Деревня для двоих: как казахская семья живет в одиночестве в российском ауле

Дата:
Деревня для двоих: как казахская семья живет в одиночестве в российском ауле Деревню Маметкино в Новосибирской области с трудом можно найти на карте, но об этом небольшом селе недавно узнали тысячи людей в интернете. На остановке заброшенной деревушки долгие шесть месяцев ждал своего хозяина преданный пес, которого бросили на произвол судьбы. Спасли собачку жители единственного дома в ауле - казахская семья Байсагуровых

Ленивое мычание коров разрезает предрассветную тишину. Иногда слышны шуршание и шорох шин по старому асфальту, но редкий водитель решит остановиться в этой глуши.

Деревню Маметкино в Чановском районе Новосибирской области называют вымершей – от некогда оживленного аула, в котором несколько веков назад осели кочевые казахи, остались одни воспоминания. Деревянные постройки давно развалились, уцелел лишь построенный еще при советской власти каменный дом пенсионера Сафаргали Байсагурова и его супруги – единственных жителей села на территории 20 гектаров.

Как в Новосибирской области появился казахский аул

В 20-х годах прошлого века здесь располагался центральный колхоз "Жанаталап", где было порядка 150 дворов. Большинство жителей были казахами, которые стали обживаться в местности во время кочевок. В середине XX века переезжать сюда стали татары из близлежащих районов.

"Здесь родились и выросли мой дед, отец. Жили казахи рода кыпчак. Деревня же неподалеку от Павлодара, сто с чем-то километров. Вот и расселялись. В Новосибирске были еще казахские аулы, в нашем районе было семь аулов, только наш остался. Только один дом. Разъехались, как с утопающего корабля…" — рассказывает Сафаргали Байсагуров корреспонденту Sputnik Казахстан.

Отец Сафаргали был ветераном Великой Отечественной войны. Воевал и с японцами, и с финнами, и с немцами, рассказывает сын. В 1941-42 годах попал в плен под Сталинградом, был в пяти концлагерях.

В былые годы, будучи ребенком, бывало, сидишь возле аксакалов и слушаешь рассказы – о Колчаке (лидер Белого движения во время гражданской войны в России Александр Колчак – здесь и далее: примечания Sputnik), о родине, вспоминает он.

Разъезжаться кто куда стали в годы коллективизации, когда индивидуальные хозяйства начали объединять в колхозы и совхозы (коллективизация проходила с 1928 по 1937 год, в западной части СССР— до 1950 года). Кто-то уехал в Казахстан, кто-то расселился по районам Новосибирской области.

Школу в деревне закрыли давным-давно, учиться и преподавать там некому. Интернет так и не подключили, хотя и провели кабель.

Как живет деревня Маметкино сегодня

Но жизнь в деревне все-таки теплится. В ауле есть охотничье хозяйство, где супруга Сафаргали трудится кастеляншей. Сам мужчина, всю жизнь проработавший механизатором-комбайнером, на пенсии, на его плечах забота о домашнем хозяйстве.

"Содержим лошадей, коров, овечек и мелкоту разную. Птиц люблю очень. В свободное время к родственникам в гости в райцентр ездим. Всего 12 километров отсюда. В среднем за минут 20 можно добраться", — делится он.

В райцентр иногда семья ездит за продуктами, но в основном на столе все собственного производства – от молочных изделий до овощей. Зима теплая, таких ветров, как в Астане, нет, добавляет житель села.

"Если вдруг буран, то тут улицы расчищают. В общем, нормально", — говорит он.

Двое сыновей Сафаргали живут в Новосибирске. Старший работает, младший – студент.

"Поживем, наверное, тут еще два-три года, надо ведь еще детям помочь. Уехать можно, нас рядом благоустройка ждет. У нас техника, скот. Держимся, пока силы есть и детишкам помаленьку помогаем", — рассказывает мужчина.

Старшего женили по казахским традициям, как полагается, подчеркивает Сафаргали. Обычаи, культура и язык – сохранить удалось все, да и как иначе, говорит он.

"В районе у нас справляют все казахские праздники. Наурыз, Ораза, Курбан Айт. Язык как сохраняю? Слава Аллаху, я еще вменяемый. Разве может человек забыть родной язык? В центральном совхозе, в Чанах, райцентре есть родственники. Сейчас молодежь больше на русском стала говорить", — отвечает Сафаргали, ведя беседу на казахском языке.

В деревню к Сафаргали недавно приехали родственники из Астаны. Уезжать из Маметкино в Казахстан пенсионер не собирается.

"Что мне там делать? Все предки мои здесь прожили. Родственники есть в Казахстане, пусть будут здоровы. В прошлом году в Павлодар ездил. В Алматы, наверное, лет десять не был", — делится сельчанин.

Хатико из Маметкино – история, тронувшая до слез

В июле прошлого года Сафаргали Байсагуров заметил собаку, которая бегала вокруг остановки. Пса, по всей вероятности, на произвол судьбы оставили хозяева, мелькнула у него мысль в голове.

Сафаргали начал подкармливать одинокого четвероногого, жители близлежащих районов тоже оставляли в миске хлеб, мясо, молоко. Некоторые хотели приютить хвостатого, но тот никого к себе не подпускал и преданно ждал прежнего хозяина на остановке…

"Летом во время покоса ее оставили. Проезжающие кормили ее, и я тоже. Будочку сделали. Как она тут оказалась, даже без понятия. Бросили или заблудилась, не знаю", — рассказал Сафаргали.

Так прошло полгода. Маметкинский Хатико пережил начало зимы в будке, и не знал, что за его судьбу переживают сотни людей в социальных сетях. Спустя долгие месяцы одиночества, в декабре мохнатый обрел дом – его забрали волонтеры из Новосибирска.

А о деревне Маметкино с единственным домом узнали не только по всей России, но и за рубежом.
Источник

Поделиться:

Дата: