День защитника Родины: достижения и перспективы Узбекской армии

Дата:
Автор:
День защитника Родины: достижения и перспективы Узбекской армии

Узбекистан в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower за год не изменил позиции, сохранив региональное доминирование, опережая Казахстан, Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан.

Вооруженные силы Республики Узбекистан динамично развиваются и сохраняют наиболее высокий боевой потенциал в Центральной Азии. Это закономерный результат плановой модернизации и перевооружения армии.

Узбекистан в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower за год не изменил позиции (№ 48), сохранив региональное доминирование. Страна опережает соседние республики Казахстан, Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан – соответственно на шесть, 26, 43, 46 ступеней. Впечатляющая статистика – плод системного воплощения планов военного строительства и разумного расходования военного бюджета страны, эффективной помощи союзников (прежде всего, России).

Точные цифры финансирования обороны и безопасности правительством Узбекистана, как правило, не публикуются. Ранее в докладе консалтинговой фирмы Strategic Defense Intelligence сообщалось, что военные расходы Узбекистана на оборону к 2020 году возрастут до 3,4 млрд долларов. Для сравнения, ближайший конкурент – Казахстан – значительно уступает, военный бюджет республики 2019 года (по версии Global Firepower) – 2,43 млрд долларов. Эта дифференциация закономерна, ведь Узбекистан находится на передовом рубеже противостояния с международным терроризмом.

Вопреки многолетним и дорогостоящим усилиям США и НАТО, боевики различных террористических организаций расширяют зоны контроля в Афганистане, с которым Узбекистан имеет 137 км общей границы. В северных афганских провинциях действуют тысячи боевиков незаконных вооруженных формирований, которые являются гражданами Узбекистана и других стран Центральной Азии.

Перевооружение войск

В непростой геополитической и экономической ситуации Ташкент создал современную, мобильную, эффективную армию. Структурная модернизация, переоснащение войск новейшими образцами оружия и техники – требование времени и следствие тревожной военно-политической обстановки в регионе. Динамика военного строительства и оружейных приобретений вполне убедительна.

Началась реализация 12 контрактов, по которым 50-тысячная Узбекская армия получит по внутрироссийским ценам (в соответствии с межгосударственным соглашением 2016 года) новые ударные вертолеты Ми-35М, сверхманевренные истребители Су-30СМ, бронетранспортеры БТР-82А, радиолокационные комплексы. Партию тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ поколения 4++ Ташкент оплатит за счет российского экспортного кредита.

Узбекистан первым из зарубежных заказчиков приобрел бронемашины «Тайфун», превосходящие американские аналоги. Российская концепция локализации оборонного производства на территории заказчика может запустить организацию узбекского производства «Тайфунов». В среднесрочной перспективе – покупка учебно-тренировочных самолетов Як-130, которые после адаптации высокоточного оружия послужат Ташкенту в качестве ударных. Готовится контракт по закупке радиолокационных станций двойного назначения (гражданского управления воздушным движением и военного контроля) «Сопка‑2» (до 9 единиц), мобильных РЛС различных типов, модернизации ЗРК «Печора‑2М». Вероятно приобретение БПЛА семейства «Орлан».

Успешное военно-техническое сотрудничество (ВТС) Ташкента с Москвой не исключает приобретение оружия других стран. Недавно заказана партия германо-французских вертолетов AS-532 фирмы Airbus Helicopters. Соединенные Штаты поставили небольшую партию легких беспилотников (БПЛА) RQ‑11B Raven. Подписано соглашение с Турцией о лицензионном производстве бронемашин Ejder Yalçın. Ранее в Китае приобретен зенитный ракетный комплекс большой дальности FD‑2000 (модификация ЗРК С‑300) и БПЛА Yilong‑1.

Ташкент стремится закупать только самое лучшее оружие и наиболее современную технику, а Москва на мировом рынке вооружений иного и не предлагает (оборонный экспорт РФ в последние годы стабильно держится на отметке в 15 миллиардов долларов). Важно подчеркнуть, Узбекистан с 2016 года является единственной страной СНГ вне зоны Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Таможенного союза с ценовыми привилегиями и особыми преференциями РФ в оборонной сфере. Поэтому на ближайшие десятилетия Россия останется главным поставщиком вооружений для Узбекистана. 

Военное сотрудничество с ОДКБ

Военная доктрина Узбекистана носит оборонительный характер, исключает участие страны в военно-политических союзах и размещение на узбекской территории иностранных военных баз. Вместе с тем, декларируется курс на эффективное военно-политическое взаимодействие с другими государствами. Взаимодействие с региональными союзниками в значительной степени укрепляет обороноспособность республики.

Так, в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии ВТС успешно реализованы План двустороннего военного сотрудничества на 2019 год и Межправительственное соглашение об использовании воздушного пространства Республики Узбекистан и Российской Федерации военными самолетами двух государств. Москва помогает Ташкенту «железом» и научно-образовательным потенциалом, способствует формированию высокопрофессионального офицерского корпуса (в военных вузах РФ обучаются около 400 узбекских военнослужащих).

На фоне российско-узбекского сотрудничества наметилась тенденция сближения интересов Ташкента и ОДКБ. О возвращении республики в Организацию речи пока не идет, и все же после долгого перерыва, в сентябре этого года Узбекистан присоединился к учениям Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ. Совместные военные маневры и тренировки в воздушном пространстве Узбекистана, как и прошедшие сухопутные военные учения в России (в рамках маневров «Центр-2019»), значительно укрепляют обороноспособность республики и региональную безопасность в целом. Имеются все объективные предпосылки для дальнейшей интеграции и совершенствования коллективной обороноспособности.


Автор: Александр Хроленко
Источник

 

 

Поделиться: