Джихад и муфтий

Дата:
Муфтий Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев заявил, что подал в отставку в связи с интервью интернет-изданию, которое вызвало широкий общественный резонанс и критику мусульман. Прокуратура Северной Осетии проводит проверку на наличие экстремистских высказываний в этом интервью. По словам Евтеева, внеочередное заседание совета духовного управления мусульман состоялось по его просьбе.

За несколько дней до этого интервью Евтеева, в котором он одобрил джихад, вызвало множество ответных заявлений. Эта тема объединила усилия чуть ли не всех муфтиев России, от Зауралья до Северного Кавказа. Напомню, в своем интервью информагентству Regnum Али-Хаджи Евтеев заявил: «Джихад является частью нашей религии. Он, в свою очередь делится на 14 степеней, одна из которых - вооруженный джихад. Но и ее мы признаем: да, мусульманин имеет право защищать свой дом, свое имущество, свою честь и свою религию. Это его право, более того, мы убеждены, что это самый верный способ заработать себе вечное блаженство. Я открыто говорю: как только я скажу, что джихада нет в исламе, я признаюсь, что уже не мусульманин, что я из числа вероотступников».

Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин заявил, что интервью показало Евтеева с «совершенно неожиданной стороны», а его высказывания способны нанести серьезный урон мусульманам в общественном мнении. Муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев пообещал обратиться в Координационный центр мусульман Северного Кавказа по поводу заявления североосетинского муфтия. Но не дожидаясь этого обращения, Координационный центр обнародовал свое, в котором говорится, что мусульмане восприняли оценки Евтеева как "откровенно провокационные и способные нарушить мир в государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношениях, а также наносящие ущерб имиджу кавказских мусульман и Ислама в целом".

В беседе с ВК председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил-Хаджи Бердиев подчеркнул: «Ошибочно называть джихад лучшим путем на тот свет. Всего этого в исламе нет. Если бы он был религиозно грамотным человеком, он ничего подобного не сказал бы».

Удивила многих и такая фраза североосетинского муфтия: «Сначала я учился в известном ваххабитском медресе в Учкекене в Карачаево-Черкесии. Все мои знакомые, все, кто там были, погибли или разъехались из страны. Мы ездили "на учебку" к Хаттабу».

«Когда он баллотировался, ходили слухи о том, что якобы он был связан с ваххабитами и разделял их мнение, - продолжает Исмаил-Хаджи Бердиев. - По шариату мы не можем руководствоваться слухами, если нет доказательств. Мы поверили его словам о том, что он искренне будет работать, распространять традиционный ислам. Мы тогда поддержали его и он стал муфтием. Но это интервью как гром среди ясного неба. Если даже у него было такое прошлое, то об этом следовало бы молчать. Но раз он об этом заявляет, то он этим гордится? Пока мы с ним не встречались и если встретимся, то спрошу его об этом. Это дело духовных лиц Северной Осетии и уже они должны выносить решения - доверять ему дальше или нет. Лично я после таких его высказываний доверять ему больше не буду. А мечети Северной Осетии сделают свой выбор».

Али-Хаджи Евтеев в свою очередь на пресс-конференции во Владикавказе заявил, что в интернете он нашел обрывки своей беседы. Фактически муфтий дистанцировался от наиболее радикальных высказываний. «То, что мы увидели в этой статье, это обрывки, оговорки, неправильное пониманием моих слов. Я не был переспрошен. Мне не представили окончательной версии этого интервью. Со мной никто не связывался, а просто было выложено это интервью в интернете. Темы и моменты из интервью, которые вызвали резонанс, касались отношения к православию, мусульманской общине, - сказал Евтеев.

Сайт «Ислам.ру» заметил, что Евтеев разговор с журналисткой Яной Амелиной воспринял не как интервью, а как беседу с ученым, а это уже другой формат диалога. Как утверждает «Ислам.ру», Амелина представилась Евтееву сотрудником Фонда евразийских исследований, занимающаяся проблемами мусульман Кавказа, радикализма, не предупредив, что берет интервью для СМИ. Поэтому глава ДУМСО посчитал возможным говорить о вещах, которые без объяснений понятны специалистам. Кроме того, по его словам, некоторые моменты беседы были вырваны из контекста и опубликованы без подробных комментариев.

Негативные высказывания в отношении муфтия Евтеева продолжают появляться на информационных сайтах уже много дней подряд. Евтеева клеймят и требуют его отставки. Отставку муфтия предвещает даже уже автор интервью - корреспондент «Росбалта» Яна Амелина.

Журналист и член Общественной палаты России Максим Шевченко пошел еще дальше. Во второй половине дня 17 мая он публично защитил североосетинского муфтия, заметив, что «те провокаторы, которые раздувают скандал, хотят посеять на Северном Кавказе кровавую рознь. Они пытаются скомпрометировать тех людей, которые противостоят насилию на Кавказе. То есть они являются сподвижниками Доку Умарова или агентами "Моссада" и ЦРУ». Но утром 18 мая Максим Шевченко поменял свое мнение, сказав, что «Евтеев забыл о своем долге человека, отвечающего за мир и безопасность как многоконфессионального осетинского народа, так и народа региона». Агентство «Интерфакс» сообщило 18 мая в 11 часов 58 минут: «Шевченко выразил надежду, что "муфтий сделает правильные выводы из ситуации и извинится перед теми, кто воспринял его слова как оскорбительные для себя, и впредь будет работать на укрепление мира, согласия и взаимопонимания между народами и конфессиями наш страны"». При этом Шевченко упустил тот факт, что муфтий Евтеев уже несколько дней назад принес публичные извинения «тем, кто воспринял его слова как оскорбительные для себя».

Эти факты позволили некоторым экспертам предположить, что критика Евтеева начинает походить на спланированную против него кампанию. Когда скандал достиг апогея, в интернете появилось и противоположное мнение. Глава исполкома духовного управления мусульман Северной Осетии Хаджи-Мурад Гасанов заявил, что «мусульмане республики выражают несогласие с комментариями и реакцией в СМИ на интервью муфтия Северной Осетии Али Евтеева ИА Regnum от 2 мая 2010 г. Многие мусульмане предлагают провести акции в поддержку муфтия, но мы просим их воздержаться от этого. Мы просим имамов не давать никаких комментариев, чтобы не оказаться участниками скандала».

В любом случае, формально решать судьбу муфтия Евтеева будут «мусульмане Северной Осетии», фактически в этом принимает непосредственное участие глава республики Таймураз Мамсуров, по происхождению мусульманин. Эксперты отмечают, что он доверяет Евтееву и не из тех руководителей, которые могут пойти на поводу у «мнения общественности». В конце концов, Евтеев ведь не призывал к газавату против русских, как это делал в недавнем прошлом муфтий другой северокавказской республики. Похоже, что скандал набирает обороты, делая из молодого муфтия небольшой северокавказской республики известную на весь белый свет фигуру. Зато другие российские муфтии могут отчитаться - мы, мол, тоже внесли свой вклад в дело борьбы с радикальным исламизмом на Северном Кавказе. 20.05.2010 / Автор: Олег Кушаты специально для ВК

Поделиться:

Дата: