Казахстан нуждается в мерах по повышению доверия между бизнесом и государством
Бизнес-контроль
Тема рейдерства и давления госорганов на бизнес среди предпринимателей, похоже, считается неудобной для публичного обсуждения.
Журналисты "Литера" не смогли получить официальных комментариев от бизнесменов. А это означает, что они по-прежнему не доверяют государству. Между тем эксперты полагают, что доверие строится не только на декларациях о намерениях, но и на ежедневной работе госорганов. В частности, трудности, связанные с вступлением нашей страны в Таможенный союз, могли бы активнее разрешаться государственными мужами. В своем выступлении на открытии четвертой сессии парламента четвертого созыва президент Нурсултан Назарбаев говорил об улучшении бизнес-климата и о развитии государственно-частного партнерства, а также о том, что необходимо снизить административную нагрузку на бизнес, упростить разрешительные процедуры, в том числе лицензирование, сертификацию и аккредитацию. Между тем предприниматели тоскуют по мораторию на проверки, который действовал
в 2008–2009 годах…
Минувшее первое сентября стало знаменательным днем не только для отечественных школьников, но и для политических кругов Казахстана. В среду президент нашей республики Нурсултан Назарбаев открыл четвертую сессию парламента четвертого созыва, традиционно дав парламентариям важные наставления.
Выступление главы государства было посвящено таким важным вопросам, как правоохранительная реформа и развитие бизнеса. Отметим, что два этих аспекта имеют друг к другу непосредственное отношение. Парламенту предстоит решить несколько задач. В первую очередь ужесточить законодательство по противодействию организованной преступности, ввести уголовную ответственность для юридических лиц. Кроме того, президент распорядился укрепить правовые нормы ответственности за отмывание доходов, финансирование терроризма и прочие финансовые махинации.
С другой стороны, наши судебная и исполнительная власти бывают порой слишком "строги" в решении отдельных экономических вопросов. Нурсултан Назарбаев отметил: "Будет подготовлен законопроект, направленный на декриминализацию преступлений, особенно в экономической сфере, которые не несут большой общественной опасности". По словам главы государства, парламенту надлежит создать "надежный правовой заслон рейдерству, законодательно ограничить бизнес от давления проверяющих структур".
Президент обратил внимание и на существующие бюрократические процедуры, тормозящие развитие бизнеса.
"Надо снизить административную нагрузку на бизнес, упростить разрешительные процедуры, в том числе лицензирование и сертификацию", – сказал Нурсултан Назарбаев. Глава государства уже не раз обращал внимание на проблему проверок бизнеса со стороны госорганов. По его словам, необходимо их сократить. От этого зависят уровень деловой активности в стране, экономический рост, а значит, и снижение безработицы, улучшение социальных показателей страны, таких как распределение ВВП на душу населения и т.д.
В принципе, у Казахстана неплохие показатели в международных рейтингах. Если верить им, то наблюдается тенденция снижения бюрократических проволочек. Тем не менее страна способна добиться больших результатов. Согласно стратегии развития до 2020 года, к 2015 году Казахстан должен улучшить свои показатели в рейтинге Doing Business ("Легкость ведения бизнеса". – Ред.) Всемирного банка. В 2010 году республика заняла 63-е место в глобальном списке. Как заметил помощник главы государства Бахыт Султанов, уже в 2011 году страна может оказаться на 53-м месте. "Но главное в этой работе – это не место в рейтинге, а реальное улучшение самочувствия нашего предпринимателя, что станет основой для поддержки мер по форсированной индустриализации", – отметил он. Одним из таких механизмов может стать правоохранительная реформа. Говоря о них, Нурсултан Назарбаев отметил, что государству "необходимо сократить перечень госорганов, имеющих право проверки предпринимателей". Все эти меры укрепят доверие бизнеса к государству и повысят инвестиционную привлекательность Казахстана.
В 2008 году, когда в мире бушевал кризис и необходимо было поддерживать деловую активность, руководство страны пошло на мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Но жить от одной такой акции до другой нельзя. Населению необходимы качественные услуги и продукция, государству – наполнение бюджета, а предпринимателям – свобода действий. Поэтому вопрос не в том, чтобы проводить такие разовые акции, а в том, чтобы оптимизировать работу госорганов, причем на стабильной основе.
В посткризисный период доверие между государством и бизнесом будет играть важную роль. Одним из его показателей выступает открытый диалог. Но, как показывает практика, его у нас нет. По крайней мере, попытка журналистов газеты "Литер" открыто обсудить с деловыми кругами факты рейдерства и давления госорганов на бизнес не увенчались успехом. Наши собеседники, как один, вежливо отказывали в комментариях. Обстоятельство говорит само за себя!
По мнению старшего аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, кандидата экономических наук Гульнур Рахматулиной, доверие строится не только на декларациях о намерениях, но и на ежедневной работе госорганов. К примеру, они могли бы более профессионально отстаивать интересы казахстанских предприятий в Таможенном союзе: упростить порядок регистрации и прохождения товаров и т.д. Кроме того, на степень доверия между бизнесом и государством влияет правовая база. Одной из причин, по которым проверки превращаются в инструмент административного давления, остаются неточности в законах. Нередко они позволяют широко интерпретировать права и обязанности контролирующих органов. Решение задачи требует мобилизации не только отраслевых министерств и ведомств, парламентских комитетов, но и бизнес-сообщества.
Другой мерой, по мнению Рахматулиной, остаются встречи представителей госорганов с предпринимателями. В данном случае нет претензий к экономическому блоку правительства. Только в преддверии работы Таможенного союза профильные министерства провели большую работу в регионах. Однако остается вопрос КПД подобных мероприятий. По мнению Рахматулиной, на эффективность влияет то, что министерства и ведомства зарегламентированы в своей текущей работе.
"Нужно прислушиваться к позиции бизнеса. Это сложная работа, она требует времени, поскольку приходится выслушивать каждого и разбираться в конкретных случаях. Но только так бизнес станет больше доверять министерским сотрудникам. Все это положительно скажется на экономике страны", – считает эксперт.
В целом, по мнению Гульнур Рахматулиной, в Казахстане востребована идеология на государственном уровне, которая должна быть нацелена на повышение мер доверия. И здесь министерствам и ведомствам надо научиться работать в тандеме. Это позволит им избежать дублирования функций, от которых толку мало, зато больше бумажной работы.
"По всей видимости, следует пересматривать и государственные программы. Они ставят правильные целевые установки. Никто не спорит, что инновационное развитие – условие процветания Казахстана. Но механизм его реализации оставляет желать лучшего, акцент делается на государственные инструменты, роль бизнеса минимизируется", – говорит Рахматулина.
Если верить экспертам, то развивающиеся страны обещают стать главным местом паломничества для инвесторов в посткризисный период. Еще в 2000-х годах среди этих стран наблюдались высокие темпы роста ВВП, и такая ситуация обещает сохраниться в ближайшие десятилетия. Таким образом, для Казахстана складывается благоприятная внешняя конъюнктура, но этим надо еще правильно распорядиться. Трудно представить, что бизнес потянется в страну, где госслужащие наведываются с проверками в офис не реже потенциальных клиентов.
В идеале Казахстан должен ассоциироваться со страной, где зарабатывают деньги. В этом случае республика сможет играть роль "передаточного вентиля" в глобальной экономике, через который устремляются инвестиционные потоки. Тем более что Астана уже сейчас предъявляет повышенные требования к капиталу, он должен нести с собой передовые технологии, подпитывать реальный сектор экономики и усиливать экспортный потенциал республики. А эта задача на порядок сложнее, чем привлечь инвесторов в нефтегазовую отрасль, поскольку, высокотехнологичные компании требуют особого бизнес-климата, составной частью которого выступает уровень доверия между государством и частным сектором.
Алиса БЕСПАЛОВА, Алматы
Источник - Литер |
Поделиться: