Выступление Председателя партии «Адилет» Максута Нарикбаева

Дата:

Выступление Председателя партии «Адилет» Максута Нарикбаевана      заседании Межпартийного Совета 04октября 2010 года, г. Астана

 

Уважаемые, коллеги, дамы и господа!

Сегодня,на повестке дня, инициированного нашей партией, один из наиболее важных вопросов,вопрос о совершенствовании пенсионного обеспечения казахстанцев, о создании имдостойного уровня жизни.

Всоответствии с Конституцией страны Республика Казахстан позиционирует себя каксоциально ответственное государство. Одним из критериев социально ответственногогосударства является уровень и качество жизни пенсионеров. Несмотря на то, чтоза годы становления государственности в вопросах пенсионного обеспечения сделаноне мало, наши пенсионеры, внесшие решающий вклад в социально-экономическое развитиестраны, как в советский период, так и в период его становления как независимойреспублики, в настоящее время относятся к наиболее социально уязвимым слоям населения.

Среднемесячныйразмер пенсии в Казахстане, сегодня, составляет около 21,5 тыс. тенге или 146долларов США против 250 долларов в России, около 200 долларов в Азербайджане и176 долларов в Беларуси. Минимальная пенсия составляет всего 12,3 тыс. тенге, амаксимальная – 33,4 тыс. тенге. При этом из почти 1,7 млн. состоявшихсяпенсионеров около 2,7% или порядка 38 тыс. человек получают минимальную пенсию,52% пенсионеров или около 900 тыс. человек, получают пенсию ниже среднегоразмера.

В то жевремя, стоимость прожиточного минимума в августе текущего года составила 14,6тыс. тенге. Учитывая, что этот показатель занижен по сравнению с реальнойстоимостью прожиточного минимума более чем в 2-2,5 раза, который, по нашейоценке, составляет не менее 35-40 тыс. тенге, абсолютное большинствосостоявшихся пенсионеров проживают за чертой бедности или на ее грани,балансируя между откровенной нищетой и официальной бедностью. На фоне отнесенияКазахстана к странам со средним уровнем среднедушевого дохода, такое положениедел вряд ли является допустимым.

Причинумы видим в том, что действующая пенсионная система, по нашему глубокомуубеждению, абсолютно не соответствует параметрам социального обеспечения,гарантирующего достойный уровень жизни старшего поколения. Поэтому, вопросы совершенствованияпенсионного законодательства, сегодня, приобретают особую, даже политическуюактуальность. С одной стороны, это связано с тем, что все, что мы имеем – эторезультат труда старшего поколения. С другой стороны, подрастающее поколение,видя, что практически все пенсионеры автоматически оказываются в числе малообеспеченныхлюдей, перестают связывать свое будущее со страной, которая не может обеспечитьдостойную жизнь пенсионерам.

Учитываяне только актуальность, но и необходимость реального пересмотра действующегоположения пенсионеров партия «Адилет» совместно с Движением «Поколение»неоднократно поднимали этот вопрос на своих совместных мероприятиях. Сегодня мыпрезентуем конкретные предложения,  которые являются результатом совместной,глубоко аналитической работы над этой проблемой.  

Мысчитаем, что совершенствование пенсионного законодательства не можетограничиваться внесением отдельных поправок в существующее законодательство,как бы они не были важны. Пенсионное законодательство Республики Казахстан необходимопривести в соответствие с мировыми стандартами и критериями социальноответственного государства с целью обеспечения казахстанских пенсионеровдостойным уровнем жизни, соответствующего их вкладу в становление и развитиестраны.

Приоритетнымстановится разработка и принятие новой концепции пенсионного обеспечения,которая бы учла все недостатки действующей системы и сочетала солидарную инакопительную системы. Это становится особенно важным в свете разрабатываемойправительством новой редакции «Концепции пенсионного реформирования вРеспублике Казахстан».

 

В новой Концепции в обязательном порядке должны быть

предусмотрены следующиеположения

 

1. Размер минимальной пенсии должен быть определенна уровне минимального прожиточного минимума.

В связи стем, что минимальный прожиточный уровень занижен в 2-2,5 раза, его размердолжен быть увеличен до 35-40 тыс. тенге. Это связано с тем, что доля продовольственнойчасти в Казахстане составляет 60% против 30%, как принято в международныхстандартах, а также тем, что нормы потребления отдельных товаров и услуг на30-50% ниже, чем нормы минимального потребительского бюджета, принятого при переходек рыночной трансформации. Минимальной пенсией, по нашему убеждению, должныобеспечиваться все граждане Казахстана, достигшие пенсионного возраста. Этоявляется одним из главных критериев социально-ориентированного государства,каковым является Казахстан.

2. Солидарной пенсией должны быть охваченыработники бюджетной сферы (при наличии общего стажа работы не менее 20-25 лет,в том числе не менее 15 лет перед выходом на пенсию) – медицинские работники,учителя, работники культуры и искусства, физической культуры и массовогоспорта.

Для работниковбюджетной сферы должна быть гарантирована получение достойной пенсии, котораяне снижает уровень и качество их жизни. В соответствии с изменениями потребительскогобюджета в зависимости от возраста, считаем целесообразным, чтобы размер солидарнойпенсии для этой категории пенсионеров был не менее 70% от средней заработнойплаты в целом по народному хозяйству, но не более 80% от персональной заработнойплаты за последние годы работы по специальности. Гарантия государства вдостойном пенсионном обеспечении бюджетных работников станет стимуломзакрепления кадров.

Этотвопрос практически решен для пенсионеров силовых структур и государственных служащих,что наглядно показывает, кому отдает приоритет государство. Принятие нашихрекомендаций позволит привлечь и закрепить в этой сфере людей, которые желаютнадежной обеспеченности своей старости, существенно повысит престиж исоциальный статус работников отраслей, которые непосредственно формируютчеловеческий капитал. В настоящее время воспроизводство кадров в отрасляхсоциальной инфраструктуры резко ухудшилось в связи с низкой заработной платой(ниже, чем в целом по стране), неуверенностью в своем будущем, т.к. вперспективе их ожидает и самая маленькая пенсия.

Участие внакопительной пенсионной системе для этой категории наемных работников должнобыть добровольным, исходя из личных интересов и возможностей, делать пенсионныеотчисления, чтобы получить дополнительные средства помимо солидарной пенсии придостижении пенсионного возраста. В настоящее время их участие в накопительнойсистеме пенсионного обеспечения в обязательном порядке на 10% уменьшаетрасполагаемые денежные доходы бюджетников, что при низкой заработной платеявляется достаточно ощутимым ярмом для наемных работников этой отрасли.

3. Пенсии многодетным матерям, воспитавшим 3 иболее детей, должны быть приравнены к пенсиям работников образования, в общийтрудовой стаж должно быть включено время на воспитание детей до 16 лет.

Решениедемографической проблемы – увеличение численности населения страны, упирается впростую проблему – семейные денежные доходы и растущая стоимость жизни непозволяет иметь детей. Семейные пособия не решают вопросов материальногообеспечения. Поэтому, с наше точки зрения, рождение и воспитание детей должнобыть приравнено к созидательному труду. Кроме того, для них следует оставить идополнительные льготы, предусмотренные для многодетных матерей.

4. Наемные работники негосударственного секторадолжны участвовать в накопительной системе пенсионного обеспечения.

Для этойкатегории государством гарантируется только пенсионное обеспечение на уровнеминимальной пенсии (рассчитанной исходя из реальной стоимости прожиточногоминимума). Работники негосударственных структур будут отчислять свои пенсионныевзносы непосредственно в Национальный фонд Республики Казахстан или спредлагаемый нами Национальный пенсионный фонд. Это должно быть закрепленосоответствующими изменениями Трудового и Бюджетного кодексов, а также Концепцииформирования и использования средств Национального фонда.

Участиеже работников негосударственных структур в накопительных пенсионных фондахдолжно быть исключительно добровольным.

5. Создать Национальный пенсионный фонд, вкотором будут аккумулироваться все обязательные пенсионные отчисления, и изкоторого будут выплачиваться трудовые пенсии.

В этотфонд нужно передать все пенсионные отчисления работников бюджетной сферы,которые сейчас размещены в негосударственных накопительных пенсионных фондах. Вперспективе рассмотреть целесообразность трансформации Национального фонда вПенсионный фонд, по примеру Норвегии.

В связи с тем, что реализация стратегическихмер, предусмотренных новой Концепцией, потребует достаточно продолжительнойвремени, необходимо принять ряд безотлагательных, оперативных мер, направленныхна совершенствование действующего пенсионного законодательства, которые должныустранить социальную напряженность, имеющееся среди состоявшихся пенсионеров.

Основноенеудовольствие среди состоявшихся пенсионеров вызывает социальная несправедливость,как при назначении пенсий, так и пересчете пенсий уже состоявшихся пенсионеров.Это вызвано несовершенством методики расчета размеров пенсий, пренебрежениемрекомендаций и предложений общественных организаций и политических партий посовершенствованию пенсионной системы. Результатом такого подхода является то,что размеры пенсии существенно отличаются в зависимости от года выхода напенсию. Как правило, ранее вышедшие на пенсию получают ее намного меньше, чемоформившие пенсию всего год спустя. При этом не учитывается трудовой вкладконкретного человека, его квалификация и т.п.

В этомотношении партия «Адилет» и движение «Поколение» считают целесообразнымипринятие следующих мер по совершенствование действующего пенсионногообеспечения.

1. Методика расчетов и коэффициенты расчетаназначаемых пенсий должна быть постоянной.

Если приназначении пенсий на очередной год изменяются базовые коэффициенты – месячныйрасчетный показатель (МРП), количество МРП, ограничивающее размер максимальнойпенсии, средняя заработная плата по видам деятельности и т.п., то пересчет пенсийдолжен быть сделан и для состоявшихся пенсионеров в соответствии с изменениембазовых коэффициентов.

Например,увеличение количества МРП для максимальных пенсий, которые будут назначены в2011 году до 36 против 32 МРП в 2010 году, приводит к тому, что для будущихпенсионеров база для определения максимального размера пенсий возрастет на12,5%, а с учетом увеличения значения самого МРП – на еще большую величину.

В этойсвязи рекомендуется осуществить пересчет пенсий на основе новых показателей длявсех состоявшихся пенсионеров. При современной вычислительной технике и наличиибазы данных такой пересчет не представляет технических трудностей. Для состоявшихсяпенсионеров, которые получают пенсии существенно ниже максимальной, необходимежегодный перерасчет размеров пенсий в связи с пересмотром средней заработнойплаты по видам деятельности.

Здесьважно иметь в виду, что при начислении пенсий используется номинальная заработнаяплата. К сожалению, никто не желает пересчитать среднюю заработную платупредыдущих лет в текущих ценах, чтобы элиминировать действие инфляционныхпроцессов. Это имеет большое значение, т.к. инфляция одинаково воздействует ина новые пенсии и на назначенные несколько лет назад.

На первомэтапе, чтобы ускорить процесс перерасчета пенсий для состоявшихся пенсионеровможно фиксировать отношение среднемесячного дохода состоявшегося пенсионера ксреднемесячной заработной плате в целом по виду деятельности или народномухозяйству. Перерасчет делать с учетом новых значений средней заработной платыпо видам деятельности или в среднем по народному хозяйству.

2. Ежегодное повышение пенсий в соответствии споручениями Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева только частично компенсируютсоциальную несправедливость, которая автоматически возникает междусостоявшимися пенсионерами и при назначении новых пенсий.

По сути,указание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева о повышении пенсий – этокомпенсация недостатков методики назначения новых пенсий и перерасчетаназначенных пенсий. Унификация методики расчета и перерасчета пенсий припересмотре базовых коэффициентов снимает это противоречие.

3. Индексация пенсий проводится в соответствии софициальным уровнем инфляции. Вместе с тем, реальная инфляция, которая характеризуетфактический рост цен на коммунально-бытовые услуги, основные продукты питания,электроэнергию, намного выше.

При этомнадо учесть, что рост цен на отдельные группы товаров и услуг разный. В этойсвязи рекомендуется индексацию пенсий и социальных пособий осуществлять не вцелом, а по группам товаров и услуг, которые входят в прожиточный минимум. Вчастности, следует иметь в виду, что доля затрат на коммунально-бытовые услугив общих расходах занижена, определяется расчетным путем, а не по фактическимданным. поэтому затраты на содержание жилья в бюджете пенсионеров намного выше,чем статистические данные. При индексации пенсий этот факт должен обязательноучитываться.

Крометого следует иметь в виду, что в Казахской ССР на одного жителя республики приходилосьсвыше 40 рублей выплат из общественных фондов потребления в виде дотаций на социальныеуслуги, цен на электро- и теплоэнергию. Сейчас этого нет, но при расчете пенсийи ее индексации нужно эти моменты учитывать.

4. Для пенсионеров, которые не участвовали внакопительной пенсионной системе и получали пенсии по законодательствуКазахской ССР, в том числе и максимальную, восстановить этот уровень пенсий,т.к. они автоматически, по новому пенсионному законодательству, стали получатьминимальную пенсию.

5. Восстановить списки льготников, которые имелиправо на досрочный выход на пенсию и дополнительные выплаты в связи с тяжелымиусловиями труда и ненормированным рабочим днем.

Для этихкатегорий предусмотреть возможность получения максимальных пенсий при наличиисоответствующего стажа или перерасчета назначенных пенсий и пособийпропорционально стажу работы по специальности.

6. Пересмотреть размер минимального прожиточногоуровня.

В связи сзавышением доли продовольственной части в два раза. В Казахстане стоимостьпродовольственной корзины составляет 60%, по международной практике – 30%.Поэтому величина прожиточного минимума должна быть увеличена минимум в 2раза.Учитывая, что нормы потребления основных продуктов питания занижены посравнению с нормативами минимального прожиточного минимума, который был принятв Казахстане в 1990 г.,от 20 и более процентов, а также ликвидации фондов общественного потребления,нынешний размер минимального прожиточного минимума должен быть увеличен в 2-2,5раза.

Всоответствии с этим базовая пенсия, которая должна быть не менее 40% стоимостипрожиточного минимума, должна быть увеличена, по крайней мере, в 2,5 раза.Соответственно должны возрасти и размеры обычных пенсий. Естественно, что угосударства, по крайней мере, нас так уверяют, нет средств на проведение такойпенсионной политики.

Базоваяпенсия по достижению пенсионного возраста должна быть установлена для всехграждан Казахстана, не зависимо от трудового стажа, на уровне прожиточногоминимума.

 

Предлагаемые источникипокрытия дополнительных расходов,

необходимых на повышениепенсионного обеспечения

 

1. На первом этапе государство должно объявить размерыпенсий, которые обеспечивают достойную жизнь состоявшимся пенсионерам какстратегическую цель развития пенсионного обеспечения. Это должно бытьзаконодательно закреплено. Правительство должно официально признать, что оно нев состоянии обеспечить исполнение этого закона в следующем году. Парламент, врамках рассмотрения бюджета страны, вправе внести необходимые изменения длякорректировки базовых коэффициентов начисления новых пенсий и пересчета старыхпенсий.

При этом,должно быть оговорено, что дополнительные бюджетные доходы или неиспользованныебюджетные средства автоматически должны быть направлены на исполнениепенсионных обязательств. Это не будет популизмом, а, наоборот, существеннымвкладом в повышение покупательной способности массовой категории потребителей,которые, как правило, ориентированы на приобретение товаров местныхпроизводителей.

Например,только в текущем году неосвоение бюджетных средств составило 130,1 млрд. тенге.Для их перераспределения были приняты очередные поправки в бюджет-2010.Согласно нашему предложению, неосвоенные средства должны быть безусловнонаправлены на повышение текущих пенсий. В этом случае покупательная способностьпенсионеров и лиц, которые получают социальные пособия, увеличится на 130 млрд.тенге. Это можно рассматривать и как прямую поддержку отечественноготоваропроизводителя, т.к. большая их часть будет направлена на покупкуотечественных товаров.

2. Использование средств Национального фонда.

Нефтянойфонд Норвегии является моделью для нашего Национально фонда. Но, он создавалсякак фонд будущих поколений пенсионеров, которые своим трудом обеспечилиразвитие страны. Поэтому Нефтяной фонд Норвегии был предназначен для того,чтобы в условиях кризиса пенсионеры, которые не могут уже работать, сохранилисвой уровень жизни. В прошлом году этот фонд был преобразован в Пенсионныйфонд, чтобы более точно отразить свое предназначение.

В этомотношении направление части средств Национального фонда на поддержкупенсионного обеспечения является не только справедливым (каждый казахстанецявляется совладельцем недровых ресурсов), но и оправданным, т.к. вместо«замораживания» в ценных бумагах других стран будет работать на отечественнуюэкономику.

Двукратноеувеличение минимальной пенсии и, соответствующее увеличение других пенсий ипособий, по нашей оценке, составит не более 500 млрд. тенге (по проекту бюджетана 2011 год – расходы на пенсионное обеспечение составят около 937 млрд.тенге). Общий объем поступлений в Национальный фонд в 2011 году составит 1649млрд. тенге. В этой связи поступления в Национальный фонд полностью перекрываютдополнительные потребности в финансировании повышения пенсионных выплат состороны государства.

Двукратноеувеличение пенсионных выплат не повлечет, с нашей точки зрения, негативныхпоследствий. По нашей оценке, эта мера практически в 2 раза увечитпокупательный спрос со стороны населения, что положительно повлияет на развитиемалого и среднего бизнеса, развитие которого сдерживается отсутствиемплатежеспособного спроса. Что касается инфляции, это предмет особого разговора,т.к. в Казахстане отсутствует инфляция в классическом понимании, а имеет местопростой рост цен, связанный с особенностями нашей экономической модели.

3. Создание Национального пенсионного фонда

Источникипоступления средств Национального пенсионного фонда – это обязательныепенсионные отчисления работников негосударственной сферы и отчисления избюджета страны в размере 10% от фонда заработной платы работников бюджетнойсферы. Негосударственные пенсионные фонды должны стать полностью добровольными.Это приведет к тому, что произойдет их укрупнение, повысится надежность. Судьбатаких фондов будет прямо зависеть от их надежности, эффективности,привлекательности для потенциальных вкладчиков.

Предварительныерасчеты показывают, что ежегодные поступления в Национальный пенсионный фондкомпенсируют затраты, направленные на повышение пенсий.

4. Принятие пакета социальных законов

ВКазахстане до сих пор не приняты законы «О минимальных социальных гарантиях»,«О минимальной заработной плате», не разработаны социальные стандарты уровняжизни. Принятие национальных стандартов уровня и качества жизни, привязка к нимразмеров минимальных пенсий, заработной платы, социальных пособий, нужнорассматривать как приоритетную задачу.

Организационные меры. Партия «Адилет» идвижение «Поколение» считают, что Министерство труда и социальной защиты неможет кардинально решить проблему достойного обеспечения, как состоявшихсяпенсионеров, так и лиц с ограниченными физическими способностями и нуждающихсяв социальных пособиях.

Взначительной мере это связано с отсутствием системного социальногозаконодательства, которое должно реализовать конституционное право казахстанцевна достойную жизнь. В этой связи мы рекомендуем создание специальной Рабочейгруппы с участием правительственных органов, общественных движений иобъединений, политических партий, для выработки социальных нормативов икачественного изменения пенсионного законодательства.

РекомендацииРабочей группы должны быть законодательно закреплены. Парламент прирассмотрении бюджета на следующий год должен определять размеры всех пенсий исоциальных пособий. Если бюджет страны не позволяет их реализовать, то нужноустановить нормативы их исполнения, с условием, что в последующем потерипенсионеров будут возмещены в безусловном порядке.

Вкомпетенцию Рабочей группы должны быть включены возможности проработки концептуальныхвопросов создания Национального пенсионного фонда, его взаимодействия сНациональным фондом страны, а также механизмов сочетания солидарной инакопительной системы пенсионного обеспечени

Поделиться:

Дата: