Несмотря на сокращение официальных сроков кампании по местным выборам с 90 до 50 дней, для многих ее участников нынешняя избирательная кампания фактически стартует со следующей недели. То есть, традиционно - за 90 дней. Информация о том, что со 2 августа то одна, то другая партия намерены вступить в активную фазу предвыборной борьбы, периодически появлялась на протяжении всего июля. Это не считая того, что несколько "передовиков" вошли в эту реку немедленно после принятия нового закона о выборах. Вплотную приблизившись к "контрольной" 90-дневной отметке, самое время оценить - с какими новыми разработками подошли участники кампании к активной фазе выборов. Косметический ремонт старого велосипеда С точки зрения развития политической системы, любые выборы могут оцениваться как сумма новых составляющих, обуславливающих получение качественно нового результата и продвижения в политической эволюции. В украинских условиях этот комплекс новых факторов перед каждым волеизъявлением народа традиционно "усыхает" до изменения условий проведения выборов. Причем изменений, происходящих непосредственно накануне самого волеизъявления. Это уже превратилось в некую "фирменную" отличительную черту отечественных законодателей. Напрасно ОБСЕ и другие западные институты раз за разом призывают украинские власти воздержаться от пересмотра правил игры перед самими выборами. Не говоря уже об изменениях этих правил непосредственно во время выборов - как это было между первым и вторым турами на последних президентских выборах. Такие изменения неуклонно происходят. И в отечественной политике новизна выборов раз за разом определяется суммой двух составляющих: 1) как изменила условия выборов доминирующая группировка во власти и 2) как отреагировали на эти изменения остальные участники выборов. Эти две составляющие и составили суть новшеств, с которыми уже традиционно подошли к началу выборов-2010 все игроки кампании. Упустив "и между прочим, и между делом" шанс для комплексного реформирования политической системы. Как пояснил директор Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций, "невозможно принять нормальный закон о местных выборах, не принимая во внимание его место в общем контексте реформирования и оптимизации деятельности политической системы. Сегодня до сих пор не поставлен на политическом уровне вопрос о возврате к реформированию политической системы. У нас фактически происходит самозамыкание политической системы и невозможность проникновения в нее новых политических сил. Принятый закон о местных выборах-2010 этому способствует. Закон скорее принят по инерции, а не из соображений видения стратегии реформирования политической системы. Кроме того, он неадекватно реагирует на новый расклад политических сил в обществе". С учетом нежелания власти комплексно реформировать политическую систему, качественное изменение традиционной парадигмы выборов по-украински возможно было разве что за счет включения в качестве третьего основного вектора внешней составляющей. А именно - жесткого требования МВФ поднять коммунальные тарифы перед самыми выборами. В случае выполнения этого требования, полученные избирателями до проведения выборов коммунальные счета с новыми тарифами стали бы важнейшей мотивацией для голосования. Но власть умудрилась и МВФ угодить - тарифы НКРЭ успела формально поднять до решающего сегодняшнего (28 июля) заседания совета директоров Фонда по траншу для Украины. И свои электоральные перспективы максимально соблюсти - платежки с новыми счетами придут к украинцам сразу после 31 октября, поскольку тарифы будут на практике повышены лишь с 15 октября. Нивелировав тем самым эффект новизны от проекта "Подъем тарифов в разгар выборов", власть оставила в игре две традиционные составляющие: радикально переписала правила выборов под себя и заставила других участников играть в заданных рамках. Тройка призеров забега Поэтому, если составить рейтинг новшеств, привнесенных в развитие политической системы Украины на этапе подготовки к местным выборам-2010, то с большим отрывом на первом месте окажется пакет законодательных новелл от Партии регионов. Операция "Инновация" от ПР прошла в два этапа. Первый - отмена выборов, намеченных на 30 мая. Второй - организация проведения выборов 31 октября по новым правилам. Основные новеллы "под Регионы" были продавлены в пакете: смешанная система выборов, невозможность самовыдвижения для кандидатов, отказ от блоков. Суммарно эти нововведения направлены на достижение двух основных целей: обеспечение максимального результата ПР на выборах и минимизация рисков успешного выступления конкурентов. В первую очередь, конечно, БЮТ. "В результате таких изменений влияние оппозиции в местных советах уменьшится минимум в полтора раза, - прогнозирует политолог Владимир Фесенко. - Нынешние слабые рейтинги нанесут оппозиции первый удар, а второй - и решающий - нанесет "мажоритарка": отдельные депутаты более независимые от партий, которые их выдвигают, и более склонны к сотрудничеству с властью". Для самой ПР, завершившей принятием новых правил проведения местных выборов первый тур по выстраиванию вертикали власти под себя, выборы станут тестом на "профпригодность" построенного. "Команде Януковича удалось оперативно создать административную вертикаль из чиновников и силовиков, которые могли бы обеспечить Партии регионов победу на местных выборах, - заявил политолог Виктор Небоженко. - Но способна ли "вертикаль Януковича" работать так же эффективно, как "вертикаль Кучмы" в 2002 году? Думаю, даже для президента Украины ответ не является очевидным, поэтому выборы станут "разведкой боем". Януковичу важно проверить может ли все эта машина выполнять конкретные задания, а не только выкачивать деньги", - отмечает политолог, руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. Второе место в рейтинге новшеств займет новая для Украины идея праймериз от "Сильной Украины" Сергея Тигипко. Официальная задача - привести новых лидеров во власть. "Проводя предварительные партийные выборы, мы хотим оценить потенциал кандидатов от нашей партии. Дело не в том, чтобы поставить "нужных" людей. Мы хотим знать, кто сегодня пользуется реальным доверием на местах. Мы ищем новых лидеров", - пояснил Тигипко. Но помимо задачи привлечения в партию ЛОМов (лидеров общественного мнения, работа с которыми является неотъемлемой частью любой избирательной кампании), организация праймериза в "Сильной Украине" - это еще и попытка отреагировать на "красные флажки", выставленные по избирательному полю регионалами. Ведь у бронзового призера президентских выборов нет возможности пойти на выборы с именным блоком - ему необходимо с помощью праймериз раскрутить бренд своей партии. Да еще и попутно привлечь новых сторонников, действительно авторитетных в своих регионах. Электоральное ядро "Сильной Украины" заместитель Тигипко по партии Кость Бондаренко оценил так: "Это, прежде всего, представители интеллигенции, малый и средний бизнес, то есть мыслящая часть общества. Они как раз избирают не тех, кто громкими заявлениями сотрясает воздух, а кто реально работает". Комментируя перспективы идеи праймериз в Украине, политолог Дмитрий Выдрин отметил: "Тигипко как банкир и человек, исповедующий западные взгляды и ценности понимает: что хорошо работает в цивилизованном мире должно работать и в Украине. Поэтому он выдвинул гипотезу: если механизм работает хорошо в Голландии, Бельгии, Англии, то он должен хорошо работать и в Украине. И пытается этот механизм цивилизованного политического пространства перенести на полуцивилизованное пространство Украины". На третьем месте в рейтинге новинок - обещание-угроза коммунистов призвать население к массовым акциям протеста в случае повышения коммунальных тарифов. Новизна в том, что, будучи частью правящей коалиции, КПУ грозит коллегам организовать акции протеста против действий власти, органичной частью которой она является. И "бить горшки" с которой она не собирается. Умудренная опытом лавирования между своими избирателями и властью, Компартия по примеру своих старших коллег по коалиции смогла достичь двух целей: и электоральную динамику сберечь, и власти правильно все объяснить. Для избирателей - решение президиума ЦК партии: "Компартия Украины оставляет за собой право призвать население к акциям протеста против повышения цен на коммунальные услуги. Правительство ставит проблемы тарифной и ценовой политики в прямую зависимость от интересов олигархических кланов и зарубежного капитала". Имеется ли в виду необходимость погашения долгов перед зарегистрированной в швейцарском кантоне Цуг компанией "РосУкрЭнерго", или другой олигархический клан - Компартия не уточняет. Для власти - через три дня после решения президиума спикер коммунистов Александр Голуб четко пояснил стратегию КПУ: "Фракция Коммунистической партии не рассматривает возможность выхода из парламентской коалиции в Верховной Раде из-за повышения коммунальных тарифов. Работая в коалиции, сотрудничая с правительством, мы имеем больше возможностей повлиять положительно на развитие этой ситуации, поэтому мы будет стараться максимально решать этот вопрос". Остальные участники выборов, по всей видимости, также заготовили новые, нестандартные ходы кампании. Этого требуют не только изменившиеся условия собственно проведения кампании. Но и, как указал политолог Владимир Лупаций, новый расклад политических сил в обществе. Увидеть стратегии этих сил в действии оценить их можно будет уже в активный 90-дневный период кампании. |