов в институциональное поле ЕС.

Кроме того, в отличие от республики Молдовы, политическая ситуация которой характеризуется большой турбулентностью в последние годы, когда фактически наблюдается противостояние президента страны Додона с западными проевропейскими силами, власти Молдовы могут не иметь консолидированную позицию по приднестровскому вопросу, и в зависимости от внутренних изменений, и неустойчивости в самой Молдове она может меняться. 

Приднестровская республика за 25 лет независимого существования имела стабильную политическую систему, где всего лишь два раза происходила смена лиц на посту президента непризнанной республики. Президент Красносельский и его министерская команда, скорее всего, будет работать до следующего президентского срока до 2021 г., поэтому именно они будут определять внешнеполитический курс страны. 

Если переходить к позиции ЕС, то в 2018 г. мы видим его поддержку в поддержании этих усилий. Самым главным из них стало подписание Римского протокола в мае 2018 г. о приверженности выполнения ранее подписанных договорённостей 2017 г. в Бендерах. Здесь говорится о прогрессе сторон в выполнении ранее принятых обязательств со стороны Приднестровья: «Предоставление сельхозугодий в Дубосарском районе, прогресс в договорённости об участии транспортных средств Приднестровья международном движении»[14]. С одной стороны, эти вопросы являются не очень значительными, но для маленькой непризнанной республики решение таких вопросов является очень значительным событием. 

Подпись в этом документе была поставлена всеми участниками формата «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому регулированию». В 2018 г. было проведено меньше встреч в рамках данного формата, чем в 2017 г., но на сегодняшний момент задачи данной группы больше поддерживать дипломатическую поддержку в начавшейся с ноября 2017 г. нормализации отношений Молдовы и ПМР, чем самим пытаться разрешать противоречия.

Автор: Роман Кононов

Литература

1)   http://mfa-pmr.org/ru/svG;
2)   http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2017/429/
3)   http://russiancouncil.ru/upload/Transnistria_policybrief1.pdf;
4)   http://www.vspmr.org/news/supreme-council/sudjba-mmz.html
5)   https://www.moldpres.md/ru/news/2018/06/22/18005336
6)   http://tiraspol.ru/confirmed/statistika-vneshney-torgovli-pridnestrovya/
7)   https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22015D2445&from=EN
8)   http://mfa-pmr.org/ru/zPK
9)   https://novostipmr.com/ru/news/19-02-08/otchet-ministerstva-inostrannyh-del-pridnestrovskoy-moldavsk...
10)  http://mid.gospmr.org/ru/MgL
11)  http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3244522
12)  https://i-pmr.com/novosti/peregovornyy-process-dlya-pridnestrovya-dostizhenie?route=peregovornyy-pro...
13)  http://mfa-pmr.org/ru/pvy

Поделиться:

Дата: