Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Адиб Халид: Что такое Узбекистан? Откуда он появился?

Адиб Халид: Что такое Узбекистан? Откуда он появился?

7 Января 2018

Автор:

Революция в России породила культурную революцию в ЦА

Тяжелые потрясения – войны, экономический крах и голод – трансформировали местные общества и привели к власти в регионе новые группы, а новое революционное государство начало создавать новые же институты. Это было время надежд и амбиций, когда местные игроки ухватились за возможность, предоставленную революцией, чтобы изменить свои общества. По мере того как революция тесно сплеталась с чаяниями народа, а мечты интеллигенции Центральной Азии приобретали новые образы, в регионе стали создаваться национальные республики, среди которых Узбекистан приобрел важнейшее значение.

Используя архивные источники из Узбекистана и России, а также прессу и беллетристику того периода на узбекском и таджикском языках, Халид дает первое содержательное описание политической истории 1920-х годов в Узбекистане. Он исследует сложные отношения между узбекской интеллигенцией, местными большевиками, а также Москвой, демонстрирующие, как развивалась ситуация в ранней советской Средней Азии.

Фокус на узбекской интеллигенции позволяет ему изложить новую трактовку советской национальной политики.

Узбекистан, утверждает он, не являлся созданием советской политики, но стал проектом мусульманской интеллигенции, возникшей в советском контексте в пустотах сложной политики того периода. Энергия, порожденная революцией, стала основанием “золотого века” современной культуры, где авторы экспериментировали с новыми литературными формами и где сложился современный узбекский язык. Книга знакомит с ключевыми текстами этого периода и утверждает, что это десятилетие было не чем иным, как культурной революцией.

Что такое Узбекистан? Откуда он появился?

В своем выступлении в университете Дж.Вашингтона Адиб Халид остановился на центральном вопросе своей книги – что такое Узбекистан? Откуда он появился?

Столетие назад карта Центральной Азии выглядела совершенно иначе, не предполагая появления здесь новых национальных государств. Поэтому когда в эпоху “холодной войны” исследователи стали искать объяснение тому, как образовывались республики Средней Азии, стало популярным утверждение о том, что их возникновение – это результат произвольной политики Сталина, следовавшего принципу «разделяй и властвуй».

Разделение региона по этническому принципу и своевольное определение границ было направлено, таким образом, по мнению большинства, на укрепление этнических особенностей каждой республики и упреждение возникновения здесь сильного, объединённого какой-либо идеологией (например, пантюркизм, панисламизм) региона, способного бросить вызов советской власти.

Адиб Халид утверждает, что такие утверждения избыточно фокусируются на советской национальной политике и мало принимают во внимание роль местных, коренных акторов – в первую очередь, дореволюционной мусульманской интеллигенции (так называемых джадидов).

Границы современного Узбекистана были очерчены не советскими этнографами, а мусульманской интеллигенцией, к которым идея о нации пришла и укоренилась за некоторое время до революции.

Если до 1917 года они (представители в первую очередь оседлого населения Центральной Азии) идентифицировали себя как «мусульмане Туркестана», то в 1917 произошел настоящий взрыв этнического сознания и подъем тюркизма. Теперь интеллигенция представляла себя как «тюрки Туркестана», гордо открыв для себя свои тюркские корни. При этом подъем тюркизма не означает развитие «пантюркизма»: братство с другими тюрками осознавалось, но никакого политического союза с ними не предполагалось – только воображаемое сообщество. Тюркизм давал возможность мусульманам Центральной Азии вступить на мировую арену как тюрки.

Отдельное место в этом процессе занимает историк и поэт Абдурауф Фитрат (1886–1938). Родившийся в Бухаре и говоривший на персидском языке, Фитрат четыре года (1909–1913) провел в Стамбуле, где впитал в себя идеи тюркизма. В одной поэме Фитрата чудным образом переплетаются образы домусульманского Турана и средневековых огузов, монгола Чингисхана и нечингизида Тимура.

Великий Туран – это политическое воображаемое, мечта, которая соседствует с образом Тимура, наследником кочевых традиций, мусульманином, завоевателем, построившим столицу в Самарканде и поддержавшем развитие культуры, литературы и чагатайского языка.

Чагатаизм стал формой идентичности Узбекистана, вобравшей культуру, ислам, тюркизм, наследие тимуридов. При этом наследницей тимуридов стала Бухара – последний пример мусульманского государства, которое пережило российское правление и было разрушено приказом Фрунзе. Союзником Фрунзе были младобухарцы – молодые бухарские реформаторы, включая Фитрата и его последователей, которые три года управляли Бухарской Народной Советской Республикой и исполняли политику тюркизации Бухары (в частности, через переход от персидского к узбекскому языку, который они объявили государственным сразу после прихода к власти).

То есть, тюркизм в Центральной Азии стал развиваться из Бухары, а не Туркестана.

По плану младобухарцев, Бухара должна была быть базой создания Узбекистана, который включал почти все области, заселенные оседлым и полуоседлым населением – «народ узбеков» – но исключал кочевые народы, таких как казахи или туркмены.

Файзулла Ходжаев (1896 — 15 марта 1938), другой известный младобухарец, в своем «узбекском проекте» аргументирует, что «народ узбеков», сплоченный ранее в государство тимуридов, распался из-за «экономического разложения, утраты государственного единства, физического разрушения народа под господством ханства, эмирата, царизма”. Задачей советской власти, писал Ходжаев, является объединение узбекского народа.

После национально-территориального размежевания в 1924 году вновь образованная Узбекская Советская Социалистическая Республика включала в себя почти все исторические города Центральной Азии. Джалалабад и Ош были отданы Кыргызстану по советской логике, где крупные урбанистические центры должны поддерживать экономику отсталого, сельского населения, а Хива была эксклавом.

Узбекистан виделся как Великая Бухара, обособленная от входящей в нее Таджикской АССР.

В течение советского периода узбекская идентичность развивалась и поддерживалась в рамках советских правил и ограничений, в «славном прошлом» воспевались Улугбек и Алишер Навои, поддерживая чагатайский принцип узбекской идентичности. Поэтому неудивительно, что в 1991 году Тимур стал символом нового узбекского государства, а Узбекистан претендует не на наследие узбекских племен Шейбани-хана, но на единое наследие оседлой культуры всей Центральной Азии.


Источник

Адиб Халид

Теги: история, Узбекистан

0
kathy
Имя Цитировать 0
0
velia
geox
cheap mlb jerseys
jordan shoes
cheap nhl jerseys
cheap nhl jerseys
cheap mlb jerseys
skechers shoes
adidas nmd
converse outlet
wholesale nba jerseys
Off White Shoes
mizuno volleyball shoes
nfl jerseys
fjallraven backpack
hockey jerseys
Lacoste Shirts
NFL shop
Vestidos Hugo Boss
converse
timberland shoes
north face outlet
ecco shoes women
supreme shirt
cheap nhl jerseys
Zapatillas Adidas
Puma
adidas chaussure
nike air max
nhl jerseys shop
levi's
bose speakers
Ed Hardy Shirt
mens basketball shoes
nike air max 90
supreme clothing
nine west boots
football jersey
kevin durant shoes
Lacoste Polo
skechers
new mlb jerseys
basketball shoes
Converse Blancas
Balenciaga Bag
Camisas Ralph Lauren
north face vest
new balance homme
adidas boost
MLB shop
kate spade outlet
NFL store
nike air max 2019
nike shoes
nine west boots
cheap basketball jerseys
NBA jerseys
mizuno shoes
Versace Outlet
salomon
vans old skool femme
puma
jordan retro 11
cheap nhl jerseys
NHL store
new jordans
chaussure fila
clarks sandals
nike air max
Calvin Klein
coach purses
stussy sweatshirt
ultra boost uncaged
jordan retro 4
geox mens shoes
Swimsuits
bijoux pandora
lebron james shoes
air max 95
kate spade bags
balenciaga
ecco sandals
Chrome Hearts Ring
Ropa Guess
baseball jerseys
puma sneakers
cheap MLB jerseys
mlb jerseys
stan smith shoes
salomon boots
new balance 574
nfl jersey outlet
levis jeans
Vans Negras
salomon
adidas shoes women
NBA Jerseys
Calvin Klein Hombre
bose
Zapatos Soccer Adidas
Zapatos Louboutin
kate spade bags
stussy hoodie
nfl jerseys store
adidas zx flux
nmd
fjallraven
basketball jerseys
yeezy boost 350
Nike
cheap soccer jerseys
yeezy shoes
nba jerseys
nfl jerseys store
adidas originals eqt
cheap nfl jerseys
air max 2019
converse Blanche
ultra boost
nike shoes
Off White Hoodie
Calvin Klein Dresses
Nike Off White
Trajes Armani
Balenciaga Bag
jordan homme
nike shoes
new nba jerseys
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение