В. Панфилова: По натовскому проекту.

Дата:
 

В ходе саммита НАТО в Бухаресте - он состоится 2-4 апреля, главам стран Центральной Азии будет предложен проект железной дороги, которая соединит Европу со странами региона и Афганистаном. Инициатором и главным инвестором проекта являются США.

Железная дорога Line communication должна пройти через территории стран Восточной Европы и Центральной Азии: Украины, Белоруссии, России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Об этом накануне саммита журналистам сообщил спецпредставитель генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Роберт Симмонс. "Альянс предлагает странам региона организовать доставку "несмертоносных грузов" в Афганистан, где НАТО будет руководить военными операциями до 2011-2012 годов. После чего, очевидно, сохранит свое присутствие еще на шесть-семь лет для проведения подготовки и обучения национальной армии Афганистана, налаживания администрирования", - заявил Симмонс.

Проект Line communication, по мнению президента российского Института стратегических оценок и анализа Александра Коновалова, "вписывается в другой проект - "Великого шелкового пути", важными направлениями которого станут торговля хлопком, энергоносителями, минеральными ресурсами. "В проекте, безусловно, заинтересованы все страны Центрально-Азиатского региона. Поэтому они могут частично его финансировать", - сказал "НГ" Коновалов. Основное же финансовое бремя, по его мнению, ляжет на инициатора проекта - США.

Пока непонятно, будет ли это принципиально новая дорога или проект будет включать существующую железнодорожную сеть. В регионе железнодорожное сообщение работает между Украиной, Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Существует также железнодорожная линия из Узбекистана в Туркмению - Теджен - Серахс. Эта же ветка ведет в иранский Мешхед и является частью трансазиатской магистрали, соединяющей Пекин со Стамбулом в рамках проекта ТРАСЕКА.

Вашингтон не первый раз обращается к теме железнодорожного обустройства Центральной Азии. По информации агентства "Фергана.ру", в 2004 году был даже подписан протокол о намерениях между американскими компаниями Weidlinger Associates и Central Asian Partners и транспортным концерном "Узавтойул" по финансированию строительства 80 км железной дороги из Термеза через Хайратон в Мазари-Шариф. Стоимость проекта оценивалась в 210 млн. долл. Причем американцы тогда были готовы 150 млн. долл. выделить узбекским партнерам на безвозмездной основе. После андижанских событий в 2005 году проект заморозили. Теперь, похоже, наступает удобный момент для его реанимации. Особенно учитывая потепление, которое наблюдается в последнее время на западном направлении узбекской политики.

Реализуя проект Line communication, Вашингтон сможет укрепить свое присутствие в Центральной Азии. Более того, если новая коммуникационная артерия состоится, то будет отвечать концепции другого проекта - "Большая Центральная Азия". Речь идет об идее США "привязать" Афганистан к Центральной Азии в основном экономически. Но при условии гарантий стабильности в Афганистане. "Безусловно, в железнодорожном проекте экономически заинтересованы все страны Центрально-Азиатского региона. Однако если в Афганистане сохранится нынешняя ситуация, то реализация проекта при всем своем позитиве может добавить региону проблем - ведь это страна с массой радикальных религиозных течений и группировок, наркопроблемами и т.д.", - сказала "НГ" вице-президент Международного центра стратегических и политических исследований Ирина Звягельская.

В реализации Line communication США могут сделать ставку на Узбекистан - отношения между Вашингтоном и Ташкентом улучшаются на глазах. Как заметил "НГ" узбекский эксперт Рафик Сайфулин, "с учетом того, что энергетическая сфера плотно занята российскими компаниями - "ЛУКОЙЛом", "Газпромом", наиболее выгодным для США представляется создание транспортной инфраструктуры в Узбекистане с выходом на регион".

Подтверждением предположения о ключевой роли Узбекистана в проекте Line communication может стать готовность США увеличить размер ежегодной помощи этой стране. Координатор помощи США для Европы и Евразии Томас Адамс сообщил журналистам, что после трагических событий 11 сентября узбекское правительство поддержало США в антитеррористической борьбе. В результате тогда субсидии Вашингтона Ташкенту выросли до 200-300 млн. долл. в год. "В последние годы данный показатель снизился до 10 миллионов долларов. Это стало следствием напряжения в отношениях двух стран", - отметил Адамс. Однако, по его словам, "есть признаки того, что узбекское правительство будет активно проводить как экономические, так и демократические реформы, и потому размеры американской помощи Узбекистану могут существенно возрасти".

2008-04-01 / Виктория Панфилова

Независимая газета

Поделиться:

Дата: