Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Над НАТО висит тень "Талибана" ("Asia Times", Гонконг)

11 Апреля 2008

Автор: test

Теги:
[] []

Может показаться, что результаты саммита Организации Североатлантического договора, состоявшегося 2-4 апреля в столице Румынии Бухаресте, и прошедшей в выходные на черноморском курорте в Сочи встречи президентов Владимира Путина и Джорджа Буша складываются в пользу Вашингтона. По крайней мере, московские комментаторы считают, что Россия "проиграла" саммит НАТО.

Несомненно, у сторон накопилось некоторое беспокойство. Бухарестский саммит и встреча в Сочи являются переломными событиями. Американо-российские отношения находятся на перепутье. Может начаться как новая длительная конфронтация, так и открыться путь к партнерским взаимоотношениям. Американская делегация не сделала Москве никаких уступок. Администрация Джорджа Буша заявила коротко и жестко - "торговли не будет", сказал Буш, направляясь в Бухарест. С одной стороны, администрация Буша хочет оставить после себя наследство, превратив НАТО в главную военно-политическую силу в Европе, находящуюся под руководством США. С другой стороны, она хочет достигнуть этого, не разрушив отношения со своими союзниками или с Россией.

Подобного результата можно было достигнуть лишь двумя способами: либо добившись крупномасштабного прорыва, либо придя к стратегическому компромиссу с Россией. Вашингтон предпочел первый путь. Однако это сложная задача. В результате Америка не смогла добиться присоединения Грузии и Украины к Плану действий по подготовке к членству в НАТО. Однако она получила обещание союзников по НАТО затронуть данный вопрос снова в декабре этого года.

Москва предвидела подобный исход. Министр иностранных дел Сергей Лавров сказал: "Это не будет оставлено без ответа, я Вас уверяю. Но реагировать мы будем прагматично, не как маленькие мальчики в школе, которые обиделись на того, кто там их обижает, а потом, хлопнув дверью, убежали из класса и стали плакать где-то в уголке". Он намекнул, что вопрос не закрыт. "Мы готовы к самым различным сценариям развития событий", - добавил министр.

Кроме того, американская дипломатия добилась заметных успехов в получении согласия НАТО на рассмотрение варианта создания дополнительного элемента в планируемой американской системе противоракетной обороны, которая будет размещена в Польше и Чехии. На саммите было принято решение поставить перед НАТО задачу по разработке всеобъемлющей системы противоракетной обороны, чтобы защитить территории всех союзных государств и их население, которые окажутся вне зоны действия американской системы противоракетной обороны. Полученные результаты будут рассмотрены на саммите альянса 2009 года. Лидеры стран НАТО признали, что "американская система может сделать значительный вклад в эту систему".

В результате система противоракетной обороны в Европе превратилась из американского проекта в проект НАТО. Это, в свою очередь, подрывает возможности России высказывать возражения, так как теперь ей придется иметь дело с западным сообществом в лице НАТО. Москва стоит перед сложным выбором - либо урегулировать вопрос с президентом Бушем в оставшиеся месяцы его президентства, либо готовиться к отражению натиска сенатора Джона Маккейна (John McCain) (который в настоящее время является лидером в президентской гонке). Демократы тоже не лучше. Ричард Холбрук (Richard Holbrooke), являющийся советником Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), или Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski), который, судя по всему, управляет командой Барака Обамы (Barack Obama) из-за кулис, разделяют взгляды Маккейна на "реваншистскую Россию".

Один неназвавшийся кремлевский источник признал в Сочи, что Путин и Буш не смогли преодолеть разногласия по системе противоракетной обороны. Путин сам признал на совместной пресс-конференции, которую он провел в выходные с президентом Бушем: "Не буду скрывать, одним из самых трудных вопросов был и остается вопрос противоракетной обороны в Европе. ... Хочу быть правильно понятым: в нашем принципиальном отношении к американским планам изменений не произошло". Что важно, в ответе Буша тоже не было обещаний изменения позиций, и достижение компромисса не гарантировалось.

Итак, новая "холодная война"? Путин говорит, что нет. Он выражает сдержанный оптимизм в отношении того, что по вопросу противоракетной обороны соглашение все еще может быть достигнуто. "Вместе с тем некоторые позитивные подвижки имеются. Наши озабоченности американской стороной услышаны", - говорит Путин. Он верит, что Буш "серьезно и искренне хочет эту проблему решать", и говорит, что "мы всячески поддерживаем такой настрой".

Где же зацепка? Или мы что-то упускаем? Ответ, возможно, будет найден в предстоящие месяцы в труднопроходимых горах далекого Афганистана. Офицеры спецслужб, отгонявшие от здания румынского парламента, где проходил саммит, бомжей и бродячих собак, не заметили гостя с грустными глазами и нечесаной бородой, который, держась в тени, наблюдал за всем происходящим. Это был представитель движения "Талибан".

После того, как закончились театральные представления, связанные с расширением НАТО и американской системой противоракетной обороны, неизбежно возник более реальный вопрос, от которого зависит существование альянса - операция НАТО в Афганистане.

Россия в Бухаресте предложила помощь, которую альянс принял, в то время как Вашингтон сделал вид, что ничего не заметил. Значение достигнутого в пятницу в Бухаресте соглашения еще предстоит оценить. Оно касается транзита продовольствия, невоенных грузов НАТО и "некоторых видов военного имущества, не являющегося оружием", через Россию в Афганистан.

Грузы НАТО будут проделывать путь в несколько тысяч километров через Россию, Казахстан и Узбекистан. Несмотря на то, что Лавров и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) обменялись письмами, регламентирующими данный транзит грузов, на саммите альянса в Бухаресте, Россия считает, что этот вопрос имеет отношение к Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Данная тема звучала на неофициальной встрече министров иностранных дел стран-членов ОДКБ, прошедшей в Москве 28 марта, так как, по словам Лаврова, "транзит грузов в Афганистан по объективным географическим причинам требует заключения соответствующих соглашений со многими странами, входящими в ОДКБ". В Организацию договора о коллективной безопасности входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан и Таджикистан.

Однако в итоге Россия действовала от имени своих партнеров по ОДКБ, проведя с ними предварительно консультации. Это повлечет за собой определенные последствия, независимо от того, как НАТО воспринимает ОДКБ. Москва открыто признает, что в своих решениях она руководствуется чистым прагматизмом. Лавров сказал следующее: "Если мы просто станем в позу обиженного и скажем: если вы нас не будете слушать, то мы вам перекроем этот транзит, то эффективность борьбы с террористами и наркодельцами в Афганистане, которая, откровенно говоря, и так не очень высокая, будет резко понижена, а итогом будет только то, что в отсутствие сдерживающего фактора в виде международных сил содействия безопасности все эти террористические силы будут более свободно чувствовать себя в планировании действий на территории стран Центральной Азии и Российской Федерации. ... Прагматизм и интересы Российской Федерации требуют того, чтобы мы поддерживали деятельность тех, кто пытается совладать с террористами и наркодельцами в Афганистане".

Однако "прагматизм" Москвы заключается не только в этом. Российский посол в Кабуле Замир Кабулов сказал в интервью газете "Время новостей": "Чем дольше НАТО будет оставаться в Афганистане, тем хуже для них. Однако большой ошибкой будет считать, что в России любой ценой стремятся как можно скорее добиться ухода натовцев оттуда. Мы не выпустим их из Афганистана, пока они не решат все проблемы, ими там порожденные, - международный терроризм, небывалый рост наркопроизводства, - не создадут там сильное государство и не восстановят экономику".

Другими словами, Россия окажет НАТО помощь в транзите грузов, чтобы альянс смог беспрепятственно тратить в Афганистане свои силы. Возникает ситуация, которая будет определять суть взаимоотношений России с НАТО в предстоящие годы. Транзитное соглашение дает России возможность играть определенную роль в операциях НАТО в Афганистане, независимо от того, признает Вашингтон данный факт или нет. И важность этой роли будет лишь возрастать, так как сильная зависимость НАТО от транзита грузов через территорию Пакистана - в настоящее время более 70 процентов грузов НАТО поступают в Афганистан через Пакистан - становится все более и более неприемлемой.

Российские и натовские разведслужбы не могут не знать, что талибы начали осуществлять нападения на расположенный на пакистано-афганской границе контрольно-пропускной пункт Торхам, который имеет стратегическое значение и который является главным коридором поставок грузов для сил альянса. 20 марта на стоянке около этого пункта в результате серии взрывов был уничтожен караван, состоявший из 40 цистерн с горючим, предназначенным для сил НАТО. Несомненно, талибы считают систему материально-технического обеспечения НАТО ахиллесовой пятой альянса. Вместе с тем, пока еще не ясно, станет ли демократически избранное новое правительство Пакистана союзником в "войне с террором" или нет.

Все это будет способствовать тому, что администрация Буша не долго будет воспринимать прошедший бухарестский саммит НАТО как триумф. Вопрос о том, как НАТО собирается выбираться из той колоссальной ловушки, в которую она загнала себя в Афганистане, остается открытым. Число нападений на войска НАТО достигает 500 в месяц. Несмотря на все свои усилия, предпринятые на саммите НАТО, Вашингтону не удалось добиться от союзников по альянсу отправки в Афганистан значительных дополнительных контингентов войск.

Как сообщил Белый дом, Франция, Великобритания, Польша, Испания, Румыния и другие страны направят в Афганистан в общей сложности от 2000 до 2500 военнослужащих, однако, по словам военного командования в Афганистане, в ближайшее время ему может понадобиться две-три бригады, то есть около 10000 военнослужащих. Разницу придется покрывать Соединенным Штатам.

Американские представители делают вид, что все в порядке, заявляя, что "независимо от ситуации в Ираке" Вашингтон не намерен отказываться от урегулирования ситуации в Афганистане. Но у этого вопроса есть и другая сторона - финансовая. Сейчас операции в Афганистане обходятся американским налогоплательщикам в 100 миллионов долларов США в день, что составляет 36 миллиардов долларов в год. И, потратив с 2001 года, когда началась война в Афганистане, 127 миллиардов долларов, Америка так и не приблизилась к решению этой проблемы.

В дополнение ко всему, ситуация на политической шахматной доске претерпевает значительные изменения. Сделанное на бухарестском саммите президентом Узбекистана Исламом Каримовым предложение о возобновлении деятельности контактной группы в формате "шесть плюс два" является тому подтверждением. В данном случае примечателен тот факт, что группа "шесть плюс два" действовала в 1997-2001 годах под эгидой Организации Объединенных Наций и преследовала целью примирение талибов и Северного альянса. В нее входили Китай, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Пакистан, а также США и Россия.

Каримов предложил, что группа "шесть плюс два" в расширенном составе, включив в себя НАТО, должна выработать план действий, который привел бы к установлению мира в Афганистане. Любопытно, что в тот момент, когда он выступал перед лидерами стран-членов НАТО в Бухаресте, представитель Северного альянса сообщил в Кабуле, что Северный альянс начал секретные переговоры с талибами. "И мы и они мусульмане, и мы и они афганцы, и мы недовольны деятельностью нынешнего правительства", - заявил он. Кроме того, он дал понять, что НАТО является посторонней для его страны организацией.

Предложение Каримова покажется привлекательным многим членам НАТО, которые со скептицизмом относятся к американской так называемой "всеобъемлющей стратегии" в отношении войны с террором и которые хотели бы выйти из этой войны. (Немецкое издание Der Spiegel сообщило, что в Бухаресте в проводившихся за закрытыми дверями обсуждениях фигурировал один немецкий документ, посвященный "стратегии выхода".) В любом случае, Вашингтон будет недоволен тем, что выдвинутое Узбекистаном предложение преследует целью усиление роли стран Центральной Азии (а также России и Китая) в войне НАТО в Афганистане.

Следует отметить, что Москва стремится именно к этому. Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко сказал на прошлой неделе агентству "Интерфакс", что Россия стремится к углублению сотрудничества с НАТО в вопросах Афганистана, однако этого не произойдет, если "стороны не будут принимать во внимание законные интересы друг друга в сфере безопасности". В данном случае "уступок нет и быть не может", добавил он.

Соглашение с Россией о транзите касается, судя по всему, только продовольствия и невоенного имущества НАТО. Но это значит, что, как сказал солдат из пьесы Джорджа Бернарда Шоу "Оружие и человек", шоколад важнее боеприпасов. Грушко справедливо ожидает, что европейские члены НАТО - и даже Вашингтон - оценят добрую волю России. Пока этого не произойдет, Москва не будет говорить, кто проиграл, а кто выиграл на саммите в Бухаресте.

М. К. Бхадракумар - более 29 лет служил дипломатом в Министерстве иностранных дел Индии, в том числе занимая посты послов Индии в Узбекистане (1995-1998 гг.) и в Турции (1998-2001 гг.).

INOSMI


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение