Встречей в Алматы недовольны обе стороны

Дата:

Только обоснования этому у армян и азербайджанцев разные

"У нас были большие ожидания от встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Алматы, но, к сожалению, она не дала ожидаемого результата по причине неконструктивной позиции армянской стороны", - заявила вице-спикер парламента Азербайджана Бахар Мурадова официальному сайту правящей партии "Ени Азербайджан". "Данная встреча проходила при участии глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, что придавало ей большую значимость. Однако армянская сторона сделала все возможное, и блокированием принятия итогового заявления вновь показав свою неконструктивность, снизила значение этой встречи. В то же время присутствие в повестке дня этого вопроса и принятие заявления глав МИД стран-сопредседателей по этой проблеме является положительным фактором", - сказала она.

"Сегодня вопрос стоит таким образом: хочет ли Азербайджан реального решения карабахской проблемы или использует переговорный процесс для представления своих, отрешенных от реальности желаний, в качестве предмета переговоров", - такой коммент выдал вчера в программе "Путь" армянского телеканала "Ар" пресловутый заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. "Необходимо понять, осознают ли в Азербайджане, что для решения проблемы нужны определенные компромиссы, или намерены продолжать руководствоваться принципами "все или ничего" или "все или война"? Если они надеются, что армянская сторона поддастся этому шантажу, то этого не будет. Для нас ясна силовая политика решения проблемы, которой руководствуется Азербайджан с самого начала - начиная с Сумгаитских, Бакинских погромов, этнических чисток в Карабахе. Подход не изменился. И это при том, что проиграв в этой войне, Азербайджан сам просил соглашения по режиму прекращения огня", - заявил замминистра ИД.

По его словам, если Баку будет продолжать вести себя в том же духе, то это означает, что азербайджанской стороне необходимо сохранение статус-кво в регионе. Кочарян заметил, что, заявляя о своем согласии по Мадридскому документу, азербайджанская сторона, в действительности, согласна лишь с одним из принципов документа - с территориальной целостностью, да и то с собственной трактовкой этого пункта. По мнению замглавы МИД Армении, Баку получил соответствующий ответ на такое поведение в виде заявления глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Алма-Ате. "Нельзя заявлять о согласии с одним или двумя принципами документа. Ты должен идти вперед, опираясь на все принципы как единое целое", - отметил он. Комментируя высказывания различных политических деятелей и экспертов о приоритетности принципов территориальной целостности или права нации на самоопределение для международного сообщества, Кочарян напомнил, что ООН рассматривает принцип территориальной целостности, как средство для достижения основных целей организации, одной из которых является самоопределение наций. "Если бы после Второй мировой войны принцип территориальной целостности действовал как приоритетный, стран-членов ООН сегодня было бы в 3,5 раза меньше", - добавил он.

Замминистра также выразил удивление касательно надежд Азербайджана на то, что Европа и международное сообщество почему-то отвернутся от Армении и примут его сторону: "Возникает вопрос, ради чего, ради нефти? Страна-член Совета Европы, в которой власть переходит по наследству от отца к сыну, да еще и данный принцип закрепляется в законодательстве страны, - в этом суть европейских ценностей?" "В отличии от Азербайджана, который все свои планы строит на основе нефтяных запасов страны, Армения, при достаточно скудных природных ресурсах, смогла создать стабильные основы для развития, независимо от внешних проблем", - заявил он.

"Алматинская встреча глав МИД Армении и Азербайджана закончилась практически ничем", - высказался дипломат и политолог Расим Агаев, комментируя итоги встреч главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Эдварда Налбандяна в Казахстане.

"Если до встречи многие эксперты полагали, что может быть принято совместное коммюнике, которое хоть как-то реанимирует процесс, то ход дискуссии и это отверг. Единственное, что удалось сторонам, это узнать текущую позицию сторон "из первых рук". Армения выбрала свою тактику на переговорах, и суть ее проста. Ее устраивает status-quo, и они всеми силами стараются затянуть переговоры и будут, по всей видимости, продолжать эту линию. Того же самого нельзя сказать об Азербайджане. Все наши усилия направлены на достижение хоть какого-либо реального продвижения переговоров" - отметил политолог. Касаясь предложения Минской группы ОБСЕ, озвученного главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, о возвращении двух оккупированных Арменией азербайджанских районов в течение 5 лет, Р.Агаев подчеркнул, что "это всего лишь желание, на которое может согласиться Баку, но нет никакой гарантии того, что Армения пойдет на это. Ереван может требовать 20, 15, 7 лет... в конце все же согласится на 5, но все равно, потом может "убежать" от договоренности. Поэтому глава МИД Азербайджана отметил тот факт, о котором еще более 100 лет назад писал Величко, отметивший, что армяне - это очень сложные переговорщики. Их очень сложно усадить за стол переговоров, а когда это все-таки удается, то они начинают лавировать, тянуть, находить каких-то покровителей, а в случае договоренности могут отказаться от своих слов. Вот с такими переговорщиками Баку приходится иметь дело. Самое главное, что Еревану потакают в Москве, Вашингтоне и Брюсселе. Ничто не подталкивает Армению на компромиссы". "С другой стороны, США намного больше, чем карабахский конфликт, интересует иранская и афганская проблема. В этом отношении Азербайджан имеет стратегическое значение для Вашингтона. Являясь северным соседом Ирана, Азербайджан к тому же может обеспечить бесперебойное снабжение американских войск в Афганистане, посредством своего воздушного пространства. Но Вашингтон чувствует, что нерешенность карабахской проблемы создает для него существенные проблемы в решении своих стратегических задач. Поэтому для Баку складывается удачная атмосфера для того, чтобы "выторговать" для себя дивиденды от помощи американцам", - заключил Р.Агаев.

По мнению политолога Расима Мусабекова, посредники благоволят армянам, и не совсем объективны и беспристрастны. Но это по его мнению не удивительно, так как самая влиятельная армянская диаспора сосредоточена именно в США, Франции, России и, несомненно, оказывает воздействие на политику и позицию этих стран в карабахском конфликте. "Что же касается их призывов к отказу от применения силы в решении армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха, то это обычная практика в подобных случаях. Мы сами в аналогичной ситуации делали бы такие призывы. Действительно, Устав ООН признает право стран, подвергшихся агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону. Но, к сожалению, Совет Безопасности ООН не признал впрямую Армению агрессором. Кроме того, ООН была создана как инструмент поддержания мира и международной безопасности, и поэтому его базовым, системообразующим принципом является мирное решение всех споров и конфликтов. Так что, удивляться поведению сопредседателей Минской группы и международного сообщества не следует", - считает политолог. Тем не менее, по мнению Мусабекова, при наличии воли у лидеров конфликтующих сторон и держав-посредников продавить мирное урегулирование все еще возможно.

Известный армянский политолог Степан Григорян признает, в свою очередь, что "действительно, значительная часть политической и общественной элиты Армении достаточно скептически относится к Мадридским принципам (да и иным вариантам урегулирования карабахского конфликта). Возможно, среди них есть политики и общественные деятели, которые вообще не склонны к компромиссам, либо ждут, когда "закончится" азербайджанская нефть - но, уверен, они составляют меньшинство. Очевидно, что большая часть армянской политической и общественной элиты негативно относится к предложенным (в том числе МГ ОБСЕ) вариантам урегулирования карабахского конфликта по достаточно понятным и прозаическим причинам. Действительно (уверен, они так и думают!), о каком мирном решении карабахского конфликта может идти речь, если мы и жители Нагорного Карабаха почти каждый день слышим угрозы из Баку. Многие не верят и в то, что миротворцы, введенные в регион карабахского конфликта (пока даже не ясно из контингентов миротворческих сил каких стран они будут?), смогут эффективно обеспечить безопасность армян НК после вывода сил самообороны с территорий вокруг НК".

"Я не жду каких-либо позитивных результатов в плане справедливого урегулирования карабахского конфликта после алматинской встречи", - заявил вчера заместитель председателя партии "Вахдат" Видади Фараджев, комментируя состоявшуюся в рамках неформальной встречи министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ в Алматы встречу глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна. "Я не жду позитивных результатов в дальнейшем, так как страны-сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ, призванной справедливо урегулировать карабахский конфликт, продолжают поддерживать агрессора-Армению. До тех пор, пока они будут ее поддерживать, Армения будет избегать достижения согласия. США финансируют Армению, армянских сепаратистов. Поддерживают Армению и Франция с Россией. И какое государство после этого добровольно деоккупирует земли другой страны? До тех пор, пока страны-сопредседатели МГ ОБСЕ не надавят серьезно на Армению, она продолжит свою оккупационную политику", - сказал он. Функционер партии подчеркнул, что международное сообщество должно заставить Армению уважать и выполнять резолюции ООН, принятые в отношении справедливого урегулирования карабахского конфликта. "ООН приняла 4 резолюции, призвав Армению деоккупировать захваченные азербайджанские территории. Но Ереван до сих пор их не выполнил. С другой стороны, США говорят о резолюции ООН, принятой в отношении Ирана. А почему тогда США не вспоминают о резолюциях, принятых ООН в отношении справедливого урегулирования карабахского конфликта?", - подчеркнул В.Фараджев. "Страны-сопредседатели МГ ОБСЕ не ставят разницы между пострадавшим от агрессии Азербайджаном и агрессором-Арменией. Поэтому карабахская проблема и не решается", - сказал он.

По словам представителя партии "Вахдат", мировое сообщество должно надавить на Армению. "Мировые державы должны заставить Армению выполнить резолюции ООН. Им необходимо наложить серьезные штрафные санкции на Армению. Также необходимо ввести временной лимит, в течение которого Ереван обязуется вывести свои оккупационные войска с захваченных азербайджанских территорий. В течение этого временного лимита Армению никто не должен поддерживать. Лишь тогда Армения сделает все необходимое для справедливого урегулирования карабахского конфликта. В настоящее же время все помогают Армении, и поэтому она ни в чем не нуждается", - заявил В.Фараджев. "Если Армения оккупировала наши земли силовым путем, то и нам необходимо вернуть свои земли так же", - резюмировал функционер партии.

Р.ОРУДЖЕВ

№ 128(2330) Ср., 21 Июля 2010
Источник - Эхо

Поделиться:

Дата: