Курултай согласия - достигнута ли гражданская консолидация?
- Как вы оцениваете результаты Курултая согласия? Достиг ли он поставленных целей?
- Меня радует, что Президент Бакиев озвучил некоторые идеи, которые предлагались нами - экспертами. В частности, мы высказывались за поддержку многовекторности в международной политике, что значит суверенность страны; обеспечение веротерпимости между религиозными конфессиями, что значит четкое выполнение роли государства; повышение роли образования, модернизация инфраструктуры страны и участие народа в принятии решений.
Относительно целей Курултая Согласия хочу упомянуть о двух мотивах созыва этого мероприятия - декларированная цель и скрытая стратегия. Декларированная цель еще не достигнута, так как большая часть народа остается недовольной социальной политикой власти. Оппозиционные партии также остаются на прежних позициях, так как их требования принимаются властью на антагонистической волне. А скрытая стратегия, которая была направлена на оправдание проблем в стране, может и достигнута частично. Ведь было сказано очень много слов. А словами можно утешить, успокоить и убедить. Хотя бы временно.
- Смог ли курултай стать институтом решений проблем национального характера? Что не получилось?
- Хотя курултай является одним из способов привлечения массы в процесс обсуждения проблем, он не должен быть единственным и доминирующим институтом принятия решений. Никакой орган не должен заменять национальный Парламент. Это просто не рационально. К очень большому сожалению и горю нашей родины, наши представители в Парламенте все чаще стали показывать непринципиальность, нечестность, несправедливость и безответственность, хотя подобные действия или бездействия не делает им чести в долгосрочной перспективе. Курултай не может и не должен постоянно заменять более совершенные и цивилизованные формы управления государством.
- Действительно ли совещательная демократия более всего подходит к нынешним реалиям Кыргызстана? Есть ли другие альтернативы?
- По сути, любая демократия подразумевает совещание с народом. Потому что демо - это народ, а кратия - это власть. Власти могут совещаться с народом посредством их представителей в Парламенте или через Курултай. Однако, в чисто совещательной демократии, роль депутатов снижается, потому что в ней власти могут принимать решения на основе мнений экспертов. Здесь кроется проблема - когда роль парламента снижается, то снижается и роль выборов. Это значит, что голоса граждан не будут иметь решающей силы.
Совещательная демократия является сравнительно новой политической модой и при такой форме управления, когда депутаты лишены реальной силы и славы, нарушается баланс между тремя ветвями власти. Этому может способствовать все - начиная от президента, когда он не в состоянии выполнять свой долг и объязанности как положено, и кончая рядовыми гражданами, когда мы забываем о гражданском долге и человеческой чести. Если страна будет продолжать движение в таком направлении, то она может остаться в руках экстремистов на несколько поколений и даже исчезнуть.
Демократия - не западная культура, как некоторые наши политики пытаются лукаво оправдать свои диктаторские наклонности, потому что многие государства на западе до сих пор практикуют монархию, которая является антиподом демократии. Там тоже идет постоянная борьба народа за власть. А народовластие (или выражаясь западным термином - демократия), всегда было основной формой управления многих тюркских племен. И ханов и беков избирал народ. Даже Манас был избран, а не назначен отцом. Поэтому, для реалии кыргызского народа подходит любая форма демократии, основанная на справедливости и свободе. Также правда, что любая демократия, не основанная на справедливости и свободе, уничтожит народ. Однако, все же, как сказал Черчилль, демократия остается наименьшим злом. Другого выбора нет, как бы не придумывали колесо наши некоторые горе философы.
- Почему оппозиция не приняла приглашения на курултай - это недоверие или слабость позиций?
- Оппозиционные лидеры не приняли приглашение, потому что не доверяют лично Президенту и его окружению. Они открыто говорят, что Бакиев лукавый и обманщик. К такому определению, наверное, есть основания. Они знают, что наш Президент умеет воспользоваться моментом. К сожалению, он часто прибегает к средствам, которые я не люблю. А между тем, власть любого главы народа, в долгосрочной перспективе, утверждается честностью и справедливостью, а не лукавством и хитростью.
Для любого государства соблюдение норм согласительной демократии (consensus democracy) является благородным. Прошу не путать согласительную демократию с совещательной демократией. В такой форме демократии учитывается мнение всех слоев населения, включая интересы меньшинства. В отличие от согласительной демократии, в мажоритарной демократии, как в США, победитель получает все. В этом есть некая схожесть Американской демократии с большевизмом. Поэтому, я считаю, что согласительная демократия является самым гуманным видом человеческого общежития, потому что в ней ценится консенсус и учитываются интересы всех.
Наш Президент Курманбек Бакиев развел кумовство в Белом Доме, которое я не одобряю. Он подает плохой пример поведения для других. Ему следует осознать, что подобные неправильные и неправедные действия в конечном счете возвратятся бумерангом к нему же. В этот послекурултаевский период, уважаемому Президенту я также не советую совершить захват права голоса у граждан прикручивая правду под "совещательную демократию". При любой демократии, свобода и справедливость для всех должны быть уважаемы. Только при таком условии президенты сохранят власть.
Должен подчеркнуть, что в оправдании кумовства, не только один наш президент виноват, есть также и наш вклад. Многие из нас говорят: "Пусть он назначает сына, пусть он попробует, давайте, дадим ему шанс, может он действительно вытащит нас из этого положения, ведь он образован и молод". Так говорили и при Акаевых и теперь при Бакиевых. Я убежден, что перед законом все граждане должны быть равны. Я не верю в святой грех, какой бы результат он не произвел. И не надо находить козла отпущения. В наших социальных проблемах виноват не Запад, а мы сами. В то же время нашими стандартами должны быть не Запад, не иностранные президенты и их советы, а наш общепринятый кыргызстанский светский закон, в котором обещаны справедливость и свобода.
- Обязательны ли решения курултая для власти? Нужны ли дополнительные механизмы, обеспечивающие их обязательность?
- Не обязательны, так как курултай - это не конституционный орган и не может быть им в цивилизованной стране. Курултай может быть полезен в обсуждении актуальных и срочных проблем, но не может быть постоянно доминирующим институтом для прогрессивного капиталистического общества. Время доминирования курултаев дедовских времен должно пройти, потому что нельзя все время таскать все старье, идти спиной в будущее и игнорировать инновацию. Например, референдум тоже вид курултая, но очень дорогой и он не всегда дает профессиональные и точные ответы на проблемы. Поэтому, кыргызы, узбеки и русские должны быть ответственны на выборах. Выбирайте тех, у кого есть видение, навыки, ответственность и совесть, вот надежные механизмы нашего благополучия. Даже присутствие маленькой группы честных профессионалов в Парламенте смогло бы повернуть страну в прогресс.
- Какие актуальные вопросы не вошли в обсуждение курултаем?
- В последнее время ухудшились отношения с соседями. В то же время, некоторые президенты мощных держав начали использовать грязные технологии для нашего народа. Методом подкупа наших чиновников, они стараются удержать свое присутствие в регионе. Однако, мы должны знать, что продавшись одному президенту, получаем враждебность от других. Не секрет, что наш Президент оказался в изоляции от довольно большой части народа и от многих прежних коллег - президентов соседних стран. Это очень серьезное давление на него, которое толкает его навстречу к народу и к собственной совести. Кстати движение к совести это правильное направление, если не слукавить. К совести и народу президентам нужно двигаться с искренностью, постоянностью и честностью. Иначе, результаты всех курултаев потерпят крушение. В таком положении, для любого Президента, чтобы спасти себя, ни в коем случае нельзя манипулировать грязными нероновскими методами, которые способствуют разложению общества по региональным или религиозным признакам. Это будет страшная катастрофа и для него самого и для страны.
За бортом остались проблемы религиозной политики по отношению к исламскому экстремизму и антисемитизму. Очень жаль, что и правительственные и оппозиционные лидеры в своих речах допускают слова, унижающие достоинство представителей целых этнических и религиозных групп. Есть отдельные политики, которые, манипулируя терминами, целенаправленно пытаются отвлечь внимание общественности от источника угрозы исламского терроризма и даже стараются заведомо подменить этот источник. Нам еще предстоит пожинать плоды десятилетиями продолжающейся однобокой религиозной пропаганды.
Актуальны проблемы защиты граждан от криминала. Выходить на улицу более не безопасно. Очень много людей продолжают страдать даже от правоохранительных и судебных органов. В РОВД смогут сфабриковать уголовное дело за мелочи, если у человека нет крыши или денег. Сами милиционеры жалуются, что в органах сплошная коррупция.
Таким образом, как всегда остались за бортом проблемы свободы и справедливости, которые являются фундаментом любого перспективного общества. Одним словом - продолжаем строить дом на песке до следущих бурь.
Аскар Мaмбеталиев
политолог, Нью-Йорк, США
Источник - "Открытый Кыргызстан" |
Поделиться: