Таджикские женщины занимаются политическим исламом

Дата:



Рухшона Ибрагимова



Саломат Халилова (слева) обучает девочек-подростков Корану и арабскому языку. [Рухшона Ибрагимова]


ДУШАНБЕ – В то время как женщины в Таджикистане ищут свою роль в исламе, многие борются с ролью ислама в современном обществе.




«Те, кто говорит, что женщины в исламе - необразованные и забитые существа, ошибаются», - говорит 24-летняя Зумрат Саидова, член Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).


Ей не разрешали сдавать государственные экзамены в университете, пока она не сняла хиджаб, говорит она. Закон «О религии и религиозных организациях», принятый в марте прошлого года, запрещает молиться на рабочем месте, в военных и других светских заведениях. Министерство образования Таджикистана также запрещает девочкам и женщинам носить хиджаб в школе.


«Мы живем в светском государстве, и учащиеся обязаны придерживаться этого, - сказал анонимный источник в Министерстве образования. - Они могут носить хиджаб в свободное от учебы время, но в стенах учебных заведений студенты не должны выделяться на фоне других. С таким же условием мы ввели обязательную форму в общеобразовательных школах».


Профессор Бахриддин Камолиддин из Таджикского национального университета поддерживает решение правительства.


«Я поддерживаю ношение формальной одежды женщинами и мужчинами во время учебы и на работе, - говорит он. - Это практикуется по всему миру. Нам нужно двигаться вперед, а не назад. Мне не нравится, когда на 3-летних и 4-летних девочек одевают хиджаб».


Однако Саибова считает ношение хиджаба способом выражения свободы женщин.


«В современном исламе женщины образованы, самодостаточны и знают свои права и обязанности, - говорит она. - И мы стараемся доносить до людей именно трактование современного ислама».


Зухра Мирзодавлатова носит хиджаб добровольно, как и Саидова. Она носит его с замужества.


«Мой муж не настаивал на том, чтобы я стала носить хиджаб или паранджу, - говорит 23-летняя Мирзодавлатова. - Он сам из светской семьи».


22-летняя Саломат Халилова преподает детям арабский язык. Она не смогла найти работу в светских структурах, потому что носит хиджаб.


«Я по образованию экономист..., но никуда меня не взяли на работу. Говорили, сними садр, будешь работать», - рассказывает она.


Споры по поводу ношения хиджаба - это только один аспект противостояния религии и государства, считает политолог Саймиддин Дустов.


«Большой энтузиазм масс по поводу религии в авторитарных государствах - это форма протеста, - говорит он. - Теперешнее руководство страны стремится сохранить свою власть, и, с его точки зрения, возрождение ислама наносит вред. Сейчас оно инициировало ряд мер, чтобы контролировать религиозную составляющую страны».


«По моим данным, когда ввели запрет, во всех университетах страны хиджаб носили только 26 студенток, - сказал он. - Стоило ли из-за этого начинать этот бардак, подрывать нашу инвестиционную репутацию в исламских странах и на Западе?»


Запрет, скорее всего, будет временным, считает глава Отдела культуры и член комитета планирования ПИВТ Зарафмо Худжаева.


«Несмотря на то, что у нас светское государство, наше общество остается мусульманским, потому что более 98% населения исповедуют ислам. И нас поддерживают», - говорит она.


Ношение хиджаба - это необязательный компонент в исламе, говорит теолог Умарали Назаров.


«Для того чтобы соблюдать шариат, не обязательно носить хиджаб или паранджу, - говорит он. - Достаточно носить традиционную одежду нашего народа, так как она закрывает части тела, которые должны быть закрыты по исламским канонам».


Но один чиновник с ним не согласен.


«Вы послушайте проповеди (муллы), и если ПИВТ уверяет, что по исламу женщина и мужчина равны, то наши муллы говорят совсем другое, - говорит источник в Государственном комитете национальной безопасности. - Более того, была уже однажды попытка построить в республике исламское государство, к чему все это обернулось? Вспомните, с чего началось гражданское противостояние».

Интерпретация ислама, которая угнетает женщин, - неправильная интерпретация, говорит Худжаева.


«Чтобы понять ислам в том виде, в котором он в действительности существует, необходимы дополнительные знания, - считает Худжаева. - Человек необразованный, получив самые незначительные знания об исламе от мулл, хранит их как стеклянный шар, и готов на любого броситься с кулаками, чтобы защитить свой ислам, то учение, которое ему вбили в голову не всегда правильно трактующие религию муллы».


«Также верующим некоторые необразованные муллы дают неправильное представление о положении женщин в исламе», - говорит Худжаева. Роль женщин в исламе нужно объяснять верующим в мечетях после каждой пятничной молитвы, считает духовный лидер Ходжа Акбар Тураджонзода.


«Скоро на таджикском языке выйдет моя книга «Положение женщины в исламе», - говорит Тураджонзода. - В ней подробно излагаются позиции ислама по всем аспектам прав женщин... Она будет полезна как для женщин, так и для мужчин, а также для тех, кто придерживается светского образа жизни».

http://www.centralasiaonline.com/cocoon/caii/xhtml/ru/features/caii/features/main/2010/07/19/feature-02

 

Поделиться:

Дата: