Бюрократия при пограничном и таможенном контроле товаров снизила позицию Узбекистана в рейтинге Doing business

Дата:
Бюрократия при пограничном и таможенном контроле товаров снизила позицию Узбекистана в рейтинге Doing business В отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2019» (Doing business) по индексу «Международная торговля» Узбекистан занял 165 место, несмотря на то, что в последнее время в республике отмечается рост экспорта и импорта. 

По данным рейтинга, при пограничном и таможенном контроле экспортируемых товаров на прохождение процедур уходит 112 часов, при оформлении документов – 96 часов. При импорте товаров в Узбекистан пограничный и таможенный контроль занимают 111 часов, оформление документов – 174 часа. Затраты в обоих случаях составляют 570 долларов США.

В сравнении с зарубежными государствами, где эти показатели и расходы стремятся к нулю, позиции Узбекистана существенно снижаются. У лидера рейтинга, Дании, оформление документов занимает всего 1 час, затраты времени и денег нулевые. В Беларуси, занявшей 25-е место, экспортеры тратят 5 часов на пограничный и таможенный контроль, 4 часа на оформление документов, денежные затраты составляют 168 долларов. При импорте требуется только 4 часа на оформление документов, два остальных показателя – нулевые.

Министерство юстиции и Государственный таможенный комитет изучили ситуацию, обнаружив, что контрольные процедуры перегружены бюрократическими требованиями. В частности, для получения разрешения от органов ветеринарии и карантина растений нужно обращаться за 30 дней до экспорта/импорта. Следует предоставить 10 излишних видов документов. При этом они должны быть поданы в бумажном виде, что не позволяет полностью перейти на электронное оформление документов.

Отсутствие регламента и низкая автоматизированность замедляют прохождение контрольных процедур. Так, при проведении хронометража на посту «Яллама» было обнаружено, что прохождение пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля одной грузовой фурой занимает 75 минут. При этом на проверку документов уходит 10 минут, на досмотр – 5 минут. Остальное время тратится на ожидание.

Импортеры получают в бумажном виде документ, на котором должны быть проставлены 6 разрешительных печатей – таможенного контроля, пограничного контроля, досмотра транспорта, ветеринарного контроля, санитарно-карантинного контроля, карантинно-фитосанитарного контроля. При этом печать ветеринарного контроля обязательна даже для тех товаров, которые не относятся к компетенции ветеринарной службы.

Как показывает опыт других стран, прохождение контроля при помощи автоматизированных систем, оформление документов в режиме реального времени по принципу «одно окно» и отмена излишних процедур дает возможность существенно уменьшить финансовые и временные затраты на осуществление экспорта/импорта.

Министерство юстиции провело в своем Telegram-канале Huquqiy axborot опрос предпринимателей. При помощи бота qonunchilikbot было получено более ста предложений и мнений, использованных в разработке предложений по совершенствованию сферы.

По итогам анализа Министерство юстиции разработало проект решения Президента Республики Узбекистан, включающий в себя:
  • сокращение процедур, сроков и документов, необходимых для оформления документов разрешительного характера и прохождения контроля на постах;
  • полноценное обеспечение функционирования таможенной информационной системы, позволяющей подавать заявки в режиме реального времени и получать разрешительные документы с присвоенным QR-кодом, на основании ТН ВЭД кода проводить автоматический анализ, удаленно отслеживать процесс оформления разрешительных документов;
  • разработку регламента прохождения контрольных процедур на постах, а также системы управления рисками и др.

Источник

Поделиться:

Дата: