«Блуждающая» столица Казахстана – уникальное явление на постсоветском пространстве

Дата:
#Казахстан – единственная страна, в которой с 1917 по 1998 год столица сменилась четыре раза. Феномен «блуждающей столицы» изучила к.и.н., доцент Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Елена Косован в статье для научного журнала «Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество».
«Блуждающая» столица Казахстана – уникальное явление на постсоветском пространстве

К 2000 году в мире насчитывалось больше 200 столиц, хотя в начале ХХ века их было около 40. Во многих странах столицы переносились, в некоторых - неоднократно. Одним из таких государств стал Казахстан.

«Мигрирующие» столицы делятся на два типа: «чередующиеся» (за столичный статус конкурируют одни и те же несколько городов) и «блуждающие» (столица переносится непредсказуемо и бессистемно). В Казахстане сложился именно второй тип - уникальный феномен для стран бывшего СССР.

Первые политические образования на казахских землях создавались на правах автономии - юридически они находились в составе России. Так, в конце 1917 года появляется первая форма национального самоопределения казахов - Алашская автономия со столицей в Семипалатинске (Алаш-Кала). В марте 1920 года она была ликвидирована.

В августе 1920 года на казахских территориях появилась Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР), тоже в составе России (РСФСР). До 1925 года ее столицей был Оренбург. Однако географическая удаленность и последствия Гражданской войны сделали город непригодным для роли центра как в символическом, так и в прагматическом плане. После национально-территориального размежевания Оренбургская губерния была выведена из КАССР, а сама автономия была преобразована в Казахскую АССР со столицей в городе Ак-Мечеть (бывший Перовск), вскоре переименованной в Кызыл-Орду - этот город не соответствовал роли столицы из-за неразвитой инфраструктуры.

Наиболее приемлемым вариантом стала Алма-Ата (бывший Верный). В апреле 1927 года город оказался столицей и сохранял статус около 70 лет. В 1936 году он стал центром преобразованной в союзную республику КазССР, в течение 1933–1939 годов город пережил масштабную застройку по канонам советского градостроительства. Город оказался насыщен как национальными казахскими, так и советскими интернационально-идеологическими символами.

Перенос столицы в Астану (ранее Акмола, Целиноград) в 1997–1998 годах случился по двум причинам: во-первых, первый президент Нурсултан Назарбаев стремился консолидировать страну, укрепив влияние в северных русскоязычных регионах и отсеяв нелояльных чиновников и бизнесменов. Во-вторых, он стремился отмежеваться от «социалистической» символической нагрузки Алма-Аты.

Кроме того, перенос столицы вел к символическому союзу двух жузов - Старшего (представителем которого является сам Назарбаев) и Среднего (центром которого является Астана). Новая столица была реконструирована в духе концепции «метаболического мегаполиса» К. Курокавы, предполагающей сочетание в ландшафте города культурных слоев из разных эпох.

Почему казахстанская столица постоянно переносилась? Помимо того, что любая столица - это центр принятия решений, ее появление также связано с так называемыми географическими образами (или символами). Эти образы связаны с историей и идентичностью, характерными для народа представлениями о пространстве, отражаются в языке и т. д.

Поэтому столичный город - это не только политический, но и символический центр, организующий систему геообразов страны должным образом.

«Миграция» столиц возникает, когда в системе геообразов государства появляются существенные противоречия. В случае с Казахстаном на ситуацию влияла административная история казахских территорий в составе Российской империи: если Уральская и Тургайская области подчинялись Оренбургскому генерал-губернаторству, то Акмолинская и Семипалатинская принадлежали к Степному краю (с центром в Омске), а часть южных земель входили в состав Туркестанского края. Такая «раздробленность» не дала сформироваться единой образно-географической системе в масштабе страны, а также общему представлению о едином центре.

Кроме того, столица в современном государстве напрямую связана со строительством политической нации. В Казахстане этот процесс был осложнен в силу ряда причин:

  • во-первых, долгое время казахи консолидировались вокруг соперничающих жузов, а не на основе этнического единства. Сами представления казахов о государственности формировались в рамках институтов кочевого общества;

  • во-вторых, исторически страна балансирует между Западом и Востоком, городом и деревней, промышленностью и аграрным сектором и т. д. В частности, в Казахстане довольно поздно начали формироваться оседлый образ жизни, а процесс урбанизации еще не завершен. В этих условиях остается незавершенным и формирование казахстанской нации.


Полную версию статьи Елены Косован Феномен «мигрирующей столицы»нациестроительство и государственность Казахстана читайте на сайте «КиберЛенинка»

Теги: Казахстан

Поделиться:

Дата: