Центральная Азия: политика восточного базара

Дата:
"Спасите меня от моих друзей!" - взывал со старой карикатуры времен Большой игры Афганистан, зажатый между Медведем и Львом - Российской и Британской империями. Нынешние центральноазиатские государства, зажатые, как может показаться, между интересами России, США, Евросоюза, Китая, ведут свою игру, суть которой - ни в коем случае не потерять ни одного из этих друзей. Ведь большие государства являются гарантами их суверенного статуса, источником выживания и технологической модернизации, не говоря уже о том, что именно соперничество больших игроков открывает для стран региона простор для маневров.



"Спасите меня от моих друзей!" - взывал со старой карикатуры времен Большой игры Афганистан, зажатый между Медведем и Львом - Российской и Британской империями. Нынешние центральноазиатские государства, зажатые, как может показаться, между интересами России, США, Евросоюза, Китая, ведут свою игру, суть которой - ни в коем случае не потерять ни одного из этих друзей. Ведь большие государства являются гарантами их суверенного статуса, источником выживания и технологической модернизации, не говоря уже о том, что именно соперничество больших игроков открывает для стран региона простор для маневров.

Но эта игра имеет непременное условие: не попасть в сети кому-то одному. Как искусный торговец, стремящийся выручить как можно больше за свой товар, не отдаст его оптом одному покупателю, если выстроилась очередь желающих. Возникает сложное переплетение интересов покупателей и продавцов, называемое ныне "многовекторной политикой". Но эта многовекторность весьма специфична. Если приглядеться, дипломатия экономически более самостоятельных Казахстана, Туркмении и Узбекистана сильно отличается от поведения их слабых соседей. Первые пытаются лавировать между супердержавами. Вторые, чтобы выжить и пополнить казну, обещают благосклонность всем, поощряя ухаживания больших стран и разжигая дух соперничества.

В ситуации базара добиться полной лояльности от союзников, к чему стремится Москва, вещь недоступная. Что бы ни предпринимала отечественная дипломатия, многовекторная устремленность партнеров размывает роль российского регионального куратора. Политика, выстроенная по принципам восточного базара, богата на скандальные сюжеты, приправленные большой дозой негативных эмоций. Киргизское руководство жалуется на российские СМИ и телевидение, допустивших "попытки дискредитации официальных лиц и тенденциозное освещение событий". Оказавшийся в Бишкеке с визитом генсек ОДКБ Николай Бордюжа успокаивает: никакой подковерной борьбы в России в отношении Киргизии не ведется. При этом вовлеченные стороны прекрасно осведомлены, где, собственно, зарыта собака. О "нецелевом использовании выделенных Россией средств" в интервью агентству Eurasianet рассказал еще в феврале первый секретарь посольства РФ в Бишкеке Виталий Скринник. Словоохотливость дипломата, особенно российского - да еще иностранным СМИ - событие из ряда вон выходящее. В данном случае очевидно предпринятое с целью сигнализировать киргизским верхам о чрезвычайном раздражении Москвы тем обстоятельством, что 150 миллионов долларов безвозмездной помощи и 300 миллионов долларов льготного кредита ушли под управление подозрительных фондов. Посыл повис в воздухе, пока не стало ясно, что ожидаемый кредит в 1,7 млрд. долларов не будет выделен, и не подоспел, как ложка к обеду, международный скандал с упоминанием имени того самого управляющего российскими средствами американского бизнесмена Евгения Гуревича, подозреваемого римским судом в отмывании денег итальянской мафии.

Но союзников в регионе выбирать не приходится, и России в любом случае придется с Киргизией и другим слабым звеном - Таджикистаном - достраивать систему безопасности, создавая в этих странах объединенные военные базы. Бремя региональной державы включает в себя и обеспечение безопасности этой части Евразии, иначе за дело возьмутся другие. В этом случае обустройство по-настоящему оснащенных границ с Центральной Азией потребует многомиллиардных расходов. Не говоря уже о необходимости ломать всю систему стратегических установок, направленных на интеграцию с соседними странами.

Да им и самим это не выгодно. Наоборот, уход России лишит их противовеса в отношениях с Западом и Китаем. Потому все увлекательные сюжеты неизменно заканчиваются за столом переговоров. Пример - российско-узбекские отношения, где чего только не происходило! Из многочисленных прогнозов о том, что Узбекистан вот-вот уйдет с концами на Запад, можно составить не один том. Последняя размолвка длится, за небольшим вычетом, с осени 2008 года, когда Ташкент объявил о выходе из ЕврАзЭС. В отместку целый год Россия не назначала посла в Узбекистан, а после небольшой оттепели, когда глава российской миссии занял свой кабинет, возник новый сюжет, теперь уже связанный с недовольством российских властей фактом демонтажа военного памятника в Ташкенте. И после пикетов с требованием вернуть памятник на место, в начале февраля опустел кабинет посла Узбекистана в Москве.

Но длительная пауза прервалась, о чем свидетельствует проходящий в среду в Ташкенте визит российской делегации во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым, сопредседателем межправкомиссии. Как сообщается, делегацию сопровождает большая группа журналистов: известно, что в Ташкенте были недовольны критическими публикациями о действиях властей этой республики. Значимость визита подчеркивается тем обстоятельством, что Сергей Иванов, имеющий репутацию большого друга Узбекистана, будет принят президентом Каримовым. А в апреле, как ожидается, должен состояться официальный визит в Москву Ислама Каримова, имеющего привычку развязывать проблемные узлы в ходе личных встреч.

Нынешнее российско-узбекское взаимодействие, конечно же, будут внимательно отслеживать в Душанбе и Бишкеке, где не теряют пока надежды заручиться поддержкой Москвы в строительстве крупных гидроэлектростанций, против чего выступает Узбекистан. Конфликт интересов длится не первый год, противоборствующие стороны обращались за помощью к России, Западу и Китаю. Показательно, что ни один из крупных игроков не пожелал вмешаться в спор: пресловутый принцип колониальной Большой игры "разделяй и властвуй" в данном случае непригоден. Часть всегда меньше целого, так что покупатели не намерены делать выбор в пользу кого-то одного, теряя весь регион. В этой ситуации вопрос может звучать так - насколько успешно Москва овладеет новыми навыками взаимодействия со всеми партнерами?

31/03/2010
Санобар Шерматова, член Экспертного совета РИА Новости

Источник - РИА Новости

Поделиться:

Дата: