В отношении экспорта из РФ действуют 93 ограничительные меры в 22 странах

Дата:

В отношении экспортаиз РФ действуют 93 ограничительные меры в 22 странах

 

В отношении российских товаров по состоянию на 1 мая 2010года действуют 93 ограничительные меры, применяемые иностранными государствамидля защиты своего внутреннего рынка, говорится в опубликованном докладеМинэкономразвития об условиях доступа на зарубежные рынки.

 

Максимальное количество ограничительных мер былозафиксировано в 2001 году - 126 ограничений, минимальное количество запоследние 10 лет наблюдалось в 2007 году - 84 меры (в 2008 году - 100 мер, в2009 году - 93 меры). В том числе по состоянию на 1 мая действует 40антидемпинговых мер, 8 специальных защитных мер, 45 мер нетарифногорегулирования торговли, включая меры административного регулирования.

Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 6 специальныхзащитных расследований, а также 7 пересмотров введенных ранее антидемпинговыхмер.

 

Ограничительные меры в отношении российских товаровприменяют 22 государства: Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан,Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова, Туркменистан,Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Республика Корея, а такжестраны-члены ЕС как единый таможенный союз.

 

Максимальное количество ограничительных мер действует вБелоруссии (22 меры), ЕС (17 мер), на Украине (10 мер) и в США (9 мер). Наибольшееколичество ограничений выявлено в отношении металлопродукции (28 ограничений),химической продукции (14 ограничений) и минеральных удобрений (7 ограничений)

 

Наиболее известными и широко применяемыми нетарифнымиограничениями являются антидемпинговые меры, что объясняется их предметной направленностьюи эффективностью, достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, атакже тем, что они могут применяться на выборочной основе против конкретногоэкспортера по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на торговыепотоки. Максимальное количество антидемпинговых мер против товаров российскогопроисхождения действует в ЕС (9), затем в США (6), Китае (6) и Мексике (4). На остальныестраны - Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Канада, Перу, Таиланд,Турция - приходится по 1-3 меры.

 

Из государств-участников СНГ этим инструментом регулированияимпорта активно пользуется только Украина. Так, на Украине по состоянию на 1мая 2010 г. действует 5 антидемпинговых пошлин. Специальные защитные мерыприменяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менеегибкими и точечным. "Кроме того, поскольку правилами международнойторговли признается, что данный инструмент не является средством устранениянедобросовестной конкуренции, а служит для временного законного протекционизма отечественныхотраслей, не выдерживающих нормальной конкуренции с возросшим импортом,страны-члены ВТО имеют определенные ограничения по его применению, выражающиесяв необходимости при определенных условиях предоставления тарифной компенсациидля сохранения эквивалентного уровня уступок и других обязательств между ним идругими членами ВТО, экспорт из которых был затронут предлагаемой специальнойзащитной мерой", - говорится в докладе.

 

"Наиболее чувствительными для российского экспортаявляются меры, принимаемые Украиной", - отмечают в Минэкономразвития. Так,в настоящее время действуют 5 специальных защитных мер и проводятся 4 новых расследования."Основной проблемой при проведении Украиной специальных защитных расследованийявляется субъективизм принятия решений о наличии причинно-следственной связимежду импортом и ущербом (угрозой ущерба) национальной отрасли промышленности,когда серьезные проблемы отечественных производителей автоматическиприписываются импорту, который на этом основании ограничивается", -говорится в докладе.

 

Наибольшее количество мер административного характеравыявлено в государствах-участниках СНГ, и в первую очередь в Белоруссии. Однимиз самых распространенных барьеров на пространстве СНГ является применение дифференцированныхставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяютсяставки акциза существенно выше, чем в отношении отечественной продукции."Такое применение косвенных налогов, по своей сути, является мерой,эквивалентной таможенной пошлине, и нивелирует договоренности о режимесвободной торговли", - отмечают в министерстве.

 

С 2000 года Минэкономразвития проводит работу по развитиюсистемы идентификации и последующей либерализации барьеров на пути доступа российскихтоваров и услуг на зарубежные рынки. В докладе приводятся данные, что врезультате работы Минэкономразвития по экспертным оценкам суммапредотвращенного ущерба составила в 2000-2002 годах порядка $100 млн, в 2003году - $470 млн, в 2004 году - $860 млн, в 2005 году - $425 млн, в 2006 году -$500 млн, в 2007 году - $800 млн, в 2008 году - $870 млн, в 2009 году - $700млн.

 

В докладе также отмечается, что за последние два десятилетияв международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностраннымигосударствами мер нетарифного регулирования с целью защиты уязвимых отраслейнациональной экономики. "Во многом это связано с либерализацией тарифнойзащиты в рамках присоединения или членства стран к ВТО. Список нетарифных мердовольно обширен. Согласно классификатору нетарифных мер, разработанномуЮНКТАД, нетарифные меры включают в себя технические стандарты, санитарные и фитосанитарныестандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другиеразрешения, мониторинг импорта и прочее", -говорится в обзоре.

 

В Минэкономразвития отмечают, что по различным оценкамнетарифные меры, начиная со второй половины 80-х годов, охватывают от 18% до30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют такого родаограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции,25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее времянетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.

Поделиться:

Дата: