Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Президентская власть в Казахстане: 20 лет успеха

25 Апреля 2010

Автор:

Теги:

В рамках прошедшей вчера в Алматы международной научно-практической конференции, посвященной развитию отечественного института президентства, состоялась презентация книги «Президентская власть в Казахстане – 20 лет успеха». Автор проекта – известный российский политолог, директор по спецпроектам Института национальной стратегии России Юрий Солозобов ответил на вопросы нашего корреспондента. 

– Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея написать книгу. Насколько нам известно, в ней собраны и статьи ряда российских ученых, экономистов и общественных деятелей. Каково мнение экспертного сообщества России о деятельности Главы нашего государства?

– Казахстан – одно из наиболее развивающихся государств на постсоветском простран­стве – всегда приковывало к себе внимание российских аналитиков. 

У нашей группы политологов, которые вплотную занимаются проблемами Центральной Азии, созрела идея комплексно проанализировать ход политических, экономических и социальных реформ, проведенных в республике. Необходимо широкой аудитории показать их глубинную суть, истоки и прежде всего выявить, что является стержнем казахстанской государственности, что позволило безболезненно осуществить эти трудные преобразования, пройти непростое 20-летие после распада СССР. Мы пришли к однозначному выводу: это институт президентства. 

Президентская власть в Казахстане – прямой институт народовластия, который аккумулирует в себе весь многовековой опыт казахстанского народа, его мудрость и традиции. Ваш Президент неоднократно обращается к соотечественникам, призывая их работать на общее дело, строить единую страну, единый независимый Казахстан. 

Когда мы сделали подробный анализ глубинных реформ, воплощенных в жизнь в республике после распада Союза, то поняли, что эти 20 лет были периодом упорного труда всего казахстанского народа под руководством Нурсултана Абишевича Назарбаева. Этот сравнительно короткий отрезок времени и стал двадцатью годами государственного успеха. 

Согласитесь, мы видим разные ситуации на постсоветском пространстве. Есть откровенно провалившиеся страны, в которых возникла ситуация правового беспредела, распада государственности. И это резко контрастирует с социально-ответственным, современным, динамичным Казахстаном – одним из интеллектуальных и инновационных лидеров в политической сфере на мировой арене. Это очень выгодно отличает Президента вашей республики, который входит, как было сказано на этой конференции, в пятерку мировых лидеров. 

Вот так и появилось название новой книги «Президентская власть в Казахстане – 20 лет успеха». И это не комплимент, а констатация факта. Да, были 20 лет труда, они превратились в 20 лет успеха. 

Над изданием работала крепкая команда политологов, которые исследуют регион Центральной Азии. Это Алексей Власов, Сергей Бирюков, Ярослав Бутаков, Дмитрий Верхотуров, Андрей Гроздин, Сергей Михеев, Игорь Панарин.

Кроме того, участвовало большое количество экономистов, изучавших проблемы посткризисного лидерства Казахстана: секретарь Таможенного союза академик Сергей Глазьев, известный экономист, директор Института глобализации Михаил Дилягин, один из ведущих финансовых аналитиков России Игорь Николаев. В сборник вошла прекрасная статья лауреата Бунинской премии, известного писателя Александра Проханова, очень честного, неподкупного и острого человека, который говорит такие проникновенно теплые слова о Президенте: «Нурсултан Назарбаев является не только Президентом, но своего рода национальным гуру, мудрым лидером страны, который учит свой народ и лежащие окрест страны евразийскому мировоззрению…»

Первое крупное фундаментальное исследование, посвященное становлению и развитию президентской власти в Казахстане, принадлежат перу доктора юридических наук, нынешнему пресс-секретарю Президента Баглану Майлыбаеву. Он оказал своими ценными консультациями и организационной поддержкой большую помощь при осуществлении данного проекта.

Мы старались, чтобы эта книга была достойна и института президентства, и самого Президента. Я благодарен как коллективу авторов, так и нашим друзьям в Казахстане, которые оказали большую помощь в работе, в подборе оригинальных фотографий, огромная благодарность московскому обществу казахской культуры «Мурагер». Результат общих усилий вылился в такую яркую достойную книгу, как и все, связанное с президентской властью в Казахстане.

– Какова в целом оценка российских политологов нынешней ситуации на постсоветском пространстве?

– Все республики бывшего Союза – это не машины, которые выстроились на старте равномерно. Все оказались в разных условиях. Тому же Казахстану досталось не самое выгодное наследство: по экономическому рейтингу республика занимала скромное 13-е место. А после первых лет независимости произошел финансовый и промышленный коллапс. Разорвались хозяйственные связи, поэтому Казахстану приходилось подниматься даже не с нуля, а с глубокого минуса. И Нурсултан Абишевич проявил завидную мудрость, политическую волю и безграничную любовь к собственному народу и стране, управляя республикой в первые, самые трудные годы независимости. Он сделал практически то же самое, что сделали ханы Касым и Абылай, которые спасли свой этнос от уничтожения. От распада, голода, пучины бедствий, гражданской войны страну спас Назарбаев. 

И сейчас мы видим, что Казахстан одним из немногих в СНГ смог превзойти рубеж ВВП 1990 года и уверенно выходит на уровень стран новой Европы. Республике удалось провести комплексно под личным руководством Президента банковскую, пенсионную и политическую реформы. И самое важное, что во время преобразований удалось сохранить и преумножить позитивный настрой развития, мир и стабильность, межконфессиональное и межнациональное согласие. Населяющие народы воспринимают Казахстан как свою Родину – это очень важное достижение Назарбаева. 

– Надо понимать, в этом большое значение имел институт президентства?

– Безусловно. То, что Казахстан состоялся как успешное государство – в основном заслуга и первого Президента, и института пре­зидентства. Опыт постсоветского политического транзита показал, что те страны становятся успешными, строят фундамент демократических преобразований, где есть сильная президентская власть. Я бы сказал даже больше: там, где сильный национальный лидер, пользующийся полным доверием народа, воспринимающий свою собственную судьбу и судьбу страны как единое целое. 

Таким историческим примером является пятая французская республика Шарля де Голля и, безусловно, Казахстан Нурсултана Назарбаева. Вот поэтому Назарбаева часто называют евразийским де Голлем, по-моему, это абсолютно точная и справедливая оценка. Назарбаев тоже осуществляет важнейшую функцию верховного арбитража, успешно решает сложные конфликты в самый ответственный момент. Достаточно посмотреть, как негативно развивается ситуация в соседнем Кыргызстане, чтобы понять, насколько важна концепция верховного арбитража для функционирования страны, особенно в кризисные годы. 

Еще одно, что сближает де Голля с Назарбаевым, – взращивание политической системы, политических институтов. Самовластие – не цель президентства, его основная задача – создать устойчивую форму преемственности. Поэтому так много времени Нурсултан Назарбаев уделяет построению демократических институтов, будущему многопартийному Казахстану. Президент РК являет собой пример политического лидера, который сочетает интеллектуальные инновации, восприимчивость ко всему новому, что появляется в мире, с традиционалистским авторитетом, житейской мудростью казаха и здоровым прагматизмом. Поэтому все политические и экономические проекты Назарбаева были успешными, состоятельными. 

– Успешность института президентства во многом зависит от того, кто его возглавляет?

– Конечно. Я считаю, с исторической точки зрения Казахстану исключительно повезло, что с самого начала независимости во главе республики стал такой крупный государственный деятель мирового масштаба, как Нурсултан Абишевич. 

Наши российские политологи сделали такое заключение: Нурсултан Назарбаев – подлинный Глава государственного корабля под названием Казахстан. Он не просто реагирует на те ситуационные проблемы, которые ставит жизнь перед молодым государством, а сам во многом формирует политический дискурс, постоянно выступает с новыми политическими инициативами не только в регионе Центральной Азии, но и на мировой арене. 

Управленческое кредо Назарбаева можно сформулировать так: «Не подлаживаться под политические процессы, а направлять их и управлять будущим». Именно поэтому за два десятилетия после распада СССР молодая энергичная Республика Казахстан демон­стрирует изумительный пример динамичного и вместе с тем эволюционного развития.

Основной фактор, который позволил стране так развиваться, это фактор Назарбаева. Не случайно один из разделов книги так и озаглавлен – «Фактор Назарбаева», а одна из статей называется «Фактор Н. Назарбаева – феномен политического лидерства Республики Казахстан». Лидер – это тот, кто умеет предвидеть и исполнить задуманное. Если говорить о Казахстане, то и сама республика, и ее национальный лидер продемонстрировали обе эти ипостаси. Тот же Аристотель утверждал, что государство существует не просто ради самого себя, а ради благой жизни его граждан. Этот тезис в полной мере претворяет в жизнь первый Президент Казахстана. Его цель – построение на исторической казахской земле демократического, социального, справедливого, сильного государства, без которого невозможно процветание его граждан. 

– Ваш прогноз относительно дальнейшего развития Казахстана в связи с вхождением в Таможенный союз, созданием единого экономического пространства? 

– С точки зрения международных экспертов, Казахстан входит в число государств средних размеров с населением от 10 до 50 миллионов человек. По сложившейся номенклатуре, такие страны не должны оказывать сильного влияния на мировое развитие. Например, германский геополитик Карл Хаусхоффер считает, что все средние государства неизбежно примкнут к сильным, найдут там себе место. Получается, Казахстан должен примкнуть к какому-то мировому центру силы и плестись в фарватере их политики. Но в современном мире сила средних государств неожиданно возросла. Почему? Возьмем маленький Сингапур и большой по населенности Пакистан или гигантские по территории и численности населения африканские страны и небольшую по размерам Японию. Что является мерилом эффективности и силы государства? Территория, природные запасы или же население? Мне кажется, критерий должен быть комплексным – эффективность политического руководства и факторы единения граждан с руководством. Есть большие страны, наподобие динозавров, которые имеют крупное тело и слабый мозг, а бывают малочисленные, но более «качественные» государства. Мне кажется, именно к такому качественному превосходству, конкурентоспособности в современном мире и должен стремиться Казахстан. 

Современная тенденция такова, что все государства в разных регионах планеты образуют крупные геоэкономические блоки. Китай и страны АСЕАН уже создали единый рынок с населением около двух миллиардов человек. Мы не говорим уже про Евросоюз, который существует де-факто, как Советский Союз – два. Америка с Мексикой и Канадой тоже образуют свой блок. Об объединении своей валюты говорят и государства Ближнего Востока. Поэтому в сложившейся ситуации создание своего геоэкономического центра силы на территории Евразии в виде Таможенного союза и в формате единого экономического пространства – объективная реальность. 

Какая есть альтернатива? Либо быть разорванным между Евросоюзом и Китаем – двумя будущими сверхгигантами, или влиться, ассимилироваться в один из этих центров силы. А это значит потерять свою независимость. Организовать свой блок – значит, качественно усилиться. Если Казахстан входит в Таможенный союз, то расширяет свой рынок в десять раз! Россия приобретает лишь 10% дополнительной таможенной территории. Казахстан получает возможность беспошлинно транспортировать свои главные экспортные товары: нефть, руду, пшеницу, а впоследствии продукцию машиностроения через балтийские и другие порты. 

Можно считать, что со вступлением в Таможенный союз Казахстан получил выход к морю, не говоря уже о большом рынке для инвестиций в два триллиона долларов, по оценкам Назарбаева. 

Противники Таможенного союза – это те, кто ориентируется на «серые» поставки мебели, электроники, товаров народного потребления, в том числе на дешевые, некачественные товары из Китая. В конце концов надо определиться, чего же мы хотим? Убить собственную промышленность этими демпинговыми товарами или создать свой емкий рынок, который будет нам опорой от волн глобализации, защитой от неизбежно повторяющихся мировых кризисов? Те страны, которые создали реально хорошо работающий сектор экономики, к примеру, Польша, оказались более устойчивыми к влиянию кризиса, чем те, которые гнались за финансовыми пузырями или не уделяли внимания региональным интеграционным процессам. 

Я думаю, Президент Назарбаев достаточно прагматичен, имеет стратегическое видение о выгодах Таможенного союза, поскольку является его инициатором. Став членом Таможенного союза, Казахстан не теряет независимости, наоборот, резко усиливается не прямыми, а косвенными методами. Мне кажется, что эта стратегия будет основным трендом в предстоящие два десятилетия. 

В ближайшем будущем республике предстоит решить две важнейшие задачи: провести назарбаевскую индустриализацию, за десять лет создав практически новый индустриальный Казахстан. Что это даст? Появится устойчивый средний класс, ведь не всем сырьевая экономика приносит блага. Если в стране будет большой индустриально-научный инновационный сектор, масса молодых амбициозных людей получат устойчиво оплачиваемое «завтра». Они будут выгодоприобретателями нового проекта «Индустриальный Казахстан». Государство получит качественных управленцев, ответственных за будущее своей страны. Тогда Казахстан сможет войти в число даже не 50, а 30 наиболее конкурентоспособных стран. 

– Как относятся зарубежные эксперты к инициативам Президента нашей страны, озвученным на саммите в Вашингтоне?

– Что касается нынешних инициатив Главы вашего государства, выдвинутых им на саммите в Вашингтоне, то, на мой взгляд, они еще глубоко недооценены. Голос Казахстана становится все больше слышен, страна является выразителем интересов очень большой группы средних государств, которые образуют мировой средний политический класс. Есть такая аналогия – если средний класс является хребтом сильного государства, точно также страны среднего размеры становятся базисом, своего рода фундаментом стабильной мировой системы. Казахстан в одном ряду с Малайзией и Сингапуром, другими такими же государ­ствами, готов воспринимать технологические прелести мира, не оставаясь в архаичной жизни XVII–XVIII веков. 

Нурсултан Назарбаев выступил с очень интересным предложением обновления проекта ОБСЕ, базируясь вот на этой концепции развития средних государств. Наблюдая за событиями в Кыргызстане, мы видим, что в Центрально-Азиатском регионе пока нет инструмента наподобие миротворческих сил, которые могли бы поправить там ситуацию, не допустить гражданской войны. У нас нет такого крана, который мог бы вытащить Кыргызстан из политического небытия. И Назарбаев очень правильно сказал, что задачи ОБСЕ – сохранение мира и безопасности не только в Европе, но и во всей Евразии. Он верно предугадал и проявил настоящую мудрость как Глава председательствующей в ОБСЕ страны, разрешив первую самую опасную фазу кыргызского конфликта: Курманбек Бакиев вывезен из Кыргызстана.

Вторая крупная идея Назарбаева – предложения по созданию безъядерного мира. Это прекрасный комплексный договор о вертикальном и горизонтальном разоружении. Нурсултан Абишевич предложил понятные и устойчивые меры по контролю над ядерным оружием. Не секрет, что мир сегодня стоит перед новой гонкой ядерных вооружений – до 40 стран обладают технологическим потенциалом, позволяющим создать в короткие сроки ядерную бомбу. В связи с этим Назарбаев выступил с идеей о принятии Декларации по безъядерному миру, аналогичной той, что принята по правам человека. Я убежден, что эта идея будет резонансной в течение ближайших 50 лет. 

Мы видим, что те прорывные инициативы, которые выдвигает Нурсултан Назарбаев, проходят несколько этапов до быстрого признания и воплощения в жизнь. Я уверен, что Саммит ОБСЕ, который пройдет в Астане в ноябре этого года, станет еще одним зримым подтверждением стратегического видения и политической мудрости Президента Казахстана как политика мирового масштаба.


Асет КАЛЫМОВ

Алматы
http://kazpravda.kz/index.php?uin=1152520370&chapter=1272057883

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение