Эксперт — о новых тарифах на экспорт нефти из Казахстана

Дата:
Компании, занимающиеся транспортировкой нефти, регулярно поднимают тарифы на её прокачку, поэтому в нынешней ситуации нет ничего экстраординарного.
Эксперт — о новых тарифах на экспорт нефти из Казахстана

В конце мая «КазТрансОйл» утвердила новые тарифы на экспорт нефти по трубопроводам: с 1 июля перекачка 1 т топлива будет стоить 10 150 тенге (около 1840 р). 

До этого цена составляла 8830,51 тенге (около 1600 р). Ранее в мае удорожание коснулось налива нефти в железнодорожные цистерны и перевалки в систему КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). О причинах роста тарифов и его влиянии на рынок рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. 

По словам эксперта, компании, занимающиеся транспортировкой нефти, регулярно поднимают тарифы на её прокачку, поэтому в нынешней ситуации нет ничего экстраординарного. 

Как правило, уровень индексации тарифов привязан к уровню инфляции в стране. Например, сейчас одновременно с «КазТрансОйл» повысили цену на транспортировку топлива белорусские и украинские фирмы.

Нынешний рост тарифов важен в контексте поставок казахстанской нефти в Германию и в перспективе — в Венгрию, Чехию и Словакию. Себестоимость прокачки до ФРГ возрастает и за счёт значительного подъёма цен со стороны «КазТрансОйл», и за счёт общего удорожания транспортировки на постсоветском пространстве.

Другая особенность нынешнего повышения в том, что оно не приводит к повышению стоимости транспортировки через КТК — «ворота» для большей части экспортируемой казахстанской нефти. Это смягчает общее удорожание.

Казахстан заинтересован в том, чтобы наполнить внутренний рынок нефтепродуктами, поскольку внутри страны наблюдается определённый дефицит топлива. 

Рост тарифов не запретительная мера, но частично способствует решению этой проблемы. 

Экспортные цены определяются на мировом рынке, поэтому изменение тарифов напрямую не повлияет на стоимость нефти из Казахстана. 

Вопрос не в цене, а в том, сколько прибыли получат сами поставщики: удорожание транспортировки снижает маржинальность сделок с нефтью. Тем не менее «КазТрансОйл» — государственная компания, которая получит свои деньги в любом случае, сохраняя рентабельность сделок на приемлемом уровне.

Поделиться:

Дата: