Правительство без претензий
Часто возникает странное ощущение - если все так хорошо (если верить официальной прессе), то почему тогда все так плохо (если читать оппозиционную). Уровень жизни окружающих и их же социальное самочувствие вроде бы и выросли, но вот как-то нерадостно.
Не могу судить по другим городам, но по тому признаку, что в родной южной столице из года в год исправно асфальтируют одни и те же дороги и меняют одни и те же трубы с обязательным 2-3-месячным отключением горячей воды, можно сделать множество выводов. Либо этим вопросом занимаются исключительно непрофессиональные господа, не способные грамотно организовать работу дорожного и коммунального хозяйства. Либо эти же господа сидят на очень хороших откатах от некачественного проведения указанных работ и кровно заинтересованы ежегодно плохо асфальтировать дороги и менять трубы, а кроме того, уверены, что за это им ничего не будет. Только вот в связи с успешной реализацией "дорожной" и иных карт, развитием государственно-частного партнерства, явными успехами в борьбе с коррупцией, укреплением системы партийного контроля и дальнейшим ростом политической стабильности обе эти версии необходимо гневно опровергнуть и отринуть как гнусную клевету на нашу действительность.
Если копают, асфальтируют, отключают воду (отопление, телефон, газ, Интернет, электричество, подачу кислорода и т.д.) и повышают на них же тарифы, то значит есть такая необходимость! Может, они нефть ищут? А то ведь обидно: в Атырау, Актау, Кызылорде, Актобе, Уральске нефть есть, в Павлодаре и Шымкенте есть НПЗ, в Астане - КМГ, а чем Алматы плох?
Шеф республиканского финпола на днях сообщил, что в 2009 году выявлено более 1600 коррупционных преступлений, осуждены министр, 5 вице-министров, 7 судей, 44 акима, 58 сотрудников правоохранительных органов, 31 представитель комитета по судебному администрированию. И это не считая того, что в розыске значатся руководители ведомств, отвечающих за языковую политику, борьбу с наркобизнесом, госстатистику, госматрезерв и т.д. Тут вроде бы налицо достижения антикоррупционщиков, но эти же достижения в чуть ином ракурсе смотрятся как совершенно аховая ситуация с коррупцией во всех министерствах, ведомствах и акиматах. Казалось бы, где тут найти позитивное начало? Но если подумать, то можно додуматься и до того, что воруют ведь не где попало и что попало! Раз воруют в таких объемах и из таких важных программ, значит, государство действительно всерьез озабочено проблемами экологии, языковой политики, борьбы с наркотиками, создает для этой цели специальные ведомства, финансирует соответствующие программы и тому подобное. Главное - смотреть на вещи правильно. Разве не достижение отечественной энергетики, что два ее прежних министра очень даже недурно обосновались в Великобритании и Швейцарии?!
* * *
Типовой сценарий борьбы с теми или иными недостатками в Казахстане очень забавен. Вначале некий орган, коему поручено наблюдать и проверять (парламент, Счетный комитет, "Нур Отан"), находит некие нарушения (провал бюджета, несоблюдение законодательства, невыполнение положений очередного послания) и громогласно о них заявляет. Виновник (как правило, правительство в целом или отдельное министерство) после небольшой заминки так же громо-гласно поддерживает критику, тут же объясняя ее рядом объективных обстоятельств (конъюнктура на мировых рынках, отдельные недоработки, неожиданное наступление холодов) и указывая, что данные отдельные недостатки в целом не меняют общей глубоко позитивной картины. После этого все дружно берут на себя повышенные обязательства по их недопущению, клянутся в верности правящему курсу и под пение гимна и фанфары расходятся по домам.
Однако же любая критика со стороны воспринимается в штыки: "Вы нас тут обвиняете, а мы денно и нощно вкалываем, выполняем президентские поручения. Вы что, против политики главы государства выступаете?" Кончается тем, что любой чиновник - от министра до главспеца райсельхозотдела - начинает свято верить, что он и является личным специальным представителем по реализации указанного курса, осененного светом Байтерека, и ему и только ему даровано сокровенное знание, как этот курс проводить в жизнь на вверенном участке работы.
* * *
Или вот ситуация с итогами исполнения годового бюджета. "По сравнению с прошлым годом объемы неосвоенных средств возросли в 4,6 раза... Правительством нарушена прямая норма закона... Ослабление налогового администрирования... Вызывает серьезную озабоченность реализация инвестиционных проектов..." Это Счетный комитет сказал. Один из депутатов (причем от правящей партии и к тому же генерал-майор) заметил, что "если суммировать, это получается где-то под 800 млрд. тенге - такие нарушения и такое неисполнение закона. Если по этим цифрам рассматривать, то, думаю, мои коллеги могут отчет правительства отклонить и выразить недоверие правительству".
Такое исполнение бюджета можно было объяснить хронической неспособностью правительства грамотно спланировать макроэкономические показатели, на их основе сверстать грамотный бюджет (который бы потом не потребовалось 19 раз переделывать), создать эффективную систему управления, заполнив ее профессиональными и бескорыстными чиновниками. Будь иначе, могли бы получить запланированные показатели и радостно предъявить их населению и парламенту. Еще можно было бы констатировать полный провал административных реформ, проведенных за последние годы. Можно было бы и объяснять, и констатировать, и возмущаться, но что от этого толку?
Минфин вот увидел совершенно иную картину: "Все поручения, озвученные главой государства в посланиях народу Казахстана и предусмотренные в платформе партии "Нур Отан", предусмотренные для реализации в республиканском бюджете на 2009 год, выполнены в полной мере". А что касается нарушений, то "нами было изучено заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2008 год. Надо сказать, что и в России ситуация в какой-то степени аналогична нашей, какие-то статьи выполняются в полном объеме, другие - частично". То есть что вы нас-то обвиняете? Это ж мировая практика! (Да и если проверить точность цитат, то всегда можно сказать, что президент велел исполнить свои поручения и платформу партии, а про то, чтобы нарушений не было, не сказал. Понадеялся, может, на ответственность правительства. А раз не сказал, то и претензии не принимаются...)
Не далее как в начале марта правительство было реформировано, и были созданы новые "прорывные" министерства, а положения о них, где были прописаны их структура и полномочия, приняты только в конце мая. Казалось бы, как же так: почти два месяца государственное управление нефтью и газом, индустриальным развитием, энергетикой, информацией и связью никем и ничем толком не осуществлялось (по крайней мере, на правовой основе)! И что интересно, отрасли вполне себе функционировали и без руководящей и направляющей руки государства.
Итак, что мы имеем? Экономика функционирует при на редкость сомнительном и непрофессиональном исполнении бюджета. Министерства толком ничем не управляют из-за того, что находятся в состоянии перманентного хаоса административных реформ. Парламент озабочен исключительно морально-нравственными и юбилейными вопросами. Инвестиционные институты работают отвратительно. Уровень коррупции зашкаливает даже за то, что у нас считается нормой. Политическая и культурная элита целый год яростно занимается дискуссиями о доктрине национального единства. Описание ситуации в образовании, здравоохранении, охране общественного порядка, экологии, тарифной политике невозможно сделать без использования ненормативной лексики. Правящая партия борется с коррупцией методами наглядной агитации, а праволевая оппозиция озабочена защитой морального облика беглых преступников. Что вообще происходит в стране?..
Данияр АШИМБАЕВ, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии
Источник - Время |
Поделиться: