Артур Сулейманов: К первым результатам работы Пятого Каспийского саммита

Дата:
Артур Сулейманов: К первым результатам работы Пятого Каспийского саммита
Вопрос определения правового статуса Каспийского водоёма получил актуальность после распада Советского Союза, когда появление новых субъектов международного права поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами.

За это время всеми сторонами (Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном) неоднократно предлагались различные варианты решения вопроса. Саммиты глав государств проводились в 2002, 2007, 2010 и 2014 годах.

Последний саммит прошел в Актау 12 августа 2018, который позволил не только прийти к общему пониманию правового положения Каспия, но и стать исторической точкой отчёта для укрепления многосторонних отношений между пятью странами.

Для решения сложной задачи, связанной с вопросами безопасности, энергоресурсов, понадобилось чуть больше двадцати лет. Это очень небольшой срок для решения проблемы такого значения.

Пятый Каспийский саммит имеет историко-глобальное значение в рамках общего мирового развития и служит геополитическим и геоэкономическим «маяком», свидетельствующим о возможном достижении консенсуса по значимой проблеме.  То, чего в последнее время так не хватает в международных отношениях, «усеянных» экономическими санкциями и информационными провокациями.

Пятый Каспийский саммит – пример конструктивного и консенсусного диалога от которого выигрывают все его участники. Это касается как разработки нефтяных и газовых месторождений, транзитных энергоресурсов, пользования всеми биоресурсами, так и безопасности региона.

Причём между этими направлениями возникает логическая обусловленность. Когда укрепление доверия между странами приводит к безопасности в регионе и заметному росту инвестиционно-экономической кооперации и реализации совместных проектов. 

В итоге подобные совместные решения могут привести к формированию особого геополитического маркера – Каспийского региона, в котором повышается предсказуемость и снижаются всевозможные сторонние риски, что выгодно всем пяти государствам.

Отдельно отметим, что саммит имеет стратегическое значение для Ирана, который из-за выхода США из ядерной сделки может оказаться в международной изоляции.  При этом российской стороной не раз подчёркивалась необоснованность действий Вашингтона.

Подписание столь важного и долгожданного документа (конвенции) между пятью прикаспийскими странами однозначно свидетельствует о схожести их взглядов на обеспечение безопасности в регионе. И здесь мнение США не учитывается. Что касается обеспечения безопасности в Каспийском бассейне, то это исключительная прерогатива прикаспийских государств.

Что дополнительно закрепляется протоколами к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии 2010 года, которые также были подписаны на саммите в Актау: о совместной борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а также о плотном взаимодействии береговых охран пяти стран. Конвенция чётко фиксирует принципы развития странами военно-морских сил, причём учтены интересы всех прикаспийских государств.

Уже из первых результатов работы Пятого Каспийского саммита видно, что перед странами региона открываются новые возможности для взаимовыгодного и многостороннего сотрудничества.

Серьёзные шаги в этом направлении уже сделаны: конвенция-консенсус обрела свою правовую форму и выступает гарантом реализации мирных проектов на Каспии, позволяя регламентировать вопросы не присутствия в нём внерегиональных государств.

Источник

Поделиться:

Дата: