«Берем только тех, кто нужен городу». Как устроен оргнабор мигрантов в Санкт-Петербурге
Дата:
Оргнабор мигрантов из Узбекистана в Россию до сих пор вызывает множество вопросов. Когда условия договора при оргнаборе не соблюдаются — а это происходит регулярно — мигранты идут за помощью к журналистам, юристам и даже записывают видеообращения к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву.
В Москве оргнабором занимается Международная Ассоциация по правовому содействию трудовым мигрантам. О ее работе «Фергана» подробно писала в статье «Тракторист становится швеей. Как устроен оргнабор мигрантов из Узбекистана в Россию».
Вторым центром приема мигрантов является Санкт-Петербург. И именно там, а не в Москве работает больше всего мигрантов из Узбекистана.
Оргнабор — 2.000 вместо 50.000
Как говорит председатель петербургского Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, до конца 2018 года Санкт-Петербург надеется принять 50 тысяч мигрантов из Узбекистана. В реальности же вместо 50 тысяч приехало, по одним данным не более 2 тысяч человек, по другим — и вовсе около 500. Несмотря на все усилия по внедрению оргнабора, мигранты предпочитают ехать в Петербург самостоятельно. Таких «самостоятельных» в 2018 году оказалось примерно столько же, сколько и в 2017: за восемь месяцев около 103,5 тысячи граждан Узбекистана получили патенты в городе на Неве, что составляет 70% от всех иностранцев, прибывших в Петербург на заработки. Тем не менее, ожидания Дмитрия Чернейко весьма оптимистичны: в 2019 году он ждет приезда все тех же пресловутых 50 тысяч. Откуда же они возьмутся? Чиновник уверен, что «если грамотно выстроить технологию в Узбекистане и Таджикистане, то удастся охватить ею до 90% рынка трудовой миграции в Петербурге».
Во всем виноваты мигранты?
Чтобы узнать в подробностях, как происходит набор мигрантов в Узбекистане и чем он отличается от других способов поиска работы в России, «Фергана» еще в начале июня отправила запрос в Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана (АВТМ). Пресс-секретарь агентства Бахтиёр Камолов обещал прислать нашему агентству ответы, однако пропал без вести на полях бюрократических сражений. Повторный запрос от «Ферганы» был направлен в АВТМ 8 октября, однако и он тоже остался без ответа.
Некоторые подробности оргнабора все же удалось узнать из интервью директора филиала АВТМ Абдуазиза Хафизова. По его данным, ежедневно в Самаркандский филиал АВТМ обращается более 30 граждан, желающих работать за границей.
По словам Хафизова, в стране действует специализированная касса. Любой желающий выехать на заработки в Казахстан или Россию может приобрести в этой кассе авиа— или железнодорожный билет с 20-процентной скидкой — для этого требуется только предъявить паспорт. В этой кассе с апреля по конец октября было продано 1.129 билетов. Там же выдаются пластиковые карты VISA-migrant, кредит до $1.000 на оплату расходов и 300 тысяч сумов (около $30) безвозмездной помощи.
Согласно Хафизову, подготовка агентством мигранта к выезду длится около двух недель. Что же касается посреднических расходов, то тут дело обстоит проще и дешевле, чем у частных посредников: гражданин вносит в агентство только 599 тысяч сумов (около $72) государственного налога.
Конечно, мигранты все равно сталкиваются с проблемами. Однако проблемы эти, по мнению Хафизова, люди создают себе сами: «Большинство ставят перед собой цель — уехать любым путем. Не имея специальности, договора подписывают не читая, не слушая разъяснений — мысли заняты подсчетом будущего заработка. А приехав на место, начинают жаловаться на трудные условия… Чтобы не быть разнорабочим, мы предлагаем обучиться специальности. Ведь профессия — будь то повар, швея, сварщик — будет приносить доход и после возвращения на родину. Не хотят. Не желают. Торопятся уехать. Кто в итоге виноват?» — задает риторический вопрос Хафизов.
Гарантия защиты прав
В Петербурге оргнабор происходит через Государственное автономное учреждение «Центр трудовых ресурсов» (ЦТР), которое подведомственно Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Именно глава этого комитета Дмитрий Чернейко и ожидает по 50 тысяч мигрантов ежегодно — так же, как, видимо, и весь Петербург, которому серьезно не хватает рабочих рук. Представители ЦТР согласились в письменном виде ответить «Фергане» на вопросы, касающиеся оргнабора.
— Почему в Санкт-Петербурге решили перейти к системе оргнабора мигрантов? В чем ее преимущества для вашего города?
— До сих пор сохраняются негативные явления, в том числе нелегальная миграция. Ее основные источники — незнание законодательства России и нежелание следовать его нормам по различным причинам (например, из-за нежелания оформлять патент на работу и платить обязательный НДФЛ, или официально снимать жилье в России, из-за искаженных представлений о процессе трудоустройства и т.д.)
Иностранные работники въезжают в Россию чаще всего по приглашению представителей диаспор, родственников и земляков, а также самостоятельно. При этом они заранее не знают, где и кем будут работать, не заинтересованы в оформлении разрешительных документов из-за их длительного оформления и стоимости процедуры, которая кажется им высокой. В итоге такие иностранцы часто становятся жертвами недобросовестных работодателей и посредников. Они теряют не только деньги, но и здоровье. Бывает, что они попадают в списки иностранных граждан, для которых въезд на территорию России закрыт, и лишаются возможности работать на территории России.
Оргнабор — это механизм регулирования внешней трудовой миграции. Он позволяет обеспечивать кадрами работодателей, потребность которых не может быть полностью удовлетворена за счет российских работников. Оргнабор способствует снижению социальной напряженности между трудовыми мигрантами и жителями Санкт-Петербурга, созданию благоприятных условий для осуществления мигрантами легальной трудовой деятельности на основании патента и соблюдению ими норм российского законодательства.
Кроме того, оргнабор позволяет работодателям проводить подбор кандидатов удаленно, а иностранным работникам — получать полную информацию об условиях труда и требованиях работодателя. Он также предоставляет работнику гарантии защиты своих прав и легального трудоустройства, а в случае увольнения — подбора нового места работы.
Санкт-Петербург перешел к реализации мероприятий по организованному набору в 2014 году. Тогда постановлением правительства города (№490 от 17 июня 2014 года) была утверждена государственная программа «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге». Эта программа содержит подпрограмму «Трудовая миграция», которая включает, помимо прочего, мероприятия по оргнабору, которые должны привлекать в город только тех трудовых мигрантов, которые действительно востребованы экономикой Петербурга. В этом и состоит преимущество оргнабора для нашего города.
— В мае 2018 года Дмитрий Чернейко говорил, что до конца года Петербург готов принять 50 тысяч мигрантов по оргнабору, теперь такая же цифра называется в планах на 2019 год. Как вы высчитываете потребность города в мигрантах?
— При оргнаборе все трудовые мигранты привлекаются на работу на основании заявок работодателей. Одновременно проводятся исследования, которые должны определить потребность городского рынка труда в иностранных работниках и оценить целесообразность привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа.
Ежемесячно на основании базы вакансий нашей службы занятости составляются списки наиболее дефицитных профессий и специальностей в городе. Большая часть мигрантов привлекается на работу как раз по этим профессиям.
— Имеются ли у вас эксклюзивные права на проведение оргнабора в Петербурге? Российские кадровые агентства или предприятия обращаются только к вам — или они могут напрямую работать с партнерами в Узбекистане?
— Организованный набор ЦТР осуществляется на территории Узбекистана в рамках реализации соглашения между правительствами двух стран при взаимодействии с АВТМ.
Наш ЦТР подведомственен Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, что гарантирует надежность и прозрачность работы по организованному набору. Искать посредников в Узбекистане мы запретить не можем, но работодателю стоит заранее оценить все риски и издержки.
К нам обращаются как прямые работодатели, так и кадровые агентства. Однако каждый работодатель, который желает сотрудничать с нами, обязан указать четкие требования к кандидату, уровень заработной платы и условия труда. Специалисты ЦТР посещают организации, обращающиеся к нам, проверяют соответствие заявленных условий действительности. Именно по этой причине гражданам Узбекистана и государственным посредникам с узбекской стороны выгодно сотрудничество с нами.
— Как происходит оргнабор? Можно ли перечислить его ступени? Кто контролирует процесс — встречает мигрантов, готовит документы, проводит мониторинг?
— На территории Узбекистана информированием граждан о вакансиях на российских предприятиях занимается АВТМ. Заинтересованных граждан Агентство направляет в Центр предвыездной подготовки в Самарканде. Там производится отбор и подготовка потенциальных работников: онлайн-собеседования, тестирование, первичный медосмотр. Все претенденты проверяются на отсутствие нарушений законодательства России. (Сейчас также прорабатывается возможность подтверждения квалификации с помощью независимой оценки).
Этот этап направлен на то, чтобы, с одной стороны, обеспечить работодателей Санкт-Петербурга работниками нужной квалификации, предотвратить нарушения трудового законодательства со стороны мигрантов и распространение общественно опасных заболеваний. С другой стороны, прохождение этого этапа позволяет гарантировать получение разрешительных документов и трудоустройство самому трудовому мигранту. Затем Центр предвыездной подготовки совместно с Агентством проводит предвыездную адаптацию и инструктаж для прошедших отбор кандидатов.
На территории России кандидатов встречают и работают с ними представители ЦТР. Они совместно с работодателями и представителями уполномоченной организации — ФГУП «Паспортно-визовый сервис» — помогают трудовым мигрантам оформить весь пакет разрешительных документов. Сюда включается прохождение медицинского обследования, оформление страхового полиса, сдача экзамена на знание русского языка, истории России и основ законодательства России.
Пока документы оформляются, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге проводит для прибывших граждан Узбекистана адаптационные мероприятия. Это в первую очередь знакомство с нашей культурой, историей Санкт-Петербурга и правилами поведения. Также проводятся разного рода консультации.
ЦТР оказывает консультационную поддержку и работодателю, и работнику на протяжении всего периода пребывания в Санкт-Петербурге. Мы проводим профилактику нарушений прав трудовых мигрантов, проверяем соблюдение работодателем заявленных условий труда и проживания, помогаем предотвращать конфликтные ситуации, подбираем работнику новое место в случае расторжения договора с работодателем.
— Какие гарантии вы требуете от узбекской стороны?
— Как уже говорилось, в Узбекистане работой с гражданами занимается совместный Центр предвыездной подготовки, который взаимодействует с АВТМ. Если под узбекской стороной понимаются граждане, то от них, прежде всего, требуется достоверная информация об их квалификации, состоянии здоровья, предыдущих поездках в Россию и документы, удостоверяющие личность. Вся предоставленная кандидатами информация будет проверяться так же, как будет проверяться их квалификация и состояние здоровья. Таковы условия в рамках оргнабора.
— Какие расходы по организации собственной трудовой миграции человек, приехавший по оргнабору, будет нести на территории России?
— Трудовой мигрант в России неизбежно несет расходы. При оргнаборе эта сумма меньше, а гарантий больше, чем при самостоятельной миграции. За счет сокращения количества посредников цена за оформление патента с учетом медицинского освидетельствования, ДМС, сдачи экзамена о знании русского языка, истории России и основ законодательства России, нотариально удостоверенных переводов паспортов снизилась в среднем с 30.000 до 18.000 рублей.
Денежные средства потребуются мигранту на территории России, чтобы оформить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности, а также на проживание и питания до того момента, как такие документы будут получены (если эти расходы не берет на себя частично или полностью работодатель).
Чтобы сделать организованный набор еще более удобным и безопасным для обеих сторон, в настоящий момент ведется работа по организации на территории Узбекистана сдачи экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства, а также подготовительных курсов для успешного прохождения такого экзамена.
Сегодня сотрудники Центра консультируют мигрантов относительно других документов, которые могут их освободить от необходимости сдачи такого экзамена (к ним относятся дипломы и аттестаты, полученные на территории СССР или России). Многие люди не знают, что, если они, например, предъявят свои школьные аттестаты, полученные до 1991 года с оценкой по предмету «русский язык», это даст им право не сдавать такой экзамен. Это сэкономит их средства и время.
В отношении медицинских документов ситуация несколько отличается. Медицинское обследование мигрантам пока приходится проходить на территории России. Вопрос прохождения медицинского обследования в странах исхода также прорабатывается, но требует заключения дополнительных международных соглашений.
— Что обязуется предоставлять российская сторона, участвующая в оргнаборе (кроме самого трудоустройства и оплаты труда)?
— ЦТР содействует работодателям при оформлении трудовыми мигрантами разрешительных документов для работы на территории России, организует совместно с городскими Комитетами и правозащитными организациями мероприятия по культурной адаптации мигрантов на территории города, помогает разрешить возникающие трудности на территории России. Условия, предоставляемые работодателем, уникальны в каждом случае, но все они отражены в заявках, с которыми мигранты знакомятся в Узбекистане и во время интернет-собеседований. Многие работодатели предоставляют проживание, питание, рабочую форму.
В межправительственном соглашении отражены статьи, в которых закреплены обязанности работодателя. Это, в свою очередь, является гарантией правового трудоустройства мигрантов и легальных трудовых отношений. Здесь можно выделить обеспечение местами проживания в соответствии с необходимыми санитарно-гигиеническими и иными нормами, обеспечение безопасными условиями труда, наличие охраны труда и техники безопасности на их рабочих местах. Стоит также сказать о гарантированной оплата труда не ниже минимального уровня, установленного законодательством России.
Трудящиеся имеют права на отдых, медицинское обеспечение, социальное страхование (кроме обязательного медицинского) и пенсионное обеспечение в порядке, предусмотренном законодательством России и международными договорами, участниками которых являются оба государства. Кроме того, по договоренности с работодателем они имеют право на освобождение от трудовой деятельности в дни официальных праздников Узбекистана.
— Что вы предпримете, если мигранты, приехавшие в Петербург по оргнабору, не будут соответствовать вашим требованиям, которые были переданы в Узбекистан?
— Бывают случаи, когда уже после трудоустройства на территории России выясняется, что профессиональная квалификация мигранта — ниже заявленной. Тогда российский работодатель в порядке, предусмотренном законодательством, расторгает отношения с таким работником. В такой ситуации ЦТР предлагает мигранту альтернативные варианты трудоустройства.
Именно с целью более точной оценки профессиональных навыков кандидатов на территории Узбекистана планируется открытие Центра независимой оценки квалификаций.
— Какие санкции применяются к узбекской стороне, если мигрант, который приехал по оргнабору, решил покинуть рабочее место и искать работу самостоятельно?
— Сейчас не существует механизмов, которые позволили бы применять какие-либо санкции в подобных случаях. Такие ситуации уже имели место, и в них потерпевшей стороной выступали российские работодатели, которые при таком ходе событий теряют средства, потраченные на предвыездную подготовку работника, отправку его в Россию и оформление разрешительных документов.
В целях минимизации рисков осуществляется разработка требований к участникам оргнабора и мер контроля за их соблюдением. Например, прорабатывается вопрос страхования ответственности участников процесса. Уже сейчас, чтобы минимизировать риски работодателей, введен механизм кредитования выезжающих в рамках оргнабора работников государственным узбекским банком.
С другой стороны, мигрант, который решил отправиться на самостоятельный поиск работы, должен правильно оценивать все издержки, сопровождающие этот процесс. В рамках оргнабора ему гарантированы трудоустройство, приемлемые условия труда и проживания, соблюдение трудовых прав, адаптационные мероприятия, поиск другого места работы в случае, если с работодателем, к которому он приехал, сотрудничество не получится. Отправляясь на открытый рынок труда, все риски иностранный гражданин принимает на себя.
— Кто защищает права мигрантов в случае их нарушения на территории России? (Например, набранные по оргнабору в Петербург мигранты жаловались, что работодатели отбирают у них паспорта).
— Если говорить о приведенном примере, то расследование не подтвердило факта изъятия паспортов у граждан Узбекистана.
На территории России действуют государственные органы, нацеленные на защиту прав и законных интересов граждан. Если мигранты работают на законных основаниях (при организованном наборе другой вариант невозможен), их права защищаются в том же порядке, что и права граждан России. В случае нарушения трудовых норм защитой прав мигрантов занимается Государственная инспекция труда. В случае совершения в отношении мигрантов противоправных действий другого характера, например, уголовных преступлений, защитой их прав занимается МВД или прокуратура.
ЦТР оказывает иностранным работникам дополнительную поддержку. Трудовым мигрантам мы разъясняем их права и обязанности на территории России, оказываем содействие в случае нарушения их прав и указываем, в какую государственную инстанцию им следует обращаться в каждом конкретном случае. Кроме того, ЦТР поддерживает контакт со всеми работодателями, к которым в рамках оргнабора трудоустроены иностранные граждане. Таким образом, судьба каждой группы работников отслеживается на протяжении всего их пребывания в России.
Источник
В Москве оргнабором занимается Международная Ассоциация по правовому содействию трудовым мигрантам. О ее работе «Фергана» подробно писала в статье «Тракторист становится швеей. Как устроен оргнабор мигрантов из Узбекистана в Россию».
Вторым центром приема мигрантов является Санкт-Петербург. И именно там, а не в Москве работает больше всего мигрантов из Узбекистана.
Оргнабор — 2.000 вместо 50.000
Как говорит председатель петербургского Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, до конца 2018 года Санкт-Петербург надеется принять 50 тысяч мигрантов из Узбекистана. В реальности же вместо 50 тысяч приехало, по одним данным не более 2 тысяч человек, по другим — и вовсе около 500. Несмотря на все усилия по внедрению оргнабора, мигранты предпочитают ехать в Петербург самостоятельно. Таких «самостоятельных» в 2018 году оказалось примерно столько же, сколько и в 2017: за восемь месяцев около 103,5 тысячи граждан Узбекистана получили патенты в городе на Неве, что составляет 70% от всех иностранцев, прибывших в Петербург на заработки. Тем не менее, ожидания Дмитрия Чернейко весьма оптимистичны: в 2019 году он ждет приезда все тех же пресловутых 50 тысяч. Откуда же они возьмутся? Чиновник уверен, что «если грамотно выстроить технологию в Узбекистане и Таджикистане, то удастся охватить ею до 90% рынка трудовой миграции в Петербурге».
Во всем виноваты мигранты?
Чтобы узнать в подробностях, как происходит набор мигрантов в Узбекистане и чем он отличается от других способов поиска работы в России, «Фергана» еще в начале июня отправила запрос в Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана (АВТМ). Пресс-секретарь агентства Бахтиёр Камолов обещал прислать нашему агентству ответы, однако пропал без вести на полях бюрократических сражений. Повторный запрос от «Ферганы» был направлен в АВТМ 8 октября, однако и он тоже остался без ответа.
Некоторые подробности оргнабора все же удалось узнать из интервью директора филиала АВТМ Абдуазиза Хафизова. По его данным, ежедневно в Самаркандский филиал АВТМ обращается более 30 граждан, желающих работать за границей.
По словам Хафизова, в стране действует специализированная касса. Любой желающий выехать на заработки в Казахстан или Россию может приобрести в этой кассе авиа— или железнодорожный билет с 20-процентной скидкой — для этого требуется только предъявить паспорт. В этой кассе с апреля по конец октября было продано 1.129 билетов. Там же выдаются пластиковые карты VISA-migrant, кредит до $1.000 на оплату расходов и 300 тысяч сумов (около $30) безвозмездной помощи.
Согласно Хафизову, подготовка агентством мигранта к выезду длится около двух недель. Что же касается посреднических расходов, то тут дело обстоит проще и дешевле, чем у частных посредников: гражданин вносит в агентство только 599 тысяч сумов (около $72) государственного налога.
Конечно, мигранты все равно сталкиваются с проблемами. Однако проблемы эти, по мнению Хафизова, люди создают себе сами: «Большинство ставят перед собой цель — уехать любым путем. Не имея специальности, договора подписывают не читая, не слушая разъяснений — мысли заняты подсчетом будущего заработка. А приехав на место, начинают жаловаться на трудные условия… Чтобы не быть разнорабочим, мы предлагаем обучиться специальности. Ведь профессия — будь то повар, швея, сварщик — будет приносить доход и после возвращения на родину. Не хотят. Не желают. Торопятся уехать. Кто в итоге виноват?» — задает риторический вопрос Хафизов.
Гарантия защиты прав
В Петербурге оргнабор происходит через Государственное автономное учреждение «Центр трудовых ресурсов» (ЦТР), которое подведомственно Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Именно глава этого комитета Дмитрий Чернейко и ожидает по 50 тысяч мигрантов ежегодно — так же, как, видимо, и весь Петербург, которому серьезно не хватает рабочих рук. Представители ЦТР согласились в письменном виде ответить «Фергане» на вопросы, касающиеся оргнабора.
— Почему в Санкт-Петербурге решили перейти к системе оргнабора мигрантов? В чем ее преимущества для вашего города?
— До сих пор сохраняются негативные явления, в том числе нелегальная миграция. Ее основные источники — незнание законодательства России и нежелание следовать его нормам по различным причинам (например, из-за нежелания оформлять патент на работу и платить обязательный НДФЛ, или официально снимать жилье в России, из-за искаженных представлений о процессе трудоустройства и т.д.)
Иностранные работники въезжают в Россию чаще всего по приглашению представителей диаспор, родственников и земляков, а также самостоятельно. При этом они заранее не знают, где и кем будут работать, не заинтересованы в оформлении разрешительных документов из-за их длительного оформления и стоимости процедуры, которая кажется им высокой. В итоге такие иностранцы часто становятся жертвами недобросовестных работодателей и посредников. Они теряют не только деньги, но и здоровье. Бывает, что они попадают в списки иностранных граждан, для которых въезд на территорию России закрыт, и лишаются возможности работать на территории России.
Оргнабор — это механизм регулирования внешней трудовой миграции. Он позволяет обеспечивать кадрами работодателей, потребность которых не может быть полностью удовлетворена за счет российских работников. Оргнабор способствует снижению социальной напряженности между трудовыми мигрантами и жителями Санкт-Петербурга, созданию благоприятных условий для осуществления мигрантами легальной трудовой деятельности на основании патента и соблюдению ими норм российского законодательства.
Кроме того, оргнабор позволяет работодателям проводить подбор кандидатов удаленно, а иностранным работникам — получать полную информацию об условиях труда и требованиях работодателя. Он также предоставляет работнику гарантии защиты своих прав и легального трудоустройства, а в случае увольнения — подбора нового места работы.
Санкт-Петербург перешел к реализации мероприятий по организованному набору в 2014 году. Тогда постановлением правительства города (№490 от 17 июня 2014 года) была утверждена государственная программа «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге». Эта программа содержит подпрограмму «Трудовая миграция», которая включает, помимо прочего, мероприятия по оргнабору, которые должны привлекать в город только тех трудовых мигрантов, которые действительно востребованы экономикой Петербурга. В этом и состоит преимущество оргнабора для нашего города.
— В мае 2018 года Дмитрий Чернейко говорил, что до конца года Петербург готов принять 50 тысяч мигрантов по оргнабору, теперь такая же цифра называется в планах на 2019 год. Как вы высчитываете потребность города в мигрантах?
— При оргнаборе все трудовые мигранты привлекаются на работу на основании заявок работодателей. Одновременно проводятся исследования, которые должны определить потребность городского рынка труда в иностранных работниках и оценить целесообразность привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа.
Ежемесячно на основании базы вакансий нашей службы занятости составляются списки наиболее дефицитных профессий и специальностей в городе. Большая часть мигрантов привлекается на работу как раз по этим профессиям.
— Имеются ли у вас эксклюзивные права на проведение оргнабора в Петербурге? Российские кадровые агентства или предприятия обращаются только к вам — или они могут напрямую работать с партнерами в Узбекистане?
— Организованный набор ЦТР осуществляется на территории Узбекистана в рамках реализации соглашения между правительствами двух стран при взаимодействии с АВТМ.
Наш ЦТР подведомственен Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, что гарантирует надежность и прозрачность работы по организованному набору. Искать посредников в Узбекистане мы запретить не можем, но работодателю стоит заранее оценить все риски и издержки.
К нам обращаются как прямые работодатели, так и кадровые агентства. Однако каждый работодатель, который желает сотрудничать с нами, обязан указать четкие требования к кандидату, уровень заработной платы и условия труда. Специалисты ЦТР посещают организации, обращающиеся к нам, проверяют соответствие заявленных условий действительности. Именно по этой причине гражданам Узбекистана и государственным посредникам с узбекской стороны выгодно сотрудничество с нами.
— Как происходит оргнабор? Можно ли перечислить его ступени? Кто контролирует процесс — встречает мигрантов, готовит документы, проводит мониторинг?
— На территории Узбекистана информированием граждан о вакансиях на российских предприятиях занимается АВТМ. Заинтересованных граждан Агентство направляет в Центр предвыездной подготовки в Самарканде. Там производится отбор и подготовка потенциальных работников: онлайн-собеседования, тестирование, первичный медосмотр. Все претенденты проверяются на отсутствие нарушений законодательства России. (Сейчас также прорабатывается возможность подтверждения квалификации с помощью независимой оценки).
Этот этап направлен на то, чтобы, с одной стороны, обеспечить работодателей Санкт-Петербурга работниками нужной квалификации, предотвратить нарушения трудового законодательства со стороны мигрантов и распространение общественно опасных заболеваний. С другой стороны, прохождение этого этапа позволяет гарантировать получение разрешительных документов и трудоустройство самому трудовому мигранту. Затем Центр предвыездной подготовки совместно с Агентством проводит предвыездную адаптацию и инструктаж для прошедших отбор кандидатов.
На территории России кандидатов встречают и работают с ними представители ЦТР. Они совместно с работодателями и представителями уполномоченной организации — ФГУП «Паспортно-визовый сервис» — помогают трудовым мигрантам оформить весь пакет разрешительных документов. Сюда включается прохождение медицинского обследования, оформление страхового полиса, сдача экзамена на знание русского языка, истории России и основ законодательства России.
Пока документы оформляются, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге проводит для прибывших граждан Узбекистана адаптационные мероприятия. Это в первую очередь знакомство с нашей культурой, историей Санкт-Петербурга и правилами поведения. Также проводятся разного рода консультации.
ЦТР оказывает консультационную поддержку и работодателю, и работнику на протяжении всего периода пребывания в Санкт-Петербурге. Мы проводим профилактику нарушений прав трудовых мигрантов, проверяем соблюдение работодателем заявленных условий труда и проживания, помогаем предотвращать конфликтные ситуации, подбираем работнику новое место в случае расторжения договора с работодателем.
— Какие гарантии вы требуете от узбекской стороны?
— Как уже говорилось, в Узбекистане работой с гражданами занимается совместный Центр предвыездной подготовки, который взаимодействует с АВТМ. Если под узбекской стороной понимаются граждане, то от них, прежде всего, требуется достоверная информация об их квалификации, состоянии здоровья, предыдущих поездках в Россию и документы, удостоверяющие личность. Вся предоставленная кандидатами информация будет проверяться так же, как будет проверяться их квалификация и состояние здоровья. Таковы условия в рамках оргнабора.
— Какие расходы по организации собственной трудовой миграции человек, приехавший по оргнабору, будет нести на территории России?
— Трудовой мигрант в России неизбежно несет расходы. При оргнаборе эта сумма меньше, а гарантий больше, чем при самостоятельной миграции. За счет сокращения количества посредников цена за оформление патента с учетом медицинского освидетельствования, ДМС, сдачи экзамена о знании русского языка, истории России и основ законодательства России, нотариально удостоверенных переводов паспортов снизилась в среднем с 30.000 до 18.000 рублей.
Денежные средства потребуются мигранту на территории России, чтобы оформить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности, а также на проживание и питания до того момента, как такие документы будут получены (если эти расходы не берет на себя частично или полностью работодатель).
Чтобы сделать организованный набор еще более удобным и безопасным для обеих сторон, в настоящий момент ведется работа по организации на территории Узбекистана сдачи экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства, а также подготовительных курсов для успешного прохождения такого экзамена.
Сегодня сотрудники Центра консультируют мигрантов относительно других документов, которые могут их освободить от необходимости сдачи такого экзамена (к ним относятся дипломы и аттестаты, полученные на территории СССР или России). Многие люди не знают, что, если они, например, предъявят свои школьные аттестаты, полученные до 1991 года с оценкой по предмету «русский язык», это даст им право не сдавать такой экзамен. Это сэкономит их средства и время.
В отношении медицинских документов ситуация несколько отличается. Медицинское обследование мигрантам пока приходится проходить на территории России. Вопрос прохождения медицинского обследования в странах исхода также прорабатывается, но требует заключения дополнительных международных соглашений.
— Что обязуется предоставлять российская сторона, участвующая в оргнаборе (кроме самого трудоустройства и оплаты труда)?
— ЦТР содействует работодателям при оформлении трудовыми мигрантами разрешительных документов для работы на территории России, организует совместно с городскими Комитетами и правозащитными организациями мероприятия по культурной адаптации мигрантов на территории города, помогает разрешить возникающие трудности на территории России. Условия, предоставляемые работодателем, уникальны в каждом случае, но все они отражены в заявках, с которыми мигранты знакомятся в Узбекистане и во время интернет-собеседований. Многие работодатели предоставляют проживание, питание, рабочую форму.
В межправительственном соглашении отражены статьи, в которых закреплены обязанности работодателя. Это, в свою очередь, является гарантией правового трудоустройства мигрантов и легальных трудовых отношений. Здесь можно выделить обеспечение местами проживания в соответствии с необходимыми санитарно-гигиеническими и иными нормами, обеспечение безопасными условиями труда, наличие охраны труда и техники безопасности на их рабочих местах. Стоит также сказать о гарантированной оплата труда не ниже минимального уровня, установленного законодательством России.
Трудящиеся имеют права на отдых, медицинское обеспечение, социальное страхование (кроме обязательного медицинского) и пенсионное обеспечение в порядке, предусмотренном законодательством России и международными договорами, участниками которых являются оба государства. Кроме того, по договоренности с работодателем они имеют право на освобождение от трудовой деятельности в дни официальных праздников Узбекистана.
— Что вы предпримете, если мигранты, приехавшие в Петербург по оргнабору, не будут соответствовать вашим требованиям, которые были переданы в Узбекистан?
— Бывают случаи, когда уже после трудоустройства на территории России выясняется, что профессиональная квалификация мигранта — ниже заявленной. Тогда российский работодатель в порядке, предусмотренном законодательством, расторгает отношения с таким работником. В такой ситуации ЦТР предлагает мигранту альтернативные варианты трудоустройства.
Именно с целью более точной оценки профессиональных навыков кандидатов на территории Узбекистана планируется открытие Центра независимой оценки квалификаций.
— Какие санкции применяются к узбекской стороне, если мигрант, который приехал по оргнабору, решил покинуть рабочее место и искать работу самостоятельно?
— Сейчас не существует механизмов, которые позволили бы применять какие-либо санкции в подобных случаях. Такие ситуации уже имели место, и в них потерпевшей стороной выступали российские работодатели, которые при таком ходе событий теряют средства, потраченные на предвыездную подготовку работника, отправку его в Россию и оформление разрешительных документов.
В целях минимизации рисков осуществляется разработка требований к участникам оргнабора и мер контроля за их соблюдением. Например, прорабатывается вопрос страхования ответственности участников процесса. Уже сейчас, чтобы минимизировать риски работодателей, введен механизм кредитования выезжающих в рамках оргнабора работников государственным узбекским банком.
С другой стороны, мигрант, который решил отправиться на самостоятельный поиск работы, должен правильно оценивать все издержки, сопровождающие этот процесс. В рамках оргнабора ему гарантированы трудоустройство, приемлемые условия труда и проживания, соблюдение трудовых прав, адаптационные мероприятия, поиск другого места работы в случае, если с работодателем, к которому он приехал, сотрудничество не получится. Отправляясь на открытый рынок труда, все риски иностранный гражданин принимает на себя.
— Кто защищает права мигрантов в случае их нарушения на территории России? (Например, набранные по оргнабору в Петербург мигранты жаловались, что работодатели отбирают у них паспорта).
— Если говорить о приведенном примере, то расследование не подтвердило факта изъятия паспортов у граждан Узбекистана.
На территории России действуют государственные органы, нацеленные на защиту прав и законных интересов граждан. Если мигранты работают на законных основаниях (при организованном наборе другой вариант невозможен), их права защищаются в том же порядке, что и права граждан России. В случае нарушения трудовых норм защитой прав мигрантов занимается Государственная инспекция труда. В случае совершения в отношении мигрантов противоправных действий другого характера, например, уголовных преступлений, защитой их прав занимается МВД или прокуратура.
ЦТР оказывает иностранным работникам дополнительную поддержку. Трудовым мигрантам мы разъясняем их права и обязанности на территории России, оказываем содействие в случае нарушения их прав и указываем, в какую государственную инстанцию им следует обращаться в каждом конкретном случае. Кроме того, ЦТР поддерживает контакт со всеми работодателями, к которым в рамках оргнабора трудоустроены иностранные граждане. Таким образом, судьба каждой группы работников отслеживается на протяжении всего их пребывания в России.
Источник
Поделиться:
Дата: