Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Т. Кусаинов: Гражданский национализм.

11 Апреля 2008

Автор:

Теги:

Т.Кусаинов. Гражданский национализм

Введение

 

Включение Казахстана в орбиту современных глобализационных отношений все четче определяет масштабы новых угроз и вызовов перед нашим государством и обществом. Становится очевидным, что лозунги и декларации, провозглашавшиеся государством в суверенный период, отвлекали нас от главной проблемы, которая сводится к вопросу будущего существования нации. Сегодня перед лицом глобальных опасностей, когда борьба между мировыми державами за природные ресурсы и сферы влияния приобретает откровенно хищнический характер, слабости казахстанского общества обнажены как никогда.

 

Главная слабость казахстанского общества выражена в его неконсолидированности, оно настолько сегментировано по  своей структуре, что нахождение универсальной площадки диалога между различными общественными силами затруднено до высокой степени. Такая ситуация стала следствием отсутствия со стороны государства системной национальной политики. А главная причина этого несовершенный миропонятийный аппарат элит и контр-элит.

 

Период относительного экономического роста, когда Казахстан с уверенностью строил свою новую экономику и социальную структуру вселял надежду, что наше общество обладает уникальным шансом для реализации своего потенциала. Значительные запасы природных ресурсов, сочетание восточного традиционализма с западным рационализмом, достаточная географическая территория позволяли с уверенностью прогнозировать, что Казахстан имеет колоссальные перспективы для развития.

 

Однако вместо этого Казахстан столкнулся с реальными вызовами, продиктованными эпохальными изменениями планетарного уровня. Цивилизационные проекты, осуществляемые мировыми элитами (в первую очередь американскими) уничтожили все надежды на занятие достойного места в будущем.

 

Становится очевидным, что в мировом разделении труда Казахстану отведена третьестепенная роль поставщика сырья для развитых стран Запада, Китая, Индии, экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Все остальные ниши заняты, будь то высокие технологии или массовое производство потребительских товаров. Сырьевая ориентация нашей экономики делает Казахстан неавтономным и зависимым от коньюктуры мирового рынка. Участь же сырьевой страны печальна: в этом случае РК не сможет долго удерживать свою территорию, в недрах которой хранится значительная часть ресурса выживания всего человечества. 

 

В грядущем катаклизме, первые раскаты которого мы уже слышим, мир будет перекроен и изменен. Сохранить себя и занять свое место в Новом Мировом Порядке сумеет только нация, заложившая основы победы заранее, то есть сегодня.

 

Сегодня можно с уверенностью заявлять, что современное социально-экономическое и политическое положение Казахстана есть прямое последствие целенаправленной политики стран западной цивилизации во главе с США. Эта реакционная политика стала неизбежной формой международного реагирования на образование Советской России, а позднее СССР, как оплота новой культурной цивилизации, не вписывающей в историю развития человечества, принятой в западной интеллектуальной мысли.

 

Именно с этой позиции объясняется характеристика СССР как империи зла, только этим можно объяснить современное международное положение России, которая рассматривается на западе как наследница СССР. Потеря Россией традиционного политического влияния в Восточной Европе и Украине, в арабском мире, в Юго-Восточной и Центральной Азии, размещение американской системы ПРО в Польше и Чехии, снижение ядерной боеспособности ВМФ, сокращение зарубежных военных баз, рост внутреннего мусульманского сепаратизма и т.д. - прямое свидетельство поражения российской внешней дипломатии, приобретающая устойчивые признаки поражения.  

 

История распада СССР и деградации державного потенциала России наглядно показала  важность сильного миропонятийного аппарата элиты, ведь именно он формирует способность системы адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы, объективно оценивать ситуацию и принимать решения.

 

Особенно ярко это проявилось в области национальной политики и сегодняшняя национальная карта Казахстана типичный продукт несовершенного, ошибочного миропонятийного аппарата властных элит. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что в перспективе, дальнейшее бездействие и апатичность властных структур по отношению к национальной политике может привести к полной потере потенциала народа к возрождению и развитию, то есть к исчезновению Казахстана с геополитической и культурной карты мира.     

 

Идеологический аспект межнациональной политики Казахстана

 

Говоря о межнациональной ситуации в Казахстане необходимо отметить, что она следствие ошибочной и пораженческой советской национальной политики, системообразующим стержнем которой стал гипертрофированный интернационализм.  В СССР интернационализм был противопоставлен национализму, в результате природа национализма для научного исследования была дискредитирована, эта тема подверглась политической изоляции, а в общественную модель сознания начали внедряться ложные представления о системообразующей роли русской культуры как главного цивилизационного фундамента советского человека.

 

В условиях доминирования марксистского мировоззрения и постоянной внешней военной угрозы интернационализм выступил удобной идеологией искусственной консолидации многонационального населения. Позже политика интернационализма стала оправдывать политическую реакцию Москвы на внутренний сепаратизм в условиях военной агрессии со стороны гитлеровской Германии, советскую оккупацию Восточной Европы, Западной Украины, Афганистана и глобальные претензии СССР на мировое господство в условиях «холодной» войны.

 

В СССР интернационализм использовался как фундаментальная идеология межнациональной политики в условиях многонационального союзного государства и концентрации политической власти в руках партийной верхушки. Однако на практике эта идеология была глубоко лицемерной, т.к. политика интернационализма проводилась исключительно в интересах русского национализма, и СССР никогда серьезно не рассматривался как многонациональное государство братских народов.

 

Основной причиной политики интернационализма была необходимость обеспечения сильной централизованной власти в условиях союзного государства (национальной федерации). На последнем этапе своего развития политика советского интернационализма трансформировалась в советский национализм, а задачей государства стало формирование советского человека без национальности, в отношении несоветских  народов социалистической системы применялось понятие социалистические нации. Это решение стало губительным, т.к. советский национализм фактически превратился в русский национализм, и ее идеология привела к межнациональным конфликтам, росту шовинизма в союзных республиках.

 

Яркими примерами негативных последствий политики искусственного интернационализма стали распад Чехословакии (ЧССР) и Югославии (СФРЮ), сепаратистские процессы в Грузии, Азербайджане, Молдавии, на Северном Кавказе, межнациональные конфликты в Прибалтике и Средней Азии.     

 

Таким образом, в СССР политика интернационализма была официальной идеологией, проводившейся в интересах укрепления государственно-партийной власти в условиях международного противостояния.

 

Сегодняшней картой национальностей Казахстан обязан советской интернациональной политике. За исторический период в составе СССР директивными решениями центра в Казахстан в массовом порядке переселялись славянские народы, корейцы, немцы, кавказские народности, турки и т.д. Другие народы, например, татары, уйгуры, дунгане и среднеазиатские народы, оказались в Казахстане вследствие естественной миграции. И если переселение славянских народностей породило катастрофические культурные последствия и отразилось на социальной структуре казахов, то присутствие остальных народов составляют основу потенциальной угрозы целостности казахстанского общества.

 

После провала советской межнациональной политики, которая не смогла добиться своей главной цели - консолидации общества, в Казахстане остались ее типичные проблемы, которые за годы независимости системно решить не удалось. Удалось другое: путем жесткой государственной политики свести эти проблемы в общественном сознании на второстепенные позиции, однако такой метод придал проблеме латентный характер.

 

В Казахстане решение межнационального вопроса пошло по пути советской модели интернационализма,  но своей целью обозначило не формирование гражданской личности, а обеспечение межнационального согласия. Т.е. системная задача национальной политики - консолидация общества была подменена властными элитами временной тактической целью - обеспечение максимально безопасной и бесконфликтной межэтнической среды в условиях передела собственности.     

 

На практике это проявилось в доминировании русского языка и проведении легализованной политики национальной сегрегации, и как следствие, признание за этническими диаспорами статуса значимой общественной силы по этническому признаку. 

 

Традиционная советская модель сознания элит не смогла предложить обществу адекватную идеологию консолидации общества на национальной площадке, в результате мы имеем подмену понятий, риски межэтнических конфликтов, рост шовинизма и радикальных национал-экстремистских взглядов.

 

Сегодня с уверенностью можно утверждать, что идеология интернационализма для Казахстана абсолютно неприемлема, т.к. в унитарном государстве она становится катализатором межэтнического конфликта и создает препятствия для консолидации общества на единой национальной площадке.  Но самая главная опасность заключается в том, что такая политика не способствует формированию единой общественной гражданской позиции.

 

Европейский национализм

 

Национализм как общественная теория зародилась в Европе в качестве ответной реакции общества на внешние угрозы сохранению независимости государства, ее территориальной целостности.

 

Всплеск национализма отмечался во Франции в период иностранной интервенции после революции 1789 г., однако истинные масштабы национализм начал приобретать в 30-е годы 19 века, когда в Европе начали создаваться различные движения за объединение страны и создание национальных государств. Так, благодаря национализму появились такие государства как Итальянское королевство, Германская империя, королевства Бельгия, Румыния, Венгрия, которые раньше представляли либо лоскутные объединения территорий, либо находились в составе других империй.

 

В результате националистических движений в Европе образовались новые государства-нации, начался процесс консолидации наций в борьбе за независимость, национализм вдохновил на освободительную борьбу многие народы Европы, особенно народы Балканского полуострова.

 

Благоприятной почвой для роста европейского национализма стали идеи гражданского общества, положительную роль сыграла предварительная теоретическая апробация проблемы в научном дискурсе, особенно в интеллектуальном движении Просвещения.

 

Но главный источник теории национализма нами, прежде всего, видится в миропонятийном сознании европейцев. В первую очередь национализм европейцами осмыслен на системном уровне, задачей национализма в Европе была консолидация гражданского общества, формирование личности и гражданина, патриота своей страны. Ставка властных элит на формирование гражданского сознания, мотивированного идеями независимости, свободы, братства дала ошеломляющий результат. Национализм как идеология была также содержательна идеями христианской морали, равенства всех граждан перед Богом. Позже понятия национальность и гражданство приобрели синонимичный характер, и это было революционным и эпохальным событием. 

 

В отличие от блеклой и противоречивой идеологии интернационализма, которая не способствовала формированию гражданственности, национализм представлял собою свежую и насыщенную кипучей энергией мысль, ставшая двигателем западно-европейской цивилизационной экспансии.

 

Духовно-интеллектуальная методология главный источник национальной политики

 

Причину неэффективности отечественной модели межнациональной политики и успех западно-европейского национализма мы предлагаем искать не во внешних ее проявлениях, они всего лишь следствие, а задаться вопросом внутреннего содержания идеологии национальной политики.

 

Мы убеждены, что провал советской идеологии, в том числе идеологии ее межнациональной политики, стал следствием не только внешнего фактора давления, а главным образом из-за поражения (разрушения) миропонятийного аппарата советской интеллектуальной элиты в результате неадекватности марксистско-ленинского дискурса.

 

Любая жизнеспособная идеология должна вытекать из верно определенного целепологания, а цели должны определяться системно и масштабно на уровне задачи человека. На Западе эта истина была уяснена в результате влияния христианской модели сознания. Христианская модель сознания, формировавшаяся несколько столетий, сгенерировала такую мощную интеллектуальную модель миропонимания, что смогла обеспечить господство своим носителям на всем земном шаре. Европейский национализм был частью этого сознания. Благодаря правильному обозначению задачи национализма и пониманию его природы в Европе, а затем в Северной Америке консолидация общества привела к мировому господству ее цивилизации.

 

Именно отсутствие духовно-интеллектуальной методологии есть главная причина наших неудач.

 

В Советской России на фоне борьбы за власть, передела собственности и отражения внешней интервенции межэтнические противоречия необходимо было максимально нивелировать, поэтому в качестве такой методологии был выбран пролетарский интернационализм. В принципе на начальном этапе такой подход властных элит оправдал их ожидания, т.к. идея создания союзного пролетарского государства победила местные движения за образование национальных государств. За период с 1918 по 1920 гг. различные буржуазно-националистические движения типа «Алаш» в Казахстане, «Дашнакцутюн» в Армении, «Мусават» в Азербайджане, Центральная Рада и Директория на Украине, «Закавказский Комиссариат» в Грузии и т.д. были разгромлены большевиками.

 

Поэтому интернационализм в СССР применялся в качестве инструмента подавления национальной инициативы и недопущения образования самостоятельных государств. Понятно, что в такой идеологии не было места для формирования свободной личности и гражданина-патриота своей страны. В результате идеология, нацеленная на краткосрочный период, потерпела поражение, главная ее проблема заключалась в том, что после достижения своих первоэтапных целей она не смогла своевременно трансформироваться.

 

В Казахстане эта истина до сих пор не усвоена и после получения независимости в стране продолжается губительная межнациональная политика интернационализма, которая в последнее время неизбежно движется в сторону тупика.

 

Главная проблема казахстанского интернационализма видится в недостаточном изучении национализма, ее направлений, типов и форм.

 

Национализм выражен в двух типах: этнократический и гражданский.

 

Этнократический национализм основан на предоставлении преимуществ одной государствообразующей нации, которые могут выражаться в ее эксклюзивном статусе, особом положении языка, наделения такой нации исключительными социальными, экономическими и политическими правами. Этнократический национализм присущ биэтническим или полиэтническим обществам. Примерами этнократического национализма являются идеология национальной политики КНР и Россия. В современном мире, когда права и свободы человека вне зависимости от его этнического происхождения имеют универсальный характер и обеспечиваются международными институтами, в том числе военными, этнократический национализм является рудиментарным барьером и следствием авторитаризма и шовинизма властных элит.

 

Этнократический национализм может трансформироваться в радикальные и экстремистские формы как нацизм, расизм, политика апартеида и сегрегации.

 

Гражданский национализм ставит своей задачей консолидацию общества на приницпах равноправия граждан вне зависимости от их этнического происхождения и является наиболее прогрессивным продолжением политики национализма. При гражданском национализме в обществе обеспечивается ее монолитность, а этническое происхождение не влияет на реализацию гражданских прав и свобод. Гражданский национализм присущ обществам высококультурной цивилизации, отражает высокий уровень либеральных ценностей, демократии и равенства граждан. Идеология гражданского национализма может трансформироваться в космополитизм - гражданско-идеологическую основу глобализма.

 

Для Казахстана наиболее приемлемым направлением развития национальной политики должна стать идеология гражданского национализма. Для достижения этой цели необходимо проведение комплексной и системной государственной программы национального строительства,  основным содержанием которого будет формирование доктрины определения национальной идентичности и создание универсальной духовно-интеллектуальной методологии освоения мира.

 

Процесс создания новой нации должен начаться в первую очередь с формирования новой современной модели сознания граждан. Проведение такой государственной социально-экономической политики должно быть дополнено мощным идеологическим содержанием, задача которой - формирование гражданской личности.

 

Наиболее удачным примером успешного применения духовно-интеллектуальной методологии гражданского национализма на практике являются США.

 

Америка началась, как и во многом продолжает быть, сугубо религиозным образованием, выработавшим в качестве своего духовного ядра динамичную и победоносную доктрину. Что представляет собой эта доктрина? Первосновой, алмазным стержнем американизма является протестантизм - духовный продукт европейской Реформации, в Новом Свете получивший абсолютный шанс на самореализацию.

 

В совокупности с философскими, научными и мировоззренческими технологиями Просвещения американское протестантство образует мощный духовно-интеллектуальный метод объяснения и освоения реальности. Применяя этот метод американцы, а точнее американская англосаксонская элита, сумели построить всего за два столетия самое могущественное цивилизационное образование на планете, одержавшее сокрушительную победу над всеми внутренними и внешними врагами.

 

            Перед Казахстаном в XXI веке встает задача выработки новой сетевой политики, поскольку для эффективного достижения дипломатических и военно-политических целей необходимо научиться работать не с традиционной замкнутой иерархией государственного управления, а с сетевой структурой, построенной на специфических духовных представлениях и убеждениях. То есть, иными словами, мы должны научиться влиять на сеть, воздействуя на духовное пространство, которое является главным фундаментом сети, т. е. вести борьбу на высшем уровне глобализации - духовном театре глобальной "холодной войны".

 

Перед казахской "смыслократией" стоит задача научиться управлять глобалистской манипуляцией, использовать ее в интересах страны, опровергать ее мифы и разоблачать их, тем самым создавая на основе негативной критики "глобализма" не столько общественную, сколько сверхнациональную альтернативу "новому мировому порядку". При этом важно не столько отрицать пороки глобального мироустройства, сколько убедить всех, что правильно то, за что мы выступаем.

 

Одним из способов создания новейшего стандарта сверхнациональной глобализации, противостоящего иным, агрессивным видам "глобализма", является внедрение в условиях нарастающей многополярности новой концепции качества жизни, нового духовно-социального идеала, учитывающего многосторонний характер благополучия и счастья человека.

 

Нынешний миропорядок стремительно разрушается, человечество входит в полосу долгого и тотального кризиса. Он вызван завершением индустриальной фазы современной западной цивилизации. Эпоха господства индустриализма уходит так же, как до нее уходили античный строй и Средневековье. В такие переходные моменты наступают затяжные периоды "темных времен".

 

На смену индустриализму идет новый строй - когнитивная эпоха или Эра Знаний (кто-то предпочитает называть ее информационной, однако, мы с этим несогласны - существует разница между понятиями «информация» и «знание»). Что это такое? Это устройство жизни, где ведущую роль играет не земледелие (как в древние и Средние века) и не машиностроение (как в индустриальном обществе), а "человекостроение". Главным будет способность людей развивать заложенные в них Богом огромные интеллектуальные возможности к освоению этого мира. Цивилизация, которая сумеет сконцентрировать такой человеческий капитал, сможет все: создать саморазвивающуюся инновационную экономику, организовать сложнейшие корпорации и кооперационные схемы производства, заработать значительные средства и одержать неслыханные военные победы. Резко вырастает роль интеллектуальных методологий, мировоззрения, воображения, способности придумывать и воплощать новое. Та цивилизация, которая разовьет этот высший творческий человеческий потенциал экономики будет доминировать над промышленными, сырьевыми и аграрными странами. Как? С помощью организационных технологий, синтеза традиционных иерархических и новых сетевых принципов организации взаимодействия и мощи интеллекта.

 

Но всему этому потенциалу должна быть создана надежная основа, все это должно получить достойный базис и стартовую площадку в виде обновленной государственности, собирающей силы нации в кулак.

 

Председатель

ОО «Ізгі амал»

товарищ Т.Кусаинов

 

 

(прислано на www.geokz.tv)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение