Булат Мурзагалеев: Шум вокруг кыргызстанско-турецких отношений
В последнее время в информационном пространстве все чаще появляются материалы, посвященные теме «турецкого присутствия» в Кыргызстане. Эта тенденция наблюдается после прошедшего 3 сентября в Чолпон-Ате Шестого саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ).
Мероприятие, прошедшее неподалеку от Иссык-Куля, да еще и во время проведения в стране III Всемирных игр кочевников, априори являясь интересным информационным поводом, подогрело интерес экспертно-аналитического сообщества к диалогу двух тюркоязычных стран.
Представители экспертной среды выдвигают различные точки зрения касательно взаимодействия Кыргызстана и Турции. Среди прочих отдельного внимания заслуживает та, согласно которой Анкаре удалось прочно закрепиться в центрально-азиатском государстве, опередив других крупных игроков.
Так ли это на самом деле? Чтобы объективно ответить на этот вопрос, необходимо понять, какие позиции в действительности занимает сегодня Турция в общественном сознании населения Кыргызстана.
Образование
Весьма ощутимо турецкое присутствие в образовательной сфере. Но вовсе не стоит на все сто процентов связывать это именно с официальными властями Турции. Во многом это заслуга Фетхуллахи Гюлена и движения его последователей «Хизмет», создавших в Кыргызстане лицеи «Себат» (ныне «Сапат»).
Немаловажно, что Гюлен после событий 2016-го года является, своего рода, идеологическим противником Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Тогда была совершена попытка государственного переворота в Турции, в организации которого нынешний президент обвинил своего бывшего товарища – Гюлена.
Тем не менее, Анкара в последнее время все чаще демонстрируют себя с не лучшей стороны, делая различные заявления о том, что официальный Бишкек «должен сделать» или о чем руководства стран «договорились». Из наиболее актуальных примеров можно отметить казус с послом Турции в Кыргызстане.
10 сентября этого года Женгиз Камил Фырат при общении с журналистами заявил, что школы «Сапат» будут переданы турецкому государственному фонду «Маариф». Примечательно, что новость о передаче подконтрольных Министерству образования и науки Кыргызской Республики объектов для ведомства была именно что «новостью».
В ответном заявлении глава министерства Гульмира Кудайбердиева отметила, что этот вопрос вовсе не обсуждался в ходе прошедших переговоров, а различные решения, касающиеся какой-либо передачи имущества или реорганизации учреждений «Сапат», по Уставу принимаются на общем собрании учредителей, т.е. самого министерства и определенных граждан Кыргызстана.
В конечном итоге все это привело к тому, что 11 сентября турецкий посол был приглашен в Министерство иностранных дел КР, где от него потребовали «доводить до общества только объективную информацию». И это не первый инцидент в кыргызстанско-турецких отношениях, произошедший из-за этих самых школ.
В 2016-м году, после уже упомянутой попытки госпереворота в Турции, последняя в свойственной ей манере «лидера тюрков» потребовала от кыргызстанских властей закрытия лицеев «Сапат». Экс-президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев тогда отказался делать это, заявив, что Анкара вмешивается во внутренние дела страны.
В действительности же на сегодняшний день известно, что по итогам недавнего визита Президента Турции в Кыргызстан был подписан меморандум с целью открытия образовательных учреждений Фонда «Маариф», после которого, даже с той же технической точки зрения, должно быть разработано сначала соглашение, и только после этого, возможно, школы начнут создаваться.
Экономика
Другим показателем присутствия можно указать участие Анкары в кыргызстанской экономике. Вопреки встречающимся заявлениям о различных намерениях, ощутимых инвестиционных вливаний Турции в экономику Кыргызстана в ближайшей перспективе ждать не стоит. Этому есть минимум две причины.
Первая – это кризис турецкой экономики, связанный с резким падением лиры. Финансовая система страны переживает, откровенно говоря, не лучшие времена, что требует внутренней работы, но не внешней (если не считать продвижения политики дедолларизации во взаиморасчетах с внешними партнерами).
Второе – это более приоритетные для Турции направления финансовых вливаний. Например, идлибский кризис. Анкара сегодня стоит перед выбором:
-
найти компромисс с Россией и Ираном, ведущий к стабилизации ситуации в регионе;
-
принять решение о конфронтации с ними и, как следствие, еще большие тратить на попытки сохранить свои позиции.
Но, какой бы путь не избрала Анкара в переговорах с Москвой и Тегераном, в любом случае речь идет об ощутимых затратах.
В этой связи активизация усилий Анкары, пусть и достаточно сильного игрока евразийского региона, в развитии экономики Кыргызстана видится маловероятной или малозначительной. А опередить Россию по популярности и признанию, учитывая ту же деятельность Газпрома, или Российско-Кыргызского фонда развития, крайне сложно.
Что в итоге?
Вышеозначенные моменты говорят о том, что на сегодняшний день у Турции нет реальной возможности укрепиться в сознании кыргызстанцев. Да, если говорить об этническом факторе, то у кыргызов и турков очень много общего. Однако если вникать в историю глубже, то и здесь близость кыргызов и, скажем, российских башкир или алтайцев куда как сильней и ощутимей.
Опять-таки не стоит забывать намерений и реальных усилий России по развитию экономики дружественной страны, а не усилению собственного влияния в ней. Немаловажна так же популярность российского рынка труда для кыргызстанской молодежи. Откровенно говоря, он вовсе вне конкуренции в силу того, что отправляющиеся на заработки кыргызстанцы прекрасно владеют русским языком и более востребованы.
Иными словами, говорить о каком-либо реальном, ощутимом усилении влияния Турции на жизнь современного Кыргызстана не приходится. Маневры официальной Анкары на мировой арене, вызванные очередной сменой внешнеполитических ориентиров и целей, не позволяют стране добиваться ощутимых успехов в плане роста собственной популярности среди населения Кыргызстана.
В свою очередь актуальный на сегодняшний день шум вокруг кыргызстанско-турецких отношений – это не более чем следствие прошедших мероприятий международного уровня, а также грамотная политика официального Бишкека по реализации своих интересов во взаимодействии с внешними игроками.Источник
Поделиться: