Конституция Кыргызстана: плюсы и минусы

Дата:

 Сергей Расов (Россия, Казахстан) 
политобозреватель по Казахстану и Центральной Азии 

  Сегодня в Кыргызстане начинает работу Конституционное совещание, которое призвано подготовить окончательный вариант проекта Конституции. Проведение референдума по Основному закону намечено на 27 июня 2010 года и обойдется Кыргызстану почти в 3 миллиона долларов. Несмотря на то, что обсуждение еще только началось, уже есть как ярые сторонники, так и непримиримые противники проекта Конституции… 

Прежде всего, отметим, что теперь, согласно заявлениям «крестного отца» новой Конституции вице-премьера Кабмина Омурбека Текебаева, меняется государственное устройство республики. Существенно сокращается влияние президента страны и, наоборот, усиливается представительная законодательная ветвь власти. Главное отличие новой Конституции от прежнего документа, что Киргизия должна стать парламентской республикой. Однако президента избирает не парламент. 

Помимо этого у него сохраняются некоторые властные полномочия. Статья 57 проекта Конституции гласит, что президента будут избирать на пять лет, но «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом два срока подряд». Как правило, первые пару лет президент только входит в должность главы государства и приобретает необходимый опыт, поэтому вполне оправданно, если Конституцией ему дается право баллотироваться на второй срок. С тем, что президент после избрания приостанавливает членство в политической партии, согласиться можно. Если учитывать, что он мыслится как арбитр между ветвями власти. В парламентской республике президент в своей деятельности не зависит от партий. Президент, согласно новой редакции Конститции, имеет право на назначение премьера и министров правительства, принимает решения об отставке правительства, назначении выборов в парламент и местные советы и возглавляет Совбез республики. Однако если речь идет о парламентской республике, то президент должен утверждать премьера и членов правительства, которые прошли через сито назначений в парламенте. 

Непонятно, почему президент будет увольнять министров по предложению премьера. Это вообще не его епархия. Также президент по предложению Национального совета по делам правосудия представляет парламенту кандидатуры судей Верховного суда и местных судов. Назначает Генерального прокурора с согласия парламента, а также вносит на рассмотрение депутатов кандидатуру председателя Нацбанка, кандидатуры одной трети членов ЦИК, аудиторов Счетной палаты и председателя Палаты. Являясь Верховным главнокомандующим, проект Конституции оставляет за ним право «назначать и смещать высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики».

В парламентской республике президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства. Также в новой Конституции за главой государства остается право вето на законопроекты. Если в силу каких-либо причин президент не сможет исполнять свои обязанности, то его полномочия до новых выборов главы государства переходят спикеру парламента или главе Кабмина. То есть остался прежний порядок из действующей Конституции КР. Из новой Конституции исчез пункт о неприкосновенности главы государства, но зато депутатов Жагорку Кенеша нельзя привлекать к административной и уголовной ответственности, если товарищи по парламенту не дадут на это согласие. Напомним, что ранее новые власти заявляли о полном равенстве граждан республики перед законом. Согласно новой редакции Основного закона, хотя президент представляет страну за рубежом, международные договоры он подписывает по согласованию с правительством. Кроме того, глава государства назначает с согласия парламента дипломатических представителей за рубежом и принимает верительные грамоты глав дипломатических миссий в Бишкеке.

Самые большие изменения предполагается внести в раздел деятельности парламента страны. Предлагается увеличить количество депутатов с 90 человек до 105 или 120 парламентариев. По мнению Омурбека Текебаева, «Жогорку Кенеш должен стать школой лидерства для молодых политиков». Текебаев признает, что «это потребует увеличения средств на содержание парламента». Весьма спорное обоснование: в парламенте надо работать уже состоявшимся лидерам, это не школа для молодых политиков, это институт законодательной и представительной власти и работать там должны только лучшие из лучших. Избираться депутаты будут по партийным спискам. В этом есть и плюсы и минусы. Конечно, происходит развитие партийной системы, но в Киргизии политических партий и так не один десяток. Пропорционально-мажоритарная система, такая как в Таджикистане, для постсоветских республик предпочтительней. Но, тем не менее, пропорциональная система выборов утвердилась в Казахстане, Киргизии и Узбекистане.

Избирательный порог в Кыргызстане для прохождения в парламент оставили прежним – 5%, хотя первоначально было заявлено о четырех. Кстати, в Таджикистане тоже пятипроцентный барьер, а в Казахстане самая высокая планка в регионе 7%. Если парламент будет состоять из 120 депутатов, то, по результатам выборов, победившей политической партии может быть предоставлено не более 65 мест, а во втором варианте при 105 депутатах - 60 мандатов. Омурбек Текебаев схитрил, первоначально он говорил, что за правящей партией закрепят 50% + 1 голос, однако, мы видим другие цифры 54% и 57%. Подобно Украине депутаты Жогорку Кенеша будут создавать правящую коалицию, объединяя партийные фракции, но могут этого и не делать, если есть правящая партия. Полномочия парламента практически не ограничены - от назначений на государственные посты до определения внутренней и внешней политики. На все это нужно будет одобрение депутатского корпуса - на кадровые назначения в правительстве, на назначение выборов президента, на избрание и освобождение судей, на назначение двух третей членов ЦИК, Счетной палаты и так далее. Также именно правящая партия или коалиция будет контролировать всю исполнительную власть в республике и формировать правительство. Именно ей президент будет предлагать «выдвинуть кандидатуру на должность премьер-министра» и затем будущий премьер уже представит на согласование депутатам персональный состав Кабмина. Этот механизм в Проекте прописан крайне запутанно и невнятно. Непонятно, почему не прописали просто и ясно, что кандидатуру премьера выдвигает парламент путем принятия решения большинством голосов депутатов…

На сегодняшний момент в Киргизии есть влиятельные политические партии, руководители которых сейчас и представляют власть в стране. Это - Социалистическая партия «Ата Мекен» (лидер Омурбек Текебаев), Социал-демократическая партия Кыргызстана (лидеры Алмазбек Атамбаев и Роза Отунбаева), партия «Ак Шумкар» (лидер Темир Сариев), партия Национального возрождения «Асаба» (лидер Азимбек Бекназаров). Все лидеры партий члены Временного правительства Кыргызстана, а брат Темира Сариева – Акылбек Сариев стал главой Временной Центральной избирательной комиссии. Также весьма влиятельны - Партия коммунистов Кыргызстана (лидер Исхак Масалиев), партия «Ар-Намыс» (лидер экс-премьер Феликс Кулов). Члены Временного правительства объявили, что приостановят членство в своих партиях на период предвыборных баталий за голоса избирателей, дабы выборы в Жогорку Кенеш 10 октября были честными и справедливыми. Впрочем, лидер партии «Эркин Кыргызстан» Турсунбай Бакир Уулу уже заявил, что на смену одной правящей партии «Ак Жол» придет триумвират партий, которые узурпируют власть. Другой политик экс-секретарь Совбеза Киргизии Мирослав Ниязов считает, что нужна «жесткая президентская власть, которая может навести порядок в стране», а опыта парламентаризма Киргизия не имеет. По мнению политолога Казакбаева, при пороге в 5% «в парламент пройдут партии, которые на виду - «Ата Мекен», «Ак Шумкар» и СДПК. Потом триумвират партий обвинят в узурпации власти, так как они захватили и парламент, и исполнительную власть, и президента», - отмечает кыргызский эксперт.

Политолог Тамерлан Ибраимов считает неправильным положение, при котором возможен вариант, что избиратели «отдадут свои голоса за одну партию, а они будут переданы другой», так как это «ущемляет избирательные права граждан». Другими словами, возможен вариант, что если партия набрала количество голосов, достаточных для получения 65 или 60 мандатов, то волеизъявление избирателя будет передаваться какой-то другой партии. Российский эксперт Андрей Грозин полагает, что если правящей партии не будет, то киргизский парламент «превратится в некое худшее подобие Верховной Рады». В интервью «Азаттык» глава комитета защиты Курманбека Бакиева Толон Дыйканбаев заявил о том, что его единомышленники намерены добиваться создания в Кыргызстане федеративного устройства и разделения на две демократические республики – Южную и Северную. В свою очередь, экс-премьер Феликс Кулов уверен, что народ никогда не поддержит такие изменения в Конституцию… Таким образом, в Киргизии нет пока однозначного ответа на вопрос, какая же форма правления для республики наиболее приемлемая и, вероятно, в процессе обсуждения проект Конституции претерпит существенные изменения. 

Politcom.ru

Поделиться:

Дата: