Чингизидов узнавали по шапке. К истории казахского национального костюма

Дата:
Чингизидов узнавали по шапке. К истории казахского национального костюма

Казахский костюм: необходимы исследования


С приходом независимости появилось очень много различных портретов казахских ханов, султанов, биев и батыров, которые широко тиражируются в научно-популярных изданиях и учебных пособиях по истории Казахстана, календарях, открытках и плакатах. Обращает на себя внимание то, что практически один и тот же костюм или один и тот же тип костюма мы видим на степной правящей элите нескольких веков, а также на представителях так называемых "карасуек" тех же столетий. Чем можно объяснить такую унификацию и чрезмерный консерватизм?

Чингизидов узнавали по шапке



- Поверить в реальность того, что и в XV, и XVI, и в XVII, и XVIII, и в ХIХ веках чингизиды носили костюмы одних покроев, цветов и орнаментов - такая же иллюзия, как если бы какая-нибудь княгиня времен Киевской Руси и Екатерина II, жившая в конце ХVIII века, были бы одеты одинаково, - утверждает кандидат исторических наук Ирина Ерофеева.

В иллюстрациях, книгах и на плакатах в основном тиражируются костюмы, которые мало соответствуют тем реальным историческим описаниям, которые имеются в архивах. То есть, попросту говоря, постоянно фигурирующие кафтаны и шапки, отороченные мехами самых разных животных, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников, а главное, показатель того, что история костюма казахов изучена очень слабо.

Вот, к примеру, такой эпизод. В некоторых учебных пособиях по истории Казахстана приводится факт: когда простой кочевник встречал в степи хана или султана, он сходил с коня, становился на правое колено и делал поклон. Хан или султан в таких случаях в знак ответного приветствия клал свою правую руку на правое плечо путника. У внимательного читателя, естественно, возникнет вопрос: а как же простой кочевник из толпы людей, повстречавшихся ему на пути, узнавал чингизида? Так вот, в XVIII и в начале XIX веков исключительным, можно сказать, монопольным знаковым символом казахской правящей знати был мех черно-бурой лисицы, которым были оторочены их конусообразные шапки белого или красного цветов.

Знакомясь с документальными источниками XVIII-XIX веков, историки встречают очень интересные сведения о казахской одежде. Удивляет разнообразие чапанов - их фасонов, цветов, элементов декора и орнамента. Важно также и то, что наряды казахской знати, как и у привилегированных сословий других народов Евразии, отличались определенным космополитизмом, то есть набором разных стилей и образцов. Кроме того, они украшались более утонченным изящным орнаментом, выполненным большей частью в древовидной многовариантной форме.

- То, что на чапанах, в настоящее время продающихся в магазинах, орнамент укрупненный - это результат влияния театральных костюмов, которые шились так, чтобы зритель на большом расстоянии мог различать его элементы, но в дальнейшем это получило не совсем вдумчивое воплощение в художественных произведениях, в печатной продукции и массовом тиражировании национальной одежды, - говорит И. Ерофеева.

О том, что казахский орнамент был более богатым и разнообразным, свидетельствуют и головные уборы казахских султанов первой половины ХIХ века, которые хранятся в Российском этнографическом музее, а также отдельные рисунки, сделанные в ХVIII - ХIХ веках.

> Большую роль в символике одежды играл и цвет. Из документальных источников известно, что чапаны, которые были парадной одеждой представителей правящей элиты, шились из бархата или кармазинового сукна в основном различных оттенков красного цвета - пурпурного, алого, терракотового, малинового. Так одевались ханы и султаны на протяжении почти всего XVIII века, но уже к концу столетия этот тип одежды стал вытесняться парчовыми одеждами более усложненных фасонов и иных цветов. Это, с одной стороны, свидетельствует об эволюции знаковых элементов одежды, с другой - простой кочевник не имел ни материальных возможностей приобретать такую одежду, ни тем более права появляться в ней на людях, поскольку это был атрибут правящей элиты.

- А есть ли упоминание о каких-нибудь других видах верхней одежды казахов в письменных источниках ХVIII-XIX веков?

- Кроме традиционных конусообразных шапок казахская знать (особенно та ее часть, которая имела более тесные связи с традиционной мусульманской элитой Центральной Азии) носила белую или красную чалму. Капитан российской службы Дмитрий Гладышев во время посещения Хивы, где Абулхаир ровно неделю пробыл ханом, описывает его сидящим на троне в красной чалме. На цветном рисунке капитана П. Яковлева, где он во время путешествия в 1820 году в Бухару изобразил хана Арынгазы (кстати, это единственный акварельный портрет во всей исторической иконографии казахских ханов), последний в красной конусообразной шапке, поверх которой надета белая чалма. Это тоже имело свою символику в культурах Центральной Азии: белая чалма характерна именно для сословия кожа, а хан Арынгазы происходил по женской линии из клановой группы сайид-кожа, которая имела большой авторитет не только в казахской степи, но и в других странах Центральной Азии.

В ряде письменных источников зафиксированы многие наряды хана Жангира, который, будучи большим щеголем, любил и умел одеваться красиво и изысканно. Современники описывают его то в чапанах - изумрудно-зеленом, фиолетовом, алом, то в камзоле, то в форме офицера русской армии. Вместе с тем казахские султаны и кожа часто носили яркие, пестрые средневековые халаты из шелка и других материй. То есть одежда казахской правящей верхушки, в том числе ее парадные наряды, вопреки тому, какой мы видим ее на портретах, выполненных современными художниками, была совсем не однотипной. К тому же следует упомянуть, что многие среднеазиатские правители и российские монархи дарили казахской знати роскошные халаты, сшитые по специальному образцу, сообразно индивидуальным особенностям того или иного казахского правителя.

То же самое касалось и предметов вооружения - они тоже были персонифицированными: если одни сабли инкрустировались бриллиантами, то другие - золотом, серебром, то есть отличались друг от друга стилем оформления и так далее.

Монархам костюмы помогали формировать идеологию



К сожалению, попытки избежать стереотипы и передать через одежду и аксессуары индивидуальные черты личности того или иного правителя среди наших художников пока не наблюдаются. Насколько же это важно, можно проследить на примере разных изображений Николая Первого, сына императора Александра Первого. В тот период, когда он попытался сформировать в России идеологию, в основе которой лежали православие, самодержавие и народность, он появлялся в свете в косоворотке. Это и было запечатлено его современниками в литературе и живописи.

Насколько исключительное значение придавали знаковым элементам декора и одежды казахские правители, можно судить по переписке ханов Нуралы, Ералы и Абылая с царским правительством. Первые неоднократно пеняли оренбургским чиновникам, что им прислали не совсем того качества или оттенка мех для оторочки шапки, или же они оскорблялись, когда мало сведущий в этих тонкостях царский чиновник, не учитывая их ханского достоинства, вместо меха чернобурки посылал, допустим, мех рыжей лисицы или песца.

Вообще, следует отметить, что эпистолярное наследие казахской правящей элиты дает исключительно богатый материал о дарах, которые были традиционными в международных контактах правителей казахских ханств с государствами и народами Центральной Азии.

Сейчас, кстати, символом Казахстана выбран снежный барс. Интересно, что престижный статус этого животного имеет большие традиции в истории казахской государственности. Казахские ханы неоднократно дарили правителям других государств живых барсов, что являлось знаком их особого почтения и уважения к этим монархам. В частности, хан Абулхаир в 1740 году послал снежного барса в качестве почетного дара иранскому шаху Надиру.

Такое же значение для укрепления международных связей Казахстана с сопредельными государствами имела и шкура барса. В частности, в 60-х годах XVIII века в знак особого почтения влиятельнейший султан Среднего жуза Абулфеиз послал этот значимый дар российскому императору.

Кроме одежды большую семантическую нагрузку несли ювелирные украшения казахов. В оформлении научных и научно-популярных изданий, а также в современном декоративно-прикладном искусстве, ковровых изделиях тиражируются сейчас в основном одни и те же виды орнаментов. В то же время знакомство с ювелирными украшениями и оттисками печатей правителей степи говорит о том, что набор орнаментов был гораздо более широким и разнообразным. Но они, как и другие символы, еще мало изучены нашими художниками и мастерами-декораторами.

Согласно письменным источникам прошлых веков, по очертаниям перстней-печатей можно узнать сословие, к которому принадлежал хозяин печати. Так, каплевидная форма была характерна для правящей элиты, святое сословие - кожа - носило перстни-печати круглой формы, старшины и батыры - овальные, грушевидные и квадратные.

- Мне сейчас представляется, что многие наши традиции, а также государственная символика, может быть, более органично вплетались бы в ткань современной культуры, если бы велись глубокие специальные исследования тех древних памятников, - говорит И. Ерофеева. - Причем, если бы это делалось не путем произвольного соединения каких-то декоративных элементов, взятых у разных народов и из разных эпох, а посредством системного охвата того огромного культурно-исторического наследия казахов-кочевников, которое вполне доступно для изучения. Это, на мой взгляд, нужно для развития и совершенствования наших геральдических традиций. Ведь, как известно, современный российский герб возник не на пустом месте. Историк Соболева, которая занимается исследованием российской геральдики, обнаружила большое количество средневековых печатей и монет, где уже были разные варианты изображения двуглавого орла. Он, как выяснилось, менял в разные периоды и "выражение лица".

То же самое можно сказать и о нашей геральдике. Ее ранние прообразы следует искать в средневековой нумизматике Южного Казахстана, произведениях декоративно-орнаментального искусства и казахской сфрагистике, то есть именных печатях степных правителей той эпохи и нового времени. Там можно обнаружить часто повторяющиеся знаки или образы, свидетельствующие о наличии определенной знаковой традиции передачи социально-культурного своеобразия Казахстана в целом и его отдельных регионов. На основе таких повторяющихся в веках изображений, свидетельствующих как о существовании определенных системообразующих традиций национальной культуры, так и специфической традиции их образного отображения посредством определенных знаков на материальных предметах, как известно, постепенно рождаются и развиваются геральдические символы той или иной страны, области, города, местности и так далее.



Галия ШИМЫРБАЕВА,

фото из архива "КП

№ 313-314 (24923-24924) 18.11.2005

Источник - Казахстанская правда

Поделиться:

Дата: