Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Готов ли народ Кыргызстана к парламентской форме правления

24 Августа 2010

Автор:

Теги:




Ситуация в Кыргызстане в настоящее время несмотря на предпринятые меры стабилизации продолжает оставаться сложной. Риск возникновения новых волнений, объясняется, достаточно слабыми возможностями Временного Правительства по контролю над внутриполитической обстановкой.

Углубление противоречий внутри страны, в том числе между старой и новой оппозицией неизбежно сказывается на общей политической ситуации. В целом можно выделить несколько основных проблем, от решения которых, будет зависеть эффективность самого правительства.
Во-первых, это наличие, а на данном этапе обострение межэтнических противоречий. Все это ставит вопрос о сохранении рисков возникновения регулярных вспышек насилия с высокой степенью неуправляемости.
Во-вторых, ситуация осложняется наличием разногласий внутри самого Временного Правительства, что сказывается при распределении ключевых постов в составе уже нового правительства. В такой ситуации, многое будет зависеть от того, насколько Роза Отунбаева успешно справиться с задачей посредничества между различными политическими силами внутри правительства, для проведения необходимых реформ и политического обновления страны.

В-третьих, для нынешних властей Кыргызстана достаточно важной остается поддержка извне и новые лидеры стремятся получить максимум дивидендов от всех потенциальных союзников. Хотя сама внешняя политика в ее концептуальном виде (с пониманием целей, возможностей, характера отношений с ключевыми игроками) вообще отсутствует, а решения внутренне крайне противоречивы. Например, с одной стороны, представители Временного Правительства ведут переговоры с США о предоставлении гуманитарной помощи, и такая помощь предоставляется. Однако с другой стороны, заместитель главы временного правительства республики Азимбек Бекназаров потребовал от США и Великобритании выдачи Максима Бакиева. В противном случае, по его утверждению, будет закрыт транзитный центр "Манас", имеющий для США стратегически важное значение для кампании в Афганистане.

Россия, в свою очередь, несмотря на политическую поддержку Временного Правительства Кыргызстана, сразу после революции, начала придерживаться более осторожной тактики, исключая возможность военного вмешательства. К тому же выступая перед журналистами на встрече "большой двадцатки" в Торонто, Президент РФ Дмитрий Медведев скептически отнеся к перспективам преобразования Кыргызстана в парламентскую республику.

Новая Конституция ограничивает президентскую власть в пользу парламентской системы. Кыргызские власти в пользу парламентской формы правления, говорят о не допущении проявления авторитаризма. Однако, на наш взгляд, в нынешней ситуации в Кыргызстане предпосылок к переходу на парламентскую форму правления не существуют. Парламентская демократия эффективна там, где хорошо функционирует экономика, где политики способны идти на компромиссы, как между собой, так и с народом. Сам народ должен быть готов к такой форме правления, а в реальности на референдуме население, уставшее от беспорядков, выступило в поддержку не, сколько новый Конституции, сколько именно государства и стабильности. Суть самой Конституции, ее содержание и дискуссия по наиболее важным статьям отошла на второй план.
Большие сомнения вызывает и создание адекватного парламента с полноценным представительством всех слоев населения многонациональной республики. Несмотря на многочисленность партий, сама партийная система в Кыргызстане развита весьма слабо. В Минюсте Кыргызстана зарегистрировано более 156 политических партий, в большинстве своем весьма малочисленных, лишь 6-7 партий представляют реальную силу и имеют относительно внятные программы. При этом сохраняется высокая вероятность возникновения споров и разногласий между ними. Уже сейчас ясно, что в новом парламенте создать правящую коалицию будет очень непросто. И как показала история последних пяти лет, в Кыргызстане законодательные процедуры, в том числе референдум, не способны сами по себе решать какие-либо внутриполитические проблемы. В этой связи вполне понятны сомнения, относительно того, как будет реализовываться идея парламентской республики. Кроме того, опасения общественных беспорядков продолжают сохраняться, в таких условиях большую популярность могут получить лидеры, основывающие свою кампанию на харизматическом и категоричном стиле управления, обещающем торжество закона и порядка.

Аслан Джумаханов
01.aslan@mail.ru
Источник - ЦентрАзия

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение