Артур Сулейманов: Как трудовые мигранты ЕАЭС адаптируются к условиям пандемии
В мае 2020 года исполняется шесть лет с момента подписания договора о Евразийском экономическом союзе. За это время в рамках организации было реализовано множество интеграционных проектов, которые значительно упростили жизнь граждан стран-участниц ЕАЭС.
Серьёзным достижением интеграционного объединения стало создание единого рынка труда, обеспечивающего равные права при трудоустройстве в любом государстве-члене Союза. Теперь трудовым мигрантам (из ЕАЭС) не требуется получать разрешительные документы на трудоустройство, в то время как гражданам других государств необходимо получать патент.
Стоит отметить, что изменились в лучшую сторону и условия пребывания трудовых мигрантов: граждане и члены их семей могут находиться на территории стран ЕАЭС до 30 дней без регистрации.
По данным Аналитического портала RuBaltic.Ru: «Трудовая миграция в условиях единого рынка ЕАЭС стала стимулирующим фактором для экономик всех членов Союза. Особенно это сказалось на Киргизии и Армении. Правительства этих республик рассматривают трудовую миграцию как положительный фактор, уменьшающий уровень безработицы и снижающий социальную напряженность. Она позволяет гражданам, выезжающим из своей страны на заработки, поддерживать свои домашние хозяйства на родине денежными переводами, которые в соотношении к ВВП для Киргизии составляют 32%, а для Армении — 15%. Главная принимающая страна для обеих стран — Россия».
От интенсивной стратегии к экстенсивному эффекту
В целом создание благоприятных условий для трудовых мигрантов следует отнести к интенсивной стратегии ЕАЭС, когда происходит углубление экономической интеграции за счёт качественных изменений внутри организации (единый рынок труда, единое образовательное пространство), обеспечивающих равные права при трудоустройстве в любом государстве объединения.
Как отмечает Президент России Владимир Путин в интервью программе «Москва. Кремль. Путин»: «По поводу количества стран: мы не спешим ни к расширению, не спешим к тому, чтобы перепрыгивать через определенные этапы. Почему? Потому что мы смотрим на то, как развиваются интеграционные процессы в других регионах мира, скажем, в той же Европе возникло много сложностей. Поэтому нужно двигаться постепенно, не спеша».
В тоже время мы наблюдаем за тем, как интенсивная миграционная повестка заметным образом влияет и на перспективы географического расширения ЕАЭС (Таджикистан, Узбекистан и другие). Т.е. когда «качество» может перерасти в «количество». Хотя такой конкретной цели на сегодняшний момент ни кем и не ставится.
На данный момент одним из наиболее вероятных потенциальных участников ЕАЭС считается Республика Таджикистан. Заинтересованность Таджикистана евразийским объединением определяется тремя факторами: экономическим (в экономическом плане Таджикистан связан с российской экономикой); институциональным (Таджикистан является участником ряда евразийских структур); корпоративным (возможность оказывать влияние на экономическую и торговую политику большого региона, без ущерба суверенитету страны).
Вступление в ЕАЭС как взвешенное решение
Вступление в ЕАЭС рассматривается Таджикистаном взвешено. Ни страны Евразийского союза, ни Таджикистан не преследуют политической цели решить этот вопрос любой ценой. Более того, европейский опыт интеграционного развития доказывает, что искусственное вступление государства в интеграционный союз создаёт лишь дополнительные риски и проблемы и не способствует прогрессивному движению организации.
Поэтому важно чётко понимать цель и последствия от интеграции, а также детали переговорной практики по переходному состоянию. Только посредством системной подготовки и работы всех институтов управления страны возможен позитивный итог интеграционного пути.
Таджикистан присматривается к ЕАЭС, оценивает практические выгоды и издержки от участия в интеграции, анализирует опыт других государств (прежде всего, Кыргызстана и Армении).
При этом вопрос трудовой миграции занимает серьёзное положение в экономической политике Республики Таджикистан и сформированный единый рынок труда, безусловно, является для неё привлекательным.
Примерно такой же стратегической тактики сегодня придерживается Узбекистан, миграционный фактор так же важен для этой страны. Поэтому государством рассматриваются различные форматы участия в ЕАЭС. Помимо полноправного участия в интеграционном объединении, возможны варианты получения Узбекистаном статуса наблюдателя или партнера.
Единый рынок труда ЕАЭС - даёт реальный шанс на более сбалансированную миграционную и демографическую политику внутри интеграционной структуры.
Всё описанное выше можно было бы отнести к позитивным, а главное реальным сценариям развития евразийской интеграции в краткосрочной (или долгосрочной) перспективе, если бы не одно но.
Трудовые мигранты – как узники пандемии
Как и всё мировое сообщество страны ЕАЭС столкнулись с глобальной угрозой – пандемией коронавирусной инфекции, которая внесла свои коррективы в стратегию развития трудовой миграции и евразийской интеграции. Интенсивный и экстенсивный сценарий развития ЕАЭС сменились адаптацией к текущим вызовам пандемии.
Сложная эпидемиологическая обстановка в мире заставила применять строжайшие меры всем странам ЕАЭС: закрытие границ (Россия), введение чрезвычайного положения (Казахстан, Армения), изоляция (Кыргызстан, Белоруссия), отмена или перенос праздничных (памятных) мероприятий.
В итоге тысячи людей, оказались застрявшими в аэропортах стран ЕАЭС и не могли сразу вернуться домой. Большая часть это трудовые мигранты из стран Центральной Азии.
По данным пресс-центра МВД РФ с 1 марта по 8 апреля Россию покинуло порядка 1,2 млн иностранных граждан и более 97,7 тысяч иностранцев обратились за продлением срока временного пребывания в стране.
В связи с этим нужны были более решительные меры в вопросе трудовых мигрантов и дальнейшей адаптации ЕАЭС к сложившейся ситуации.
За оформление трудового патента сейчас платить не нужно
Президент России Владимир Путин в целях предупреждения распространения коронавируса подписал указ, согласно которому, в период с 15 марта по 15 июня мигрантам не нужно будет платить за оформление трудового патента. Согласно документу, в течение этого времени не будут учитываться сроки пребывания иностранцев, аследовательно, не сможет истечь срок действия документов, в том числе трудового патента.
Теперь иностранцы, у которых истекает срок действия документов, смогут в течение трех месяцев остаться в России. Кроме патента, им не нужно будет продлевать действие визы, вида на жительство и других документов, необходимых для разрешения трудоустройства в России.
О недопустимости остановки интеграции в условиях пандемии
14 апреля в режиме видеоконференции прошёл саммит ЕАЭС, на котором лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Армении заявили о недопустимости остановки интеграции в условиях пандемии. «Борьба с пандемией COVID-19 не должна приводить к разрыву наработанных кооперационных связей, остановке международной торговли, прекращению инвестиционной деятельности», — говорится в совместном заявлении по итогам саммита ЕАЭС. Лидеры стран ЕАЭС на фоне пандемии коронавируса также призвали все государства прекратить вооруженные конфликты, торговые войны и односторонние санкции.
Кроме того, в заявлении отмечается, что меры оперативного и системного характера, принимаемые входящими в объединение государствами, направлены на смягчение воздействия пандемии на экономики стран и обеспечение функционирования единого экономического пространства. Со снятием угроз для жизни и здоровья людей они будут отменены.
Адаптивный сценарий развития трудовой миграции, сменивший интенсивно-экстенсивную стратегию развития ЕАЭС, себя полностью оправдывает и соответствует состоянию социально-экономической ситуации в мире. Но нужно понимать, что инфекционная пандемия когда-нибудь закончится и придётся догонять темпы экономического роста в рамках ЕАЭС. В будущем же видится, что развитие миграционной ситуации по интенсивно-экстенсивному сценарию приведёт к позитивным и благоприятным последствиям как для национальных экономик стран ЕАЭС, так и для единого рынка труда.
Сегодня страны ЕАЭС на деле демонстрируют свою способность оперативно принимать необходимые меры. Совместное противостояние общей угрозе проявляется как принятых нормативных документах, так и в самих инициативах, исходящих от лидеров и правительств государств ЕАЭС. Только совместная слаженная работа позволит защитить жителей государств евразийского объединения, минимизировать ограничения для единого рынка труда на территории ЕАЭС.
Источник: Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»
Поделиться: