Нормализация армяно-турецких отношения: конец мифа?

Дата:

 Давид Петросян

Завершается март и кажется истекают все те "разумные сроки", в которые должны были быть ратифицированы армяно-турецкие протоколы, подписанные 10 октября прошлого года в Цюрихе в присутствии глав внешнеполитических ведомств США, России, Швейцарии (страна-посредник) и ЕС. Прогноз для инициаторов процесса нормализации армяно-турецких отношений неутешительный: вероятность ратификации парламентом Турции подписанных соглашений остается крайне низкой. Иное дело, что у президента С.Саргсяна нет проблем с ратификацией протоколов в Национальном Собрании Армении, но создается впечатление, что он несколько охладел к этому процессу и не намерен делать первый шаг в вопросе ратификации. Тем более, что между сторонами, скорее всего, была договоренность о том, что первыми ратифицировать протоколы должен был турецкий парламент. Налицо даже симптомы того, что подпись официального Еревана на цюрихских протоколах может быть отозвана.

По сути, турецкая сторона полностью увязав нормализацию армяно-турецких отношений с урегулированием Нагорно- Карабахского конфликта, торпедировала процесс нормализации.

До последнего времени автор этих строк избегал давать углубленные оценки подписанным в Цюрихе протоколам, уделяя при этом повышенное внимание процессу. Однако, на наш взгляд, в этой ситуации было бы полезно вернутся к подписанным осенью протоколам. На наш взгляд, в этих документах были три чрезвычайно выгодных для Анкары момента:

- Ереван согласился на создание исторической подкомиссии и, тем самым, согласился обсуждать с турками сам факт Геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны,

- Ереван согласился признать незыблемость нынешней армяно - турецкой границы, т.е. фактически снял все территориальные претензии к Анкаре, которые он мог выдвинуть со ссылкой на ряд правовых документов, связанных с Севрским договором 1920 года,

- Ереван отказывался от предусловий, в том числе, не настаивал на признании официальной Анкарой Геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны.

В случае ратификации протоколов Турция:

- должна была открыть сухопутную границу с Арменией,
- получила бы возможность для системной экономической экспансии в соседнюю страну,
- получила бы имидж страны, которая начинает вести более сбалансированную политику в регионе,
- смогла бы претендовать на куда большее влияние на процесс урегулирования Нагорно - Карабахского конфликта,
- получила бы ряд "бонусов" в своей политике на европейском направлении,
- правительство Р.Эрдогана-А.Давутоглу могло набрать рейтинг и на внутриполитической арене, связанный с реализацией политики "обнуления проблем" с соседними странами,
- при грамотном использовании преимуществ своей позиции, Анкара, при поддержке США и ЕС, могла достичь ситуации, когда у России возникли бы очень серьезные проблемы в вопросе удержания своих позиций не только в Армении, но и в регионе Южного Кавказа.

Однако Анкара сознательно отказалась от всех вышеупомянутых и неупомянутых преимуществ, полностью поддержав позицию Баку, т.е. выставив предусловия в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. В результате:

- несмотря на выдвижение предусловий в вопросе процесса урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и де-факто поддержки позиции Азербайджана, на данном этапе так не удалось избежать проблем в турецко-азербайджанских отношениях,

- Баку стал тесно сотрудничать с Ираном и Россией, продавая им газ, который потенциально мог бы быть поставлен в Турцию и для проектируемого газопровода Nabucco,

- на Анкару резко усилилось давление со стороны Вашингтона и Брюсселя по вопросу признания Геноцида армян в Османской Турции в годы Первом Мировой войны. Шведский Риксдаг большинством в один голос признал Геноцид армян. Аналогичное решение приняла комиссия по внешним отношениям Палаты Представителей Конгресса США и парламент Автономного Сообщества Каталония (Испания). Вполне возможно, что тема Геноцида армян будет дебатироваться в парламентах Болгарии, Великобритании и Испании. Ответная реакция Анкары на эти решения была не очень продуманной и недальновидной. В частности, речь идет о заявлении премьера Р.Эрдогана о том, что из страны могут быть высланы 100 тыс нелегальных трудовых мигрантов из Армении (цифра сильно преувеличена. Реально число армянских гастарбайтеров в Турции колеблется около цифры в 15 тыс человек). Это его заявление вызвало острую критику не только на Западе и в Армении, но и в собственной стране,

- резкое ухудшение американо-турецких отношений, вплоть до отзыва турецкого посла из Вашингтона,

- актуализация армянской и курдской темы в турецком внутриполитическом дискурсе, что формирует не самые лучшие предвыборные позиции для Р.Эрдогана и его партии "Справедливость и развитие".

В целом, можно предположить, что беспрецедентное давление, которое оказывают сегодня на Анкару США и некоторые их союзники, в связи с Геноцидом армян, обусловлено прежде всего тем, что Вашингтон хочет получить гарантии по использованию своих военных баз и объектов, расположенных на территории Турции, в случае конфликта с Ираном. Сложно спрогнозировать, удастся ли добиться этого американцам в обозримом будущем. Но то, что "большой торг" по этому вопросу набирает темп, а цена растет - очевидно.

В сложившейся ситуации можно констатировать, что все события, связанные с армяно-турецким процессом, стали пищей для размышления в армянском политическом, экспертном и бизнес- сообществах. Впервые указанные сообщества приняли участие в одном политическом процессе с Турцией и увы стали свидетелями того, что и в Анкаре могут допускать внешне- и внутриполитические ошибки, могут делать плохо продуманные шаги и заявления. Так, некоторые заявления турецкого руководства были достаточно комичны. Например, когда турецкий премьер вдруг стал давать советы руководству Армении по вопросу взаимоотношений официального Еревана с многочисленной диаспорой.

Ранее внешняя политика Турции представлялась из Армении как чрезвычайно гибкая и дальновидная. Оказалось, что это далеко не так. Выяснилось, что Анкара тоже совершает ошибки в играх с "сильными мира сего". Это стало откровением для всего Армянства и миф о гибкости турецкой внешней политики если не рухнул, то уж точно сильно пошатнулся.

Можно констатировать, что за последние 20 лет Турция вторично упускает возможность нормализовать отношения с Арменией. Впервые это было в 90-ые годы во времена правления президента Л.Тер-Петросяна, который очень жестко придерживался принципа установления дипломатических отношений без предусловий. Нынешняя попытка, стартовавшая летом 2008 года в Москве с началом "футбольной дипломатии", дала Анкаре куда более выгодные условия чем в 90-ые, т.к. администрация С.Саргсяна де-факто пошла на подписание протоколов, учитывающих турецкие предусловия. Мы не уверены, что аналогичный шанс предоставится Турции в обозримом будущем.

Весь процесс станет уроком и для посредников, прежде всего для США. Вашингтон впервые по-настоящему задействовал "армянскую карту" против Турции. Промахов со стороны Госдепартамента тоже было сделано предостаточно. Тем не менее, все главные действующие лица приобрели бесценный опыт. Если этим опытом правильно распорядится в дальнейшем, то позитивный результат в вопросе нормализации армяно- турецких отношений вполне реален.

источник: ИАЦ "Ноян Тапан"

Поделиться:

Дата: