40 лет ядерной демагогии, а боеголовок все больше
Дата:
На этой неделе в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке открылась Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия, целью которого является разработка конкретных шагов для защиты человечества от угрозы ядерного вооружения. Это событие в очередной раз проливает свет на неэффективность Договора о нераспространении ядерного оружия.
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был подписан в июне 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970. Трагические последствия бомбардировок авиацией США японских городов Хиросима и Нагасаки, а также последующие испытания ядерного оружия Францией на территории Алжира, «Кубинский кризис» между Советским Союзом и Америкой, да и, в целом, вероятность того, что любая страна может создать и использовать ядерное оружие чрезвычайно обеспокоило мировую общественность и подтвердило необходимость ДНЯО.
После окончания «холодной войны», понимание того, что распространение оружия массового уничтожения продолжает угрожать международному миру и безопасности, не исчезло и ДНЯО продолжил быть одним из главных способов по обеспечению механизма ядерного разоружения. За прошедшие 40 лет он внес довольно положительный вклад в этой области. Во-первых, Договор определил и ограничил круг стран, которые официально являются обладателями ядерного вооружения – т.е. страны, которые произвели и взорвали ядерное оружие до 1 января 1967 года: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Именно поэтому, когда некоторые страны, не входящие в этот список, пытались изменить свой неядерный статус, это приводило к адекватной реакции со стороны мирового сообщества и не приводило к ожидаемому успеху.
Во-вторых, режим ДНЯО оказался действенным и эффективным в условиях распада одной из главных ядерных держав, Советского Союза, и в результате последующего возникновения трех новых государств – Казахстана, Белоруссии и Украины. На территориях этих стран дислоцировалось достаточное количество ядерных боеголовок и ресурсов для их дальнейшего создания, что создало «головную боль» для работы в рамках ДНЯО. Несмотря на столь «опасное наследство», эти страны все же подписали в мае 1992 года Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, дав свое согласие на ликвидацию своего ядерного арсенала и соблюдения неядерного статуса. В обмен на это, Россия и США гарантировали безопасность трем странам. По мнению специалистов, именно плодотворное сотрудничество между двумя ядерными державами в сложных условиях распада Советского Союза и опасности неконтролируемого распространения ядерных боеголовок подтвердило работоспособность режима ДНЯО и его соблюдения.
В-третьих, режим ДНЯО поспособствовал нераспространению ядерного оружия не только на глобальном, но и на региональном, уровне. За время существования Договора, был подписан Договор Раротонга, который объявил безъядерной зоной южнотихоокеанский регион, продолжилось процесс нераспространения в Латинской Америке, а также укрепился режим нераспространения на Африканском континенте, после присоединения Южно-Африканской Республики к ДНЯО. Создание именно таких безъядерных региональных зон является неотъемлемой частью всеобщего процесса ядерного разоружения.
В-четвертых, несмотря на то, что существуют страны, которые отказываются от каких-либо соглашений в сфере разоружения, ДНЯО все же оказывает несомненное нормативное влияние на них. Например, именно при помощи этого Договора стало возможным подписание соглашения о ненападении на ядерные объекты друг друга между Пакистаном и Индией.
В-пятых, ДНЯО создал основу для многостороннего сотрудничества между государствами-членами Договора в области исследований применения «мирного атома». В рамках этого соглашения более пятидесяти неядерных стран получили необходимую поддержку и финансовую помощь для развития собственных программ в области мирного применения атомной энергии.
Несмотря на весь положительный вклад, в Договоре остается много изъянов, которые сильно препятствуют достижению конечных целей. За более чем четыре декады существования режима, специалисты в области международной безопасности критически оценили работу, проведенную в рамках этого соглашения. В статье I Договора говорится о том, что ядерные государства обязуются не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, приобретать его. Но из-за ядерных стран, таких как США, военные доктрины которых позволяют использование упреждающих ядерных ударов, неядерные страны имеют полное право выйти из Договора (в соответствии со статьей X) и начать свободно наращивать свой ядерный арсенал, тем самым подвергая угрозе процесс всеобщего ядерного разоружения.
Другая проблема ДНЯО исходит не из его содержательной части, а из его неполного охвата всех государств мира. Избегая сотрудничество с ДНЯО, некоторые государства стали де-факто обладателями ядерного оружия, чтобы укрепить свое влияние на региональном и глобальном уровнях. В частности, Индия, Пакистан и Израиль отказались подписывать Договор, назвав существующий режим нераспространения «избранным клубом ядерных государств». Индия и Пакистан уже обзавелись ядерным оружием. Израиль не опровергает и не подтверждает подозрений о том, что у него есть ядерное оружие. Так как в Договоре нет конкретного обоснования того, почему некоторые страны имеют право на ядерное оружие, а другие нет, это ставит под угрозу эффективность действующего режима.
Эффективность надзорного механизма за соблюдением обязательств в рамках ДНЯО, проводимых в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), тоже имеет много недочетов. На сегодняшний день МАГАТЭ – это единственная организация, ответственная за контролем Договора и представляющая собой мировой форум научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий.
Несмотря на это, МАГАТЭ не полностью справляется со своей задачей и не способна гарантировать обнаружение скрытых военных программ, проводимых некоторыми странами. События 90-х годов поставили под вопрос эффективность Организации, когда в 1991 году Спецкомиссия ООН, в результате военной операции «Буря в пустыне», обнаружила ядерную деятельность одного из участников ДНЯО, Ирака, в то время как на протяжении 10 лет МАГАТЭ уже проводила «тщательные» инспекции в стране и не смогла обнаружить программу. Это серьезно ослабило доверие международного сообщества к деятельности Организации и усилило необходимость усовершенствования надзорных механизмов.
Наибольшую озабоченность среди критиков ДНЯО в соответствии с Договором страны имеют полное право на мирное исследование и развитие ядерных технологий. Проблема заключается в том, что процесс обогащения урана может быть использован как в мирных целях (получения ядерного топлива для АЭС), так и в военных целях (создания ядерной бомбы). Поэтому, страны могут тайно развивать ядерные технологии для военных целей под видом производства ядерного топлива, как в случае с Северной Кореей и, вероятно, с Ираном.
Для разрешения этих проблем существует много способов, предлагаемых государствами-членами ДНЯО. Государственный секретарь США Хилари Клинтон, выступая перед делегатами Конференции в Нью-Йорке, призвала страны мира не обзаводиться ядерным оружием и ликвидировать уже имеющийся арсенал. В обмен на это, она выделила 50 миллионов долларов, а также объявила о кампании по сбору 100 миллионов в следующие пять лет, для развития мирных ядерных технологий в развивающихся странах, отметив, что те страны, которые откажутся сотрудничать с ДНЯО, рискуют своей безопасностью.
Генсек ООН Пан Ги Мун не предложил финансовой поддержки или каких-либо конкретных путей для достижения целей Договора, но, все же, призвал страны мира самим предпринять «конкретные шаги для защиты человечества от разрушительной мощи ядерного оружия». По его словам, его членам необходимо одновременно продвигаться к намеченным целям – разоружению, нераспространению и развитию мирного атома.
К сожалению, эти предложения не всегда эффективны на практике и могут показаться простой политической демагогией, продолжающейся от конференции к конференции, от встречи к встрече. Ряд других стран, предлагают свои пути достижения целей ДНЯО. Так, например, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии IX Евразийского медиафорума Алматы, предложил заключить новый договор под эгидой ООН о всеобщем и полном запрете ядерного оружия, так как Договор не работает на практике и не применяется его членами. Кроме того, Назарбаев подтвердил готовность Казахстана разместить на территории страны Международного банка ядерного топлива, отметив, что в нашей стране есть необходимая инфраструктура для этого.
Наиболее «недовольной» режимом страной является Иран, сетуя на то, что ядерные государства пытаются установить монополию на атомную энергию и часто придерживаются принципа «двойных стандартов». Президент Ирана Махмуд Ахмединежад со скептицизмом относится к воле ядерных держав к полному разоружению и заявляет о необходимости создания независимой международной организации для проверки информации о количестве имеющихся в распоряжении США ядерных боеголовок. Ранее иранский президент уже призывал к созданию независимой рабочей группы для планирования всеобщего разоружения.
Призывы стран-участниц ДНЯО к полному разоружению и принятию конкретных шагов к достижению этой цели подтверждает неэффективность действующего режима о нераспространении. Договор стал неотъемлемой частью процесса ядерного разоружения во время «холодной войны», но новые времена диктуют новые требования и ставят под вопрос эффективность действующего режима. Решение этой проблемы возможно только при скорейшем реформировании Договора, принимая во внимание все «победы и проигрыши» прошлого, а также требования неядерных стран. Ядерным державам, США и России, необходимо проявить волю и прислушаться к новым игрокам на политической арене. В противном случае, режим ДНЯО останется устаревшим и страны не будут соблюдать его, ставя под угрозу международную безопасность
Рефат Шакиржанов
Поделиться:
Дата: