Баткенский вопрос — как решить проблему?
Ахиллесовой пятой Кыргызстана смело можно назвать проблемы приграничных районов, на которых регулярно происходят стычки местного населения, представителей пограничных служб КР, РТ и РУ. Данные столкновения все чаще заканчиваются применением силы и оружия с обеих сторон. Не всегда исход таких событий заканчивается в пользу Кыргызстана, что и вызывает недовольство местных жителей — граждан Кыргызстана. Власти Кыргызстана превратились в своего рода пожарных, которые прибывают, когда уже разразился пожар. Идет усиление правоохранительных органов, переброска войск. В дело вступают переговорщики в виде сформированных правительственных комиссий. Через некоторое время конфликт затихает или улаживается. Усиленный режим отменяется, войска снимают. И так до следующего конфликта. Снова все повторяется, стычка — перестрелка или драка — переход силовиков на усиленный режим-переговоры. Такой политикой невозможно решить проблему.
Единственная причина, по которой власти Кыргызстана не могут защищать интересы своих граждан — слабость самой власти, слабый силовой блок.
Менталитет в Центральной Азии таков — прав тот, у кого больше силы.
Кыргызстан славится свободой слова, демократией. Увы, одной демократии недостаточно для защиты государства, его территориальной целостности и суверенитета. Таджикистан и Узбекистан регулярно усиливают свои вооруженные силы, спецслужбы, МВД и пограничные войска. Наши силовые структуры, армия малочисленны, уступают в качественном и численном эквиваленте нашим соседям. Нередки случаи открытия огня со стороны пограничников РТ и РУ по нашим гражданам со смертельным исходом. Вот цена нашей власти, цена ее силы. Сажать политических оппонентов наша власть может, а вот дать полномочия погранслужбе и силовым структурам защищать своих граждан то ли боится, то ли им просто не до бед рядовых граждан.
Как я сказал выше, вопрос уважения соседей к нам зависит от политической воли президента. Нужно усиливать погранслужбу, местные управления внутренних дел и ГКНБ, увеличивать их численность. Как только происходит ЧП в приграничном районе Баткенской области, идет переброска сил из других областей. Пока спецназ или войска из Оша или Бишкека доедут до Баткена, Бог знает, что может случится. Местные жители приграничных районов Баткенской области, наши соотечественники не чувствуют себя в безопасности. Потому что власть не может эту безопасность гарантировать и воплотить в жизнь. Обеспечение безопасности своих граждан — одна из ключевых обязанностей государства.
Президент Жээнбеков так много говорит о борьбе с коррупцией, пора бы заняться вопросами приграничных районов.
Баткенская область — наши врата, наше все. Потеряем Баткен — потеряем Кыргызстан. Наши соседи таджики активно заселяются на нашу территорию, строят дома. Из-за безработицы и отсутствия перспектив жители Баткенской области уезжают в Россию и бросают свои дома и земельные участки.
Я предлагаю следующее:
1) Увеличить численность войск погранслужбы в конфликтных зонах.
2) В составе областного УВД — сформировать полк специального назначения с дислокацией в областном центре Баткена.
3) В составе местного управления ГКНБ сформировать баткенскую группу Альфа.
4) Передать в подчинение погранслужбы бригаду «Пантера» Национальной Гвардии с передислокацией бригады в Баткенскую область.
5) Сформировать добровольческие отряды. Обучать местных жителей самообороне. Проводить военные сборы раз в три месяца. В случае экстренной ситуации данные граждане переходят в подчинение погранслужбы и МВД, им выдается оружие и снаряжение. Каждый отряд защищает свой населенный пункт, свое родное село в приграничном районе.
6) Инвестиции. Поднимать экономику Баткенской области путем привлечения инвестиций. Ввести налоговые и иные льготы для предпринимателей Баткенской области и для иностранных инвесторов.
Местным районным управлениям госрегистра совместно с сельскими управами, участковыми инспекторами отделений МВД и спецназом МВД провести инвентаризацию земельных участков, домовладений, нежилых помещений на предмет незаконного владения и незаконного проживания, использования недвижимого имущества иностранными гражданами. В случае обнаружения незаконного строительства на территории Кыргызстана пристроек, домов и нежилых помещений, обеспечить снос незаконных построек в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В случае обнаружения незаконно проживающих иностранных граждан в домовладениях и помещениях на территории Кыргызстана, обеспечить их выселение с последующим выдворением за пределы Кыргызской Республики в соответствии с законами КР. Государственным инспекциям — в случае обнаружения незаконного пользования недрами и водными ресурсами на территории Кыргызстана иностранными гражданами, прекратить их деятельность и выдворить за пределы Кыргызстана иностранных граждан.
7) Получить гранты на улучшение инфраструктуры Баткенской области — строительство новых дорог, доступность питьевой воды, интернета, обеспечение качественным медицинским обслуживанием и образованием.
8) Введение должности министра по делам приграничных районов в правительстве КР для ведения конкретной работы по данному направлению.
Медербек Корганбаев — специально для Elgezit.kg
ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Поделиться: