Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации*

Дата:

 

 

Узбекистан - страна с многовековой цивилизацией, для которой характерна межнациональная, межконфессиональная, межрасовая, межкультурная и  межъязыковая толерантность. С древнейших времен на территории Узбекистана проживали и проживают представители различных народностей и конфессий в мире и согласии. На протяжении столетий в обществе выработан органичный механизм взаимодействия и сосуществования различных этносов.  Кроме того, постоянно происходило смешение этносов, синтез и взаимовлияние различных культур. 

Межнациональное согласие и стабильность рассматриваются Правительством Республики Узбекистан как основополагающие цели государственной политики и общественного развития. При осуществлении законотворческой, административной и судебной деятельности реализация принципа недискриминации  является важнейшим. Узбекистан последовательно реализует положения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

31 августа 1995 года Олий Мажлис Республики Узбекистан ратифицировал Международную конвенцию о ликвидации всех форм  расовой дискриминации. Сразу же была начата работа по имплементации в национальное законодательство тех положений Пакта, которые в нем еще не были отражены.

В соответствии с положениями статьи 9 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации Республика Узбекистан представила в соответствующий конвенционный орган ООН пять периодических национальных докладов по выполнению положений Конвенций, которые были рассмотрены Комитетом на соответствующих заседаниях.

Все законодательные акты Республики Узбекистан закрепляют для граждан одинаковые права и свободы на равенство перед законом независимо от расы, пола, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

 Основным законодательным актом, обеспечивающим осуществление на равных началах основных прав и свобод человека в политической, экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни, является Конституция Республики Узбекистан 1992 года. Статья 8 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности».

«Все граждане Республики Узбекистан независимо от нации, народности ... имеют одинаковые гражданские права и находятся под охраной Конституции республики и ее законов» (ст.15 Конституционного Закона об основах государственной независимости Республики Узбекистан 1991 года).

Принцип равенства граждан перед законом и запрета дискриминации закреплен и в отраслевом законодательстве, регламентирующем личные, политические, экономические, социальные и культурные права: в Трудовом кодексе,  Гражданском кодексе, Семейном кодексе, в Уголовном кодексе, в законе «Об образовании», «Об основах государственной молодежной политике в Республике Узбекистан», «Об обращениях граждан» и других. Данный принцип закреплен и в процессуальном законодательстве, в том числе в Уголовно-процессуальном кодексе (ст.16), Гражданском процессуальном кодексе (ст.6), Хозяйственном процессуальном кодексе (ст.7).

Правовыми основами политики Республики Узбекистан в области ликвидации всех форм расовой дискриминации являются:

1. Конституция Республики Узбекистан и другие законодательные акты;

2. Международные соглашения в области прав человека и гуманитарного права, ратифицированные Республикой Узбекистан;

3. Резолюции и рекомендации международных организаций, членом которых является Республика Узбекистан;

4. Межгосударственные соглашения, прямо или косвенно регулирующие статус расовых или этнических групп в экономической, культурной, политической и других сферах;

5. Традиции межэтнической и межрелигиозной толерантности, сформировавшиеся на территории Узбекистана в результате многовекового совместного проживания различных национальных и религиозных общностей.

Составными частями политики Республики Узбекистан в области ликвидации всех форм расовой дискриминации являются:

  • 1. Действия Правительства Узбекистана по созданию в обществе атмосферы межнационального согласия и терпимости;
  • 2. Развитие институтов и законодательных механизмов по обеспечению индивидуальных и коллективных прав человека, в том числе расовых, национальных и этнических меньшинств;
  • 3. Меры, направленные на сохранение культурной самобытности национальных меньшинств и их интеграции в узбекистанское общество;
  • 4. Обеспечение пропорционального представительства национальных групп во всех сферах общественной жизни.

В своей внутренней и внешней политике Республика Узбекистан исходит из принципов Венской Декларации и Программы действий по правам человека.

Правовая система Узбекистана содержит серьезные меры ответственности за нарушение равноправия граждан. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности определяет меру ответственности в виде штрафа за нарушение прав граждан на свободный выбор языка в воспитании и обучении, создание препятствий и ограничений в использовании языка, пренебрежение к государственному языку, а также к другим языкам наций и народностей, проживающих в Республике Узбекистан.

Статья 141 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусматривает уголовное наказание за нарушение равноправия граждан. Причем, данный состав преступления находится в главе VII Уголовного кодекса, в котором собраны преступления против конституционных прав и свобод граждан.

  Следует отметить, что понятие дискриминации, данное в статье 141 Уголовного кодекса, практически  соответствует статье 1 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Различие  между этими определениями заключается в том, что конвенционное определение дает цель дискриминации: «уничтожение или умаление признания, использование или осуществление  на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурных областях общественной жизни». Отсутствие цели дискриминации в диспозиции  ст.141 УК не влияет на квалификацию самого деяния.

В соответствии со статьей 156  Уголовного Кодекса Республики Узбекистан уголовная ответственность применяется за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, то есть умышленные действия, унижающие национальную честь и достоинство, совершенные с целью возбуждения вражды, нетерпимости или розни к любым группам населения по национальным, расовым или этническим принципам, а также прямое или косвенное ограничение или установление прямых или косвенных преимуществ в зависимости от национальной, расовой и этнической принадлежности.

Предупреждение дискриминации во всех ее формах и по всем ее признакам на уровне государственной политики осуществляется следующими мерами:

   во-первых, в запрещении организации политических партий по расовому и национальному признаку (ст.57 Конституции), а также в запрещении создании общественных объединений, деятельность которых направлена на пропаганду расовой и религиозной розни (ст.3 Закона «Об общественных объединениях»);

во-вторых, в запрете использования религии в целях возбуждения вражды, ненависти, межнациональной розни (ст.5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»);

в-третьих, в недопущении использовать средства массовой информации с целью пропаганды национальной, расовой и религиозной вражды (Закон «О средствах массовой информации»);

в-четвертых, в Законе «О принципах и гарантиях свободы информации», который регулирует отношения, возникающие в СМИ в ходе  реализации конституционного права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, передавать и распространять информацию;

в-пятых, в запрещении препятствовать осуществлению права граждан на свободный выбор языка в общении, воспитании и обучении (ст.24 Закона «О государственном языке»).

В своих выступлениях и речах Президент Республики Узбекистан всегда уделяет особое внимание межнациональному согласию, которое как одно из важнейших достижений развития нашего общества и государства утвердилось в Узбекистане. Узбекистан является многонациональной страной, где осуществляют свою деятельность более 140 национальных культурных центров. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №10 от 10 января 1992 года учрежден Республиканский интернациональный культурный центр. Центр координирует деятельность и оказывает практическую и методическую помощь национальным культурным центрам. Дальнейшее развитие Узбекистана, формирование гражданского общества немыслимо без атмосферы толерантности и межнационального согласия, которое утвердилось в обществе. Узбекистан, последовательно выполняя свои международные обязательства в своей государственной политике, будет продолжать реализацию принципов равноправия и запрета расовой дискриминации. 



* Кашинская Л.Ф., заведующая Отделом международного сотрудничества Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.

 

Материал предоставлен посольством Республики Узбекистан в РФ

Поделиться:

Дата: