Автомобильный тракт «Восточное кольцо». Дорога, построенная народом

Дата:
Автомобильный тракт «Восточное кольцо». Дорога, построенная народом

В годы Великой Отечественной войны началось строительство тракта «Восточное кольцо». Оно было осуществлено методом народной стройки в 1940-1941 гг. за 72 дня, протяжённость – 806 км.


Газета «Большевик Алтая» писала в то время: «За 72 дня 24 000 колхозников своими силами и средствами проложили дорогу, протяжённостью 806 км, на строительство которой в обычных условиях потребовалось бы 11 лет и сотни миллионов рублей».

29 января 1940 года колхозники сельхозартели «Красный партизан» на многолюдном собрании приняли «Обращение ко всем колхозникам, рабочим и ИТР Восточноказахстанской и Семипалатинской областей» с призывом построить методом народной стройки гравийную дорогу «Восточное кольцо». 

23 февраля 1940 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров Казахстана и ЦК ВКП(б) Казахстана «О строительстве методами народной стройки гравийной автомобильной дороги «Восточное кольцо».

Задачи «Восточного кольца»

1.Связать территории Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей с Рудным Алтаем, Турксибом и водными пристанями Иртыша.

2.Обеспечить связь отдалённых районов с областным центром и железной дорогой.

Строительство планировалось вести в два этапа:

1 этап – первое полугодие 1940 г. Протяжённость трассы 444 км. Усть-Каменогорск – Самарка – Кокпекты – Георгиевка
2 этап – первое полугодие 1941 г. Протяжённость – 362 км. Кокпекты – Зайсан, Усть-Каменогорск - Георгиевка

Вся трасса «Восточного кольца» была разбита на участки по числу районов областей:

Восточно-Казахстанская область - на 16 строительных участков,
Семипалатинская область - на 10 участков.

Т.е. всего 26 строительных участков.

Был издан приказ штабом, и 20 мая 1940-го года 24-тысячный коллектив колхозников двух областей начал строительные работы по всей трассе.




Вот перед вами бригада колхозников-строителей. Вот они. Те, которые с утра до ночи работали на этом тракте.


Стахановцы – строители тракта «Восточное кольцо» К. Кочербаев и Б. Кочербаева на земляных работах ежедневно выполняют до двух норм


Стахановец 3-го участка Т.Рахимжанов ежедневно выполняет на земляных работах до трёх норм



На трассе ВКО (Восточно-Казахстанская область)


Во время страды были учреждены переходящие знамёна обкомов партии и облисполкомов, а также ЦКЛКСМ Казахстана. Это тоже воодушевляло людей. Трудовое соперничество обеспечивало повышение производительности труда.



Читали лекции, на стройку приезжал даже хор.

Вместе со строителями «Восточного кольца» пером трудились бригады писателей и поэтов Казахстана, тоже приехав сюда.

Состав творческого коллектива






писатель, классик 
казахской литературы
Мухтар Ауэзов

писатель 
Габиден Мустафин

народный акын 
Нурлыбек Баймуратов

писатель

Павел Кузнецов

писатель 

Дмитрий Снегин

Великий писатель современности Мухтар Ауэзов на основе этой поездки летом 1940 года на страницах республиканских и областных газет опубликовал документальную повесть, и она вошла в сборник сочинений.

Первая очередь трассы была закончена за 42 дня.

Усть-Каменогорск – Самарка – Кокпекты – Георгиевка. Протяжённостью 444 км


Второй участок

5 мая 1941 года приступили к строительству второй очереди тракта протяжённостью 361,7 км
Из них на территории Восточно-Казахстанской области – 236 км, Семипалатинской – 125,7 км

Строительство второй очереди закончилось за 30 дней.


Проложен 381 мост

Все виды работ по земельному полотну, по покрытиям, искусственным сооружениям на всём протяжении были приняты с отличной оценкой.


Горная дорога «Восточного кольца»

Пройдя по горному Алтаю, тракт соединил две железные дороги и пять пристаней на Иртыше, коренным образом улучшив транспортные связи ныне объединённых двух областей ВКО.

«Восточное кольцо» приблизило в железной дороге, громадное количество хозяйственных единиц, на территории, прилегающей к гравийной дороге, были расположены 700 колхозов, 20 машино-тракторных станций и 8 районных центров.

 Особо отличившихся во время строительства дороги наградили орденами и медалями СССР, знаками отличия, почётными грамотами.

1446 награждены знаком Почётный дорожник. Вот редкий кадр:


М.И.Калинин и дорожники Казахстана в Кремле после получения наград 1940 год.

Для увековечивания названий колхозов и имён отдельных колхозников, особо отличившихся в возведении первой очереди данной дороги, исполком Семипалатинской области учредил и выпустил в декабре 1940 года в областной типографии «Почётную книгу» (Переплёт кожаный, формат большой, тираж 500 экземпляров), куда были внесены названия 59 колхозов и имена 607 колхозников и колхозниц, а также инженерно-технических и партийно-хозяйственных работников Семипалатинской области.

И сейчас своё значение эта дорога не утратила, ведь она связала в единый транспортный узел громадную территорию Восточно-Казахстанской области. С каждым годом дорога, построенная 77 лет назад, улучшается. Наверное, нет такого человека, который бы, проезжая по этой изумительной по красоте дороге Восточного Казахстана, не поблагодарил бы мысленно тех, кто строил эту дорогу.

У меня сосед – шофёр, возраст у него под 90. И когда я спросила: Ездили ли вы по этой дороге? – Ну, конечно, я всю эту дорогу знаю! А как её строили! – и он вспоминал, как её строили. Не он, а его родители. Таким образом, трудовая летопись эпохи, созданная нашими отцами и дедами, представляет собой не просто хронику проходящих перед нами сейчас событий, а и настоящие дела нельзя оценивать без сопоставления с минувшим. Назовём это чувством корней, чувством кровного родства поколений, ушедших и живущих.

Казахстанский поэт Павел Кузнецов в одном из своих стихотворений написал:

Пройдут года, 

пусть счёта будет за сто,

Но знаю,

песни сохранят в сердцах

Простые имена энтузиастов - 

Строителей «Восточного кольцы»

Восточное кольцо: Усть-Каменогорск – Горная – Ульбинка – Феклистовка – Северное – Берёзовка – Октябрьский – Большенарымское – Самарское – Кокпекты – Зайсан – Георгиевка – Канайка – Усть-Каменогорск.

















Автор: Ольга Андреевна Исаева, член городского краеведческого общества «Прииртышье»

Поделиться:

Дата: