Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ЕНТ 2010: Рейтинги все портят

2 Июля 2010

Автор:

Теги:


 

Главной целью внедрения Единого Национального Теста(ЕНТ) являлось искоренение субъективности в оценках школьника преподавателями.Это должно было привести к снижению общего уровня коррупции в средних школахКазахстана и улучшению качества образования. Теоретически, такой подход кажетсярациональным и логичным. Результат оценивается компьютером, и такое понятие как«человеческий фактор» должен бы быть минимальным. Однако, взяточничество можети снизилось с использованием ЕНТ, но на практике происходит искажение ключевыхцелей данной системы оценки.

С 4 по 10 июня Министерством Образования Казахстанабыло проведено Единое Национальное Тестирование (ЕНТ), направленное на оценкузнаний у учащихся средних школ республики. По данным министерства, втестировании приняли участие 107 543 выпускника. Средний балл пореспублике составил в этом году 84, 84 из 125 возможных, и 43 выпускника в этомгоду смогли набрать максимальные баллы.

Министерством была проделана огромная организационнаяработа – 154 пункта приема ЕНТ по всей республике, 105 – в сельской местности,49 – в городах. При этом, в этом году организация ЕНТ была более эффективной,что, видимо, позволило г-ну Туймебаеву сделать вывод о «хорошей отработанноститестирования на пространстве СНГ».

Однако, с 2004 года проведение тестированиясопровождается если не скандалами, то упреками и обвинениями в адресМинистерства Образования Казахстана. Оно и понятно. От количества набранныхбаллов зависит дальнейшая судьба учащегося – высокий результат необходим дляполучения государственных грантов на обучение в вузах страны.

«Поводом к моему запросу послужили письма многихучителей, которые пишут в письме о том, что результаты ЕНТ обычно озвучиваютсяв день сдачи ЕНТ. Но что касается Южно-Казахстанской области, в районах этойобласти в тот же день результаты ЕНТ не озвучиваются, они озвучиваются намногопозже», – выразилсвое беспокойство в своем запросе на имя г-на Туймебаева депутат Мажилиса Халмурадов.Это обстоятельство, по мнению депутата, говорит о «недобросовестной работе»областных комиссий.

Проблема в том, что по итогам ЕНТ составляется своегорода рейтинг областей. Министерство сообщает, что в этом году, например, самыйвысокий средний балл у учащихся Астаны (97,43 балла), а следом идут Павлодарскаяобласть (94, 36), Восточно–Казахстанская (93,29) и так далее Получается, чтообщий балл учащихся является индикатором качества работы средних школ по тойили иной области. Более того, это служит оценкой деятельности региональныхУправлений Образования.

Составление рейтингов приводит к негативнымпоследствиям. Вроде бы мониторинг качества образования в школах – вещьнеобходимая. Но погоня за «объективными рейтингами» заставляет работниковотделов образования оказывать дополнительное давление на преподавателей иучащихся. В алматинских школах, например, в этом году были выявлены факты,когда преподаватели «убеждали» плохо успевающих школьников не участвовать всдаче ЕНТ, дабы не испортить показателей. В итоге, создается некая дискриминация,если это можно так назвать. Если ты «двоечник», то мы заранее знаем, что тыпровалишь тест, так зачем тебе вообще пытаться?

Социальная нагрузка ЕНТ на школьников очень велика. Отрезультата зависит многое. Идет определенный прессинг со стороны родителейучащихся. Все хотят, чтобы их любимое чадо получило желанный грант на обучениев вузе страны, что приводит  в некоторыхслучаях даже к суицидам.

Главной целью реформ г-на Туймебаева, как мне кажется,должно быть снижение социального давления на учащихся и преподавателей. Хотя,уже сейчас принимаются некоторые меры министерством – время проведение тестапродлено на 30 минут, и со следующего года предполагается внедрениедвухэтапного ЕНТ – один для аттестации в средних школах, другой – дляпоступления в вузы страны.

Однако, самое главное – это изменить подход вотношении рейтингов. С одной стороны, рейтинги кардинально не улучшают качестваобразования, с другой, совсем ими не пользоваться тоже нельзя. Думаю, министруи его коллегам из системы образования надо подумать над поиском приемлемогорешения.

Ну и последнее, у многих до сих пор имеются некоторыеностальгические чувства по советским билетам, и устойчивое недоверие к тестамвообще. В принципе, никто и  не говорит,что тесты – это самый лучший метод оценки. Но если создать надлежащий механизмработы такой системы, и обеспечить его прозрачность, то машины все-такиоценивают более объективно, и у них нет многочисленных родственников и соседей,а также неистребимого желания их всех «устроить в жизни».

 

АрманСарсенов

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение