Ъ: Проблемы с созданием ТС повлияют на внутрироссийские реформы

Дата:

Проблемыс созданием ТС повлияют на внутрироссийские реформы

 

Несмотря на проблемы с созданиемединой таможенной территории Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии иКазахстана, Таможенный кодекс (ТК) союза, заявили вчера в комиссии ТС, будетвведен в действие с 1 июля — это решение президента Дмитрия Медведева, и егоотменять поручений не было. "Частичное" вступление в силу документовТаможенного союза вызовет проблемы в применении национальных законодательств.Кроме того, как выяснилось, в рамках работы над ТС возникли сложности и свнутрироссийской административной реформой — часть ее "на ходу"интегрировали с объединением таможенного пространства.

 

"Создание Таможенного союза лишьопосредованно зависит от результативности необходимых действий национальныхправительств",— заявил вчера "Ъ" источник в комиссии Таможенногосоюза (КТС), комментируя сделанное 21 мая заявление премьер-министра РФВладимира Путина о том, что Таможенный союз заработать с 1 июля "в полнуюсилу не сможет". По мнению собеседника "Ъ" в комиссииТаможенного союза, пока нет никаких оснований говорить о том, что введение вдействие ТК ТС откладывается или переносится. "Есть решение N 24Межгоссовета ЕврАзЭС, которое приняли президенты стран—участниц ТС, в которомпрямо говорится о том, что ТК ТС должен вступить в силу 1 июля 2010 года. Далеев документе указаны меры, которые надлежит принять сторонам и комиссии дляобеспечения реализации этого решения. Фактически это прямое поручениепрезидентов стран—участниц союза национальным правительствам, для ВладимираПутина это прямое поручение президента Дмитрия Медведева",— заявилсобеседник "Ъ".

 

Межправительственные соглашения,перечень которых прилагается к договору о ТК ТС, не являются необходимыми длявведения Таможенного кодекса союза в действие. "Это документы второгопорядка, по отношению к ним решение Межгоссовета — вышестоящая юридическаянорма",— пояснили в КТС. Напомним: речь идет о межправительственныхсоглашениях, регулирующих сложные вопросы режимов взаимной торговли РФ, Белоруссиии Казахстана и торговли с третьими странами.

 

Наиболее чувствительными среди нихявляются соглашения по применению экспортных пошлин на нефть при ее поставкахиз РФ в Белоруссию, по пошлинам на ввоз автомобилей физическими лицами (уРоссии и Белоруссии они отличаются в разы), по пошлинам на ввоз самолетов (дляРФ, в связи с ОАК) и по норме ввоза товаров физическими лицами (соглашение,критичное для импортозависимого Казахстана). Если до 1 июля эти документы небудут готовы, ТК ТС вступит в силу, но регулируемые ими вопросы останутся науровне национальных законодательств стран—участниц ТС.

 

Если рассматривать 1 июля как дату,после которой Таможенный кодекс ТС (наднациональная норма) вступит в силу и приотсутствии согласования всех сложных межгосударственных вопросов, это внесетеще большую юридическую и правоприменительную неразбериху на формально единой,но разбитой на кластеры нормами национальных законодательств таможеннойтерритории. Сложности с применением ТК ТС на базе национальных законов источник"Ъ" в КТС пояснил на примере поправок к уголовному иадминистративному законодательству стран, которые должны были заменить понятиеответственности за нарушение национальных таможенных законодательстваналогичной ответственностью за нарушение ТК ТС, а понятие национальныхтаможенных границ — понятием таможенной границы ТС. Если регулированиеответственности за таможенные нарушения останется на национальном уровне, этопородит разнобой в наказании таких правонарушений в зависимости от гражданстванарушителей и фактического места их совершения — нормы ответственности во всехстранах разные. При этом если аналогичные поправки к УК и АПК Белоруссии иКазахстана уже внесены в национальные парламенты, то в Госдуму РФ этизаконопроекты пока не поступали — никакой ответственности для граждан РФ занарушения таможенного законодательства союза пока не существует вообще. Напрошлой неделе ФТС рапортовала о завершении подготовки основной частинормативных актов, необходимых для создания с 1 июля 2010 года единой таможеннойтерритории России, Белоруссии и Казахстана (см. "Ъ" от 19 мая), нозаконопроект "О таможенном регулировании" на текущей неделе лишьпланировалось рассмотреть на заседании правительства.

 

Между тем создание Таможенного союзауже начало оказывать существенное влияние на внутриполитические процессы. Так,из-за возникновения ТС снизилась скорость и результативность административнойреформы в РФ: рабочая группа комиссии по реформе под руководством главы ФАСИгоря Артемьева столкнулась с проблемами разграничения полномочий и сокращенияфункций Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Росздравнадзора. В начале 2010года этот процесс был чисто "суверенным": предложения группы ИгоряАртемьева направлены группой главе комиссии вице-премьеру Сергею Собянину, в январесокращение функций Россельхознадзора было одобрено премьер-министром. В марте2010 года правительство даже утвердило план мероприятий по реформе. Однако, какпояснил "Ъ" источник в правительстве, два месяца назад выяснилось,что предложения комиссии по административной реформе не вошли в проектмежправительственного соглашения, регулирующего вопросы санитарного иветеринарного контроля в Таможенном союзе.

 

Последние месяцы эксперты рабочейгруппы вынуждены были заниматься обсуждением положений соглашения спредставителями Белоруссии и Казахстана. Но в прошлую пятницу на совещании вСанкт-Петербурге соглашение о санитарном и ветеринарном контроле подписано небыло — работа над ним будет продолжена, но теперь в связи с неопределенностью стем, что же произойдет в Таможенном союзе с 1 июля 2010 года, перспективы этойработы непонятны. При этом правительство 24 мая поручило Минздраву вмае—сентябре разработать "нормативные документы, касающиеся реформированиясистемы надзора в сфере санитарии, потребрынка, ветеринарии, производствалекарств и медтехники" — то есть по реформе тех же Росздравнадзора иРоспотребнадзора, но в "национальном" разрезе.

 

Предложение Владимира Путина о решениипроблемы Таможенного союза ускорением работ над созданием Евразийского экономическогопространства (ЕЭП), видимо, окончательно запутает ситуацию с административнойреформой в РФ — полномочия органов ЕЭП пересекаются с полномочиями национальныхправительств намного больше. Возможно, вернуться к проблемам ТС в ближайшиенедели для России дешевле, чем приостановить создание союза

 

Газета «Коммерсантъ»   № 91(4391) от 25.05.2010   

Поделиться:

Дата: